Политические и правовые взгляды И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Целью работы является: раскрыть основные положения учения И. Канта о государстве и праве.
Задачи:
1) показать этические основы учения Канта о праве и государстве;
2) раскрыть основные политико-правовые взгляды Канта;
3) выявить основные положения учения Канта о государстве.

Содержание работы

Введение
I. Глава Этические основы учения Канта о праве и государстве
1.1. Учение Канта о праве
1.2. Учение Канта о государстве
II. Глава Решение практических задач юриспруденции в философской системе И.Канта
2.1 Классификация форм правления
2.2 Соотношение вины и наказания
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

«Политические и правовые взгляды И. Канта».docx

— 202.76 Кб (Скачать файл)

«Государственные  формы, – отмечает Кант, – это  всего лишь буква (littera) первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора (anima pacti originarii) налагает на устрояющую власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем». 1

Таким образом, И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.

 

     2.2 Соотношение  вины и наказания

 

Хотя  право и мораль – самостоятельные, «суверенные» механизмы регуляции  и формы духовности,. в нашем  общественном сознании прочно утвердились  представления, в соответствии с  которыми есть такая сторона во взаимосвязи  рассматриваемых явлений, где приоритет безусловно принадлежит морали. Это, по убеждению многих людей, – значение в области права основополагающей моральной категории - справедливости. Той справедливости, которая,  характеризует начала  «равновесности» в праве и соотносится с его определяющим качеством – бытием и действием права в качестве «равной меры».

Индивид, по Канту, есть существо, в  принципе способное стать “господином  самому себе” и потому не нуждающееся  во внешней опеке при осуществлении  того или иного ценностного и  нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу  только для реализации “категорического императива”, сплошь и рядом она  перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством  объективного общего закона свободы,            Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения  людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в  чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более  нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

       Таким образом, философия нравственности  И. Канта содержит богатую палитру  добродетелей, что свидетельствует  о глубоком гуманистическом смысле  его этики. Этическое учение  Канта имеет огромное теоретическое  и практическое значение: оно  ориентирует человека и общество  на ценности моральных норм  и недопустимость пренебрежения  ими ради эгоистических интересов.

                 Кант был убежден, что неизбежная  конфликтность частнособственнических  интересов может посредством  права приводиться к определенной  согласованности, исключающей необходимость  прибегать к силе для разрешения  противоречий. Право Кант трактует  как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

                  Нельзя не отметить и такую  ныне актуальную проблему, которая  рассматривается в социальной  философии И. Канта как проблема  первенства морали по отношению  к политике. Кант выступает против  таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях  захватывай чужие территории, подыскивая  затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в  преступлении, которое ты сам  совершил; 3) разделяй и властвуй.

               Кант считает необходимым средством  борьбы против этого зла гласность,  рассмотрение политики с точки  зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности.  Кант утверждал: «Право человека  должно считаться священным, каких  бы жертв это ни стоило господствующей  власти»1.

Социально-политические воззрения  Канта, как и вся его философия, пронизаны духом аристократической  прусской реакции. Время от времени  в них слышится трусливый голос  немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы,  по обычной для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу.  Целью государства является, по Канту, не «благополучие» людей, а суровое и непреклонное «долженствование», осуществление абстрактной и формальной «справедливости».

Истинное призвание права –  надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором  она могла бы нормально проявлять  себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида2.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей  соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать  их нарушению и восстанавливать  нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал  необходимость для государства  опираться на право, ориентироваться  в своей деятельности на него, согласовывать  с ним свои акции. Отступление  от этого положения грозит потерей  доверия и уважения своих граждан.

Общество в целом, прежде всего  в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Либерализм — это тен-аснцня к ограничению вмешательства государства в жизнь граждан. Государство не вправе также опекать своих граждан, подобно тому как родители опекают малолетних детей. «Правление отеческое,— пишет И. Кант, — при котором подданные, как несовершеннолетние. не в состоянии различить, что для них полезно или вредно... Такое правление есть величайший деспотизм». С точки зрения либерализма между гражданами и государственной властью отнюдь не обязательна любовь, но необходим и достаточен минимум взаимного доверия

И. Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем (без внутреннего противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Или, другими словами: поступай так, как будто правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом природы. Расшифровывая это правило, И. Кант получает окончательный вывод: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство.

 

Таким образом, Единственное и достаточное его основание — человек как разумное существо. Он покоится на признании важности тех свойств и признаков (прежде всего разума), по которым все люди могут быть отнесены к единой категории рода человеческого.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проводя исследования, поставленная цель была достигнута, и  так в учении И. Канта о государстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французской революции. Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве.

Учение  Канта о праве стало основой  для нормативизма, оно исходит  из представления, что нормы права  абсолютно независимы от законов  развития общественной жизни и принципиально  отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни  выражают необоснованность, в которой  воля человека бессильна.

С учением  Канта тесно связана теория правового  государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции. Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального.

 

Задача  выполнена таким образом: так как цель человечества - стремление к миру, цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.

Единственное и достаточное  его основание — человек как  разумное существо. Он покоится на признании  важности тех свойств и признаков (прежде всего разума), по которым  все люди могут быть отнесены к  единой категории рода человеческого.

 

 

 

1   Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. -   М.,1995. С. 216.   

1   Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007.  С. 317.

2  Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С.306.

3  Там же. С. 291 - 292.

1  Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 290.

2  Там же. С. 310 - 311.

3  Там же. С. 318.

4  Там же. С. 329.

1 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 354.

2 Там же. С. 353.

1 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 382.

2 Там же. С. 357.

3 Там же. С. 358.

4 Там же.

1 Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 1988. С. 215.     

1 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 394.

1  Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 397.    

1 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 394.

2 Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М., 1965.


Информация о работе Политические и правовые взгляды И. Канта