Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 03:28, реферат
Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т. е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.
Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействует управление и власть: экономика, социальная жизнь, право, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.
Политическая жизнь и властные отношения
Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т. е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.
Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействует управление и власть: экономика, социальная жизнь, право, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.
Побудительной основой политической жизни является функционирование и развитие политических потребностей и интересов, которые относятся к жизненно необходимым потребностям личности, утверждающим чувство человеческого достоинства. Например, потребность в гражданских правах и свободах, в судебно-правовой защите от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, потребность в возможности обжалования действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, желание реализовать свой интерес путем проникновения в органы власти или установления собственной власти и др.
Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, взаимодействовать. Поскольку политические отношения формируются на основе совпадения или расхождения социально - политических потребностей и интересов, постольку отношения проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов политической жизни.
Ключевым понятием, которое позволит осмыслить всю систему политических отношений, является понятие «власть».
Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.
Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.
Политическая власть - это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства и правоохранительных учреждений.
В политологии существует несколько подходов к определению понятия «власть». Каждый из подходов характеризует какую-либо сторону, грань этого понятия, что свидетельствует о многогранности самой власти как социального явления (1,2).
Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.
Функции политической власти: а) обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций; б) управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп; в) поддержание целостности и единства общества.
Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением, тем более насилием. К этому побуждают лишь конкретные объективные причины. В демократических обществах политическая власть реализуется главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование, рассчитанное на сознательное, добровольное участие масс в проведении политических акций и принятии политических решений.
Главный аспект политической власти - это организация, упорядочение общественной жизни различными способами-формами: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль. Каждая из форм или их совокупность в той или иной степени обеспечивают организованность и управляемость общества.
Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Однако политическая власть может функционировать, не опираясь на институт права, а при помощи организации с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Примером такой власти могут послужить партийные, региональные и международные политические организации и их центры.
Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основные вида легитимной власти:
1. Рациональный
тип - разумно обоснованный, целесообразный.
В этом типе властвующие продум
2. Традиционный тип власти основан на вере в святость, незыблемость традиций, т. е. передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков, правил поведения. Право властвовать закрепляется за теми, кто получил власть в силу данных традиций. Решения и действия субъекта, осуществляющего эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся традициям.
3. Харизматический
(от греческого «харизма» - божественный
дар, благодать). Харизматическая власть
основана на исключительных
Детально анализируя каждый тип власти, М. Вебер особо отмечает значение рационального типа (З). Для большинства современных государств характерна рациональная легитимность, когда основным правовым актом является демократическая Конституция, а властные отношения формально регулируются нормами права. Однако общественное признание политических лидеров, их положительная оценка массами нередко зависит и от разумного сочетания лидерами рационализма с традициями данной страны, с обладанием в известной степени харизмой.
В демократическом обществе реализуется концепция разделения государственной власти на три ветви: законодательную (формирование законов), исполнительную (реализация законов), судебную (защита граждан и законов). Это необходимо для того, чтобы все виды власти были сбалансированы и сдерживали друг друга от попытки какого-либо произвола.
Необходимо подчеркнуть, что в обиходе широко распространено понятие «четвертая власть». Так называют средства массовой информации - прессу, радио и телевидение. Имеется в виду, что политические журналисты весьма многосильны в критике, в разоблачениях, которые вполне могут привести к изменениям в сфере власти. Однако сами средства массовой информации властью не являются, поскольку властных функций у журналистов нет. Они не могут самостоятельно приказать, распорядиться, что-либо официально запретить.
Органы массовой информации выступают либо в роли «уполномоченного заявить» о решениях той или иной ветви власти, либо в роли комментатора и интерпретатора таких решений. Вот почему прессу, радио и телевидение можно назвать властью лишь иносказательно, беря слова «четвертая власть» в кавычки.
Политическая власть обычно реализуется как легально-официальная, представленная в виде формализованных структур (институты, органы, аппараты власти). Однако она может быть и нелегальной (неформальной, неофициальной). Это - власть влиятельных лиц, группировок, скрытых от глаз общественности - лоббизм (от англ. слова «лобби» - «кулуары», буквально – «коридоры»).
Лоббизм - это разновидность закулисной политики, особый механизм реального воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев, групп или отдельных лиц.
Лоббисты проводят своих представителей в законодательные и исполнительные органы, совершают подкуп законодателей, ответственных чиновников, политических лидеров, представителей печати.
Скрытность механизма лоббирования, его нелегальность создают почву для политической коррупции, грубейших злоупотреблений властью.
Практически в каждой стране существует «политическое лобби», мощно воздействующее на государственную власть и политику государства. К этому следует добавить и тот факт, что нередко власть лоббируют и мафиозные структуры, преследующие сугубо криминальные цели.
Не случайно политическая жизнь общества реализуется в отношениях и солидарности, и соперничества, и компромисса, и вражды, и конфликта и войны, а основными средствами реализации политической власти являются право, авторитет, убеждение, традиции, харизма, манипуляции, принуждение, насилие и пр.
Категории «власть», «властные отношения» являются центральными для понимания политической жизни общества. Специфика остальных категорий, включенных в проблематику политической жизни, заключается в том, что они раскрывают различные стороны и отношения политической власти. Так, категория «политическая система» характеризует взаимоотношение различных институтов власти в процессе их функционирования; «политический процесс» отражает совокупную деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит формирование, развитие и использование политической власти; «политическая социализация» означает процесс усвоения личностью норм и ценностей, поддерживаемых в обществе данной системой власти; «государство» рассматривается как основной институт политической власти; «армия» – как специфический инструмент политической власти, призванный вооруженным путем защищать ее целостность.
Читать полностью: http://all-politologija.ru/