Политические и правовые учения Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:48, творческая работа

Описание работы

С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты. Наряду с ритой в ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения. Дхарма - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение , но вместе с тем мораль, ритуал, знание вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны - тоже дхарма.

Файлы: 1 файл

политико правовые учения в древнем риме.ppt

— 4.05 Мб (Скачать файл)

Политические и правовые учения Древнего мира

 

Презентацию выполнила:

Сарсенбек Индира

ЮП

2 курс

Политические и правовые учения Древней Индии

Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты - веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре.

Как источник политической мысли наибольший интерес представляет «Ригведа» (собрание гимнов) - первый дошедший до нас памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи и «Атхарваведа» - сборник заговоров и заклинаний.

  
С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты. Наряду с ритой в ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения.  Дхарма - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение , но вместе с тем мораль, ритуал, знание вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны - тоже дхарма. 

 Интересен «закон кармы», который заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не слепой судьбой, а его собственным поведением. Закон кармы представляет  собой мировоззрение, при котором человек должен смириться с действительностью в ожидании награды в ином мире. 

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе»)

Автором считается Каутилья – советник царя основавшего империю Маурьев.

«Артхашастра» – наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

Идеи «Артхашастры» выражали программу уступок со стороны светской власти и жречества.

Буддизм

 

 Формирование крупных государств сопровождалось формированием новой идеологии.

Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни (563 - 483 гг. до н.э.). Будда означает познавший истину, достигший просветления. Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Центральная идея буддизма-освобождение человека от мирских страданий.

Политические и правовые идеи в Древнем Китае:  
Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шан-Ян

Зарождение даосизма

 

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). 

 

Идеология раннего даосизма

 

Отражала воззрения мелковладельческой знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

 

Суть даосизма

 

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе - сыне неба", дарующих законы дао народу.

 

Конфуций

 

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать.

 

Идеология конфуцианства

 

Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы". Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба"

 

Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.

 

Храм Конфуция в Китае

Моизм

 

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы – основатель школы моистов.

    • Моизм выражал интересы мелких собственников  (земледельцев, ремесленников), положение которых было неустойчиво.
    • Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства.
    • Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Также считал, что для установления единства государства следует насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград.

Появление легизма

 

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.

 

Трактат «Книга правителя области Шан».

 

Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан». Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разработали учение о технике отправления власти.

 

Политические и правовые учения  Древней Греции

Периоды развития политико-правовой мысли

 

    • Ранний период (IX—VI вв. до н. э.)  - связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит).

 

    • Второй период (V — первая половина IV в. до н. э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

 

    • Третий период (вторая половина IV—II в. до н. э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима (Эпикур, стоики, Полибий).

Политические и правовые взгляды софистов

 

Софистика (от греч. «софия» – мудрость) :

    • зародилась во второй половине V в. до н. э.;
    • владение искусством публично доказывать свою точку зрения;
    • учение об искусстве слова, красноречии.

 

Наиболее известными софистами признают: Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла, Фрасимаха.

 

Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм; не исчерпала своих возможностей и мифология.

Платон (427 – 347)

 

Настоящее имя Платона – Аристокл, житель Афин, представитель знатного рода; по преданию свое прозвище получил от Сократа за широкие лоб и грудь.

 

Платон получил обычное для знатного афинянина образование, рано познакомился с философией пифагорейцев, Гераклита. Автор десятков комедий, трагикомедий, 25 миниатюр-эпиграмм. Ученик Сократа.

 

Заслуги Платона: открыл философскую школу – Академию, создал классификацию форм государства, изобрел будильник, впервые применил систему реле, возможно является автором рассказа об Атлантиде.

 

 

Взгляды Платона на государство и право

 

    • Эпоха деятельности – кризис полисного строя.
    • Логическое основание политико-правового учения – объективный идеализм; считает, что душа человека имеет 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее; выделяет такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность.
    • Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы»
    • Считал, что государством должны править философы, идеальное государство – государство в равной  степени объединяющее элементы  монархии  и демократии.
    • К неправильным формам правления относил: тимократию, олигархию, демократию, тиранию.
    • Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.

Аристотель (384-322)

 

    • Древнегреческий философ, основатель античной политической науки.
    • Родина Аристотеля — греческий город-полис Стагира во Фракии. В детстве был другом будущего царя Македонии Филиппа. С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. В 41 год стал наставником  и другом Александра Македонского. В 336 г. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу – Лицей. В Лицее Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Нередко учеников Аристотеля называют перипатетиками.
    • С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.

Политические и правовые взгляды Аристотеля

 

    • Эпоха деятельности – кризис полисного строя.
    • Логическое основание политико-правового учения: считал, что душа человека имеет 2 начала – разумное и волевое. Главное в жизни каждого пойти по пути добродетели, в число которых входит мудрость, скромность, щедрость.
    • Основные работы: Аристотель является автором многочисленных работ в различных областях знаний. Применимо к истории политических и правовых учений главным трудом является «Политика»
    • Классифицировал формы правления на правильные и неправильные.
    • Дал определение таким категориям, как справедливость, государство, право, разделяя последнее на естественное и позитивное.
    • Идеальной формой правления считает политию, как сочетание олигархии и демократии.

Формы правления по Аристотелю

Полибий (210 – 128)

 

    • Греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления государства.
    • Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее — за Римом.

Политические и правовые взгляды Полибия

 

    • Эпоха: утрата греческими полисами независимости.
    • Логическое основание политического учения. Историзм. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.
    • Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства.

Политические и правовые учения Древнего Рима

Периодизация политико-правовой мысли

 

    • царский (754—510 гг. до н.э.);

 

    • республиканский (509—28 гг. до н.э.);

 

    • императорский (27 г. до н.э.— 476 г. н.э.).

 

Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме

 

    • Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут свое начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих Полисов.
    • Политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей.
    • Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды.
    • В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

Информация о работе Политические и правовые учения Древнего мира