Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:51, доклад
Августи́н Блаже́нный (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия — 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) — Блаже́нный Августи́н, Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».
Августи́н Блаже́нный (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия — 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) — Блаже́нный Августи́н, Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное
впечатление. В частности, он защищает
(против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано[источник не указан
Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).
В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, т. к. она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес свое изречение: "Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность... Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!". В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.
В 373 году, после прочтения «Hortensius» Ц
Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства.
Во время пребывания Августина в Милане в 384-388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завел другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.
После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане принял крещение от руки Амвросия.
После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».
Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.
Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
Аврелий Августин (Августин
Блаженный) (354 — 430 гг. н.э.) — христианский богослов, епископ.
Эпоха. С IV в. н.э. христианство в Римской
империи становится государственной религией.
Распад и кризиса Римской империи. В 395
г. Римская империя была разделе на на
Западную и Восточную. Разграбление Рима
в 410 г. вестготами.
Биография. Выходец из Африки: родился
на террито рии нынешнего Алжира. Мать
— христианка, отец — язычник. До 33 лет
тоже был язычником, в 33 года крес тился.
Вернулся в Африку, был рукоположен в епископы
и с 396 г. — епископ города Гиппона (Северная
Африка).
Логическое основание политического учения.
Теоцен- тризм (в центре мироздания — Бог).
Исходя из этой посылки, Августин предлагает
следующее понимание ис тории человечества
и самого человека. История человече ства
— это осуществление божественных предначертаний.
Цель человечества — достижение града
Божия. Установит ся вечный мир, будет
состояние, в котором невозможно грешить,
не будет зла, будет нескончаемый досуг,
не будет труда, вызываемого нуждой.
Августин различает две природы человека:
до грехопадения человек был невинным
существом;
после грехопадения и понесенного наказания
человек стал «смертным, невежественным
и подчиненным плоти».
Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили
грех перед Богом: они отведали от древа
познания, отравив тем самым все мироздание.
Основные работы: «О граде Божии», «Исповедь»,
«Трактат о ересях».
Содержание политического учения. Понимание
Авгу стином истории человечества и понимание
греховной при роды человека нашло прямое
отражение в его политичес ком учении,
которое было изложено в книге «О граде
Божии» (De civitate Dei).
Происхождение государства. Августин
считает, что го сударство является следствием
греховной природы челове ка. В подтверждение
этого тезиса Августин приводит два доказательства:
согласно Священному писанию от Адама
и Евы роди лись Авель и Каин, а Каин убил
Авеля. Каин же как раз и является по Священному
писанию создателем государства: «и построил
Каин город». Авель же, праведник, никакого
града не построил. Следовательно, создателем
государства явился грешник, братоубийца;
из история Рима известно,
что основателем римского государства
был Ромул — братоубийца Рема.
Сущность государства. Государство как
система господ ства одних людей над другими
представляется Августину и как наказание
за первородный грех Адама, и как средство предупреждения
совершения людьми новых грехов.
Государство предназначено не для достижения
людьми счастья и блага (так считали Платон,
Аристотель, Цице рон), а только для выживания
в этом грешном мире.
Августин допускает, что в правильном
(bene constituta) земном государстве человек
может испытать лишь отблеск счастья.
В государстве, «хорошо управляемом монархами,
властителями, законами или всеми вместе,
человек может постичь то, что называет
счастьем толпа».
Что отличает государство от шайки разбойников?
Августин, рассуждая о справедливых и
несправедливых государствах, пришел
к выводу, что несправедливое го сударство
подобно шайке разбойников: «Итак, при
от сутствии справедливости что такое
государства, как не большие разбойнические
шайки; так как и самые разбой-нические
шайки что такое, как не государства в
миниа тюре? И они также представляют собой
общества людей, управляются властью начальника,
связаны обоюдным со глашением и делят
добычу по добровольно установленно-
му закону. Когда подобная шайка потерянных
людей возра стает до таких размеров, что
захватывает области, основы вает оседлые
жилища, овладевает городами, подчиняет
своей власти народы, тогда она открытее
принимает назва ние государства...». Августин
рассказывает притчу, соглас но которой
к Александру Македонскому на суд привели
пирата, которому император задал вопрос:
какое право ты имеешь грабить на море?
Пират дерзко ответил: такое же, что и ты,
разница лишь в том, что я это делаю на
неболь шом судне и меня называют разбойником,
а ты располага ешь большим флотом и тебя
величают императором.
К справедливому государству Августин
относит «хрис тианское государство»:
«Государство лучше всего устроя- ется
и хранится, будучи основано и связано
верой и проч ным согласием, когда все
люди любят общее благо. Высшее же благо
есть Бог».
Политическая мысль Средневековья: Аврелий Августин и Аквинат
Августин Аврелий
Августин (354-430) и Фома Аквинский(1226-1274) - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так, Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.
Аквинат
Перетолковав господствующую августинскую интерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.
В работе "Сумма теологии",
которую можно назвать
Аквинат указывал, что естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его. Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.
Идеальной формой вправления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом.
Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечном счете, подчинены духовной. Духовное бытие людей - компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском обществе: церкви и государства.
Благодаря Христианству политическая мысль поднималась на новый уровень. Будучи прямым источником индивидуальной морали, христианство вносило в общение людей дух нового христианского правосознания. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Наряду с этим христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть как великое бремя ответственности.