Политические и правовые учения в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:29, реферат

Описание работы

В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Содержание работы

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3
§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………........3
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и
Древнего Китая............................................................................................................5
Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции……….....………..6
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13
§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20
§ 3. Учение римских юристов о праве…….....…………………………….22

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Отмеченные  идеально-правовые  качества  права  и  закона  подразумеваются и там, где римские  юристы  заняты  юридико-техническим анализом закона и  иных  источников  права.  Например,  когда  юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права:  повелевать,  запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл  (и  силу)  лишь постольку, поскольку речь  идет  об  императивах  (велениях)  именно права, т.е. справедливого права. Данное принципиальное  обстоятельство ясно подчеркивают сами юристы. Так, Павел пишет: «To, что  воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на  последствия». Иначе говоря, то, что  противоречит  принципам  (началам) права, не имеет юридической силы.

Ту же мысль развивал и Юлиан: «Тому,  что  установлено  вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу».

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию  в  детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах  и  приемах  толкования норм права, призванных  обеспечить  адекватное  установление  смысла толкуемого источника.

Важным достижением  римской юридической мысли  является  деление права на публичное и  частное.

В  области  публичного  права  римские   юристы   разрабатывают правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных  органов (магистратур) и должностных лиц,  понятия  власти  (imperium), гражданства и ряд  других  институтов  государственного  и  административного права. При переходе  от  республики  к  монархии  римские юристы приложили  немало  усилий  для  правового  оформления  режима цезаризма и обоснования  претензий  императоров  на  законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал Гай. Акты императора являются законом  также  и  согласно  Ульпиану.  Ему принадлежат следующие утверждения: «принцепс свободен от соблюдения законов», «что угодно принцепсу, то  имеет силу  закона».  Следует, правда, иметь в виду, что первое из приведенных суждений  высказано Ульпианом не в качестве положения общего характера, а в специальном контексте - применительно к двум  законам о наследственных  правах патрона после смерти отпущенника, так что подразумевается, что принцепс свободен от соблюдения именно этих законов (т.е. может как-то изменить круг или права наследников). Во всяком случае, рассматриваемая  формула  для  самого  Ульпиана  никак  не  означала  признания какого-то права (принцепса) на произвол, хотя, вырванная  из  своего частного контекста, она приобретает более общее и, несомненно, более опасное звучание.

Основное внимание римские  юристы  уделяли  разработке  проблем  частного права и прежде всего  цивильного права. Юрист Гай  трактовал  цивильное право как право, установленное  (письменно  или  устно)  у того или иного народа (например, у римлян,  греков  и  т.д.).  Эта трактовка дополняется у Папиниана  указанием  источников  цивильного права - законов, плебисцитов, сенатусконсультов,  декретов  принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения  и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же  духе  Марциан  называет  преторское  право «живым  голосом цивильного права».

У Цицерона речь соответственно шла о велениях и  запретах,  у юриста Квинтилиана - о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

В области цивильного права  римские  юристы  обстоятельно  разработали  вопросы  собственности,   семьи,   завещаний,   договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой  тщательностью  отличается их освещение  имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника, товаровладельца. «Римляне, - отмечал К. Маркс, собственно, впервые разработали  право  частной  собственности,  абстрактное право, частное право, право абстрактной личности.  Римское частное право есть частное право в его классическом выражении».

Объектом собственности  наряду с животными и другими  вещами  являются, согласно римскому праву и учению юристов, также  и рабы.

«Важнейшее различие в правовом положении лиц, -  писал  Гай,  - то, что все люди - или свободные, или рабы. Также из свободных  одни - свободно  рожденные,  другие  -  отпущенники».  Такое  же  деление проводит Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву  народов,  так как «по естественному праву все рождаются свободными».

Право народов, как его  понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы  имущественных  и иных договорных отношений римских  граждан  с  неримлянами  (перегринами). В своей значительной части это  право  народов  создавалось посредством эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило  взаимодействие  и взаимовлияние норм цивильного права и права  народов,  превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции Римского государства и частные интересы римлян в их  отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.

О круге вопросов, подпадающих  под действие права народов,  Гермогениан пишет:  «Этим  правом  народов  введена  война,  разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа,  наймы, обязательства, за исключением тех, которые  были  введены  цивильным правом».

Право народов содержало  целый ряд  норм  международно-правового  характера (сам термин «международное право» у  римлян  отсутствует). Согласно праву народов, море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война  или  кто  сам  публично  объявил войну римлянам. Противник же в необъявленной войне - это «разбойники или грабители». Запрещаются все сделки с врагами. Павел  подчеркивает, что не дозволяется под страхом смертной казни  продавать  врагам камни, служащие для точки железа, так же, как железо, зерно и  соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и  становился рабом. О  неприкосновенности  послов  врага  Помпоний  пишет: «Если кто-нибудь  ударит  посла  врагов,  то   это   действие   признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы какого-либо народа и им была объявлена  война, то они остаются свободными, ибо это соответствует праву народов».

Творчество римских  юристов оказало большое влияние  на  последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой  юридической культурой  римской  юриспруденции  (обстоятельность  и  аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность  разработанных проблем общетеоретического и юридико-технического профиля  и  т.д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в  дальнейшей истории права.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый  ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной  научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно  уже  потому, что многие современные понятия, термины  и  конструкции  восходят  к римскому праву и римским юристам.

Общее значение эпохи  древности в истории учений о  государстве и праве определяется, прежде всего, тем, что эта эпоха  явилась временем возникновения  и становления политико-юридического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА :

 

 

1. Бурханов Р.А. Политические  учения античности. : Учебно-методическое  пособие. - Нижневартовск: издательство  Нижневартовского педагогического института, 1995.

2. Нерсесянц В.С. Политические  учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

3. История политических  и правовых учений. Учебник под  ред. В.С.Нерсесянца. М. : Инфра-М, 1996.

4. Хрестоматия по истории  государства и права зарубежных  стран. Под ред. З.М. Черниловского.  М.: Юридическая литература, 1984.

5. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Политические и правовые учения в Древнем мире