Политические идеи реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:34, реферат

Описание работы

XVI в. - век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика политических и правовых идей Реформации ……. 4
2. Политическое богословие Мартина Лютера ………………………………... 8
3. Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина …………………. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы …………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

СУРС.docx

— 36.23 Кб (Скачать файл)

Нормативные требования к государственной власти. С точки зрения Лютера, христианский правитель должен считать себя слугой Божьим, а не господином народа. Государственная власть - не привилегия, а бремя, возложенное на него Богом. Власть воспринимается Лютером как Божья служба лишь тогда, когда правитель не руководствуется своекорыстными интересами.

Как правило, светские правители - не лучшие образцы человеческой породы: «...с сотворения мира мудрый князь - птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко - чего-либо хорошего». Но если правитель умен и благочестив - это добрый знак Божьей милости для страны История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 135..

Учитывая печальный политический опыт прошлого и настоящего, Лютер разрабатывает ряд требований к государственной деятельности. Исходной их посылкой является представление о власти как ремесле. Политика, как и ремесло, требует умений. В частности, правитель должен знать реальную обстановку в стране, планировать свои действия, и, сообразуясь с голосом разума (и волей Бога), определять, в каких случаях следует применять меры принуждения или убеждения.

И, наконец, правитель обязан помнить о том, что его власть небеспредельна. Границей деятельности государства является внутренний мир человека. Он находится вне пределов юрисдикции государства, «...душа ... не во власти кесаря; не может он ее ни поучать, ни возглавить, ни умертвить, ни оживить, ни вязать, ни решать, ни судить, ни осудить, ни держать, ни отпустить, что, однако, должно было бы быть, если бы он обладал властью повелевать ею и диктовать ей законы; но он вполне может поступать так с телом, имуществом и честью, потому что они находятся под его властью».

Лютер предъявляет нормативные требования не только к властвующим, но и к подвластным. Основная их обязанность - подчиняться государству, что Лютер обосновывает как средствами теологии, так и рационализма. Во-первых, он утверждает, что Бог скорее стерпит несправедливое правление, нежели позволит черни бунтовать. Мятеж - есть происки дьявола. Во-вторых, бунт против власти неразумен, так как его тяжесть, как правило, обрушивается на невиновных. Но в одном-единственном случае подданные все же имеют право на пассивное сопротивление: если правитель посягает на свободу совести Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. - М., 2002. - С. 85..

Правовое учение Лютера. Лютер относился к праву критически, что неудивительно, так как современное ему право покоилось на принципе неравенства людей (в частности, для мирян и священников существовали разные системы права). Уничтожающей критике он подверг каноническое право, утверждая, что оно сводится «не к книгам, а к произволу папы и его льстецов... Из-за канонического и светского права [жизнь] всех сословий не сообразуется не только со Священным писанием, но и естественным разумом». Вместе с тем, он утверждал, что государь должен уметь законодательствовать не хуже, чем владеть воинским искусством. Целью закона является охрана жизни людей, их доброго имени и собственности. Важно при этом помнить, что, во-первых, закон не всесилен, во-вторых, он должен соответствовать слову Божью. Когда нет гармонии человеческого и божественного закона, руководствоваться человеческим законом нельзя. Достичь этого соответствия можно только с помощью разума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Богословская  и политическая доктрина Жана Кальвина

 

Жан Кальвин (1509-1564) получил философское, юридическое и богословское образование. Под влиянием идей М. Лютера стал критически относиться к католической церкви и, в конце концов, порвал с ней. Спасаясь от преследований, бежал в Швейцарию, где не только создал свои теоретические произведения, но и приобрел практический политический опыт, руководя Женевской консисторией. Основная работа Кальвина - «Наставление в христианской вере», в которой одна из глав посвящена вопросам гражданского правления.

Доктрины божественного предопределения и мирского призвания. Ж. Кальвин разработал доктрину предопределения, согласно которой Бог заранее предопределяет, кому будет дарована благодать, а кто обречен на вечное проклятие. При этом не помогут никакие «добрые дела». Как ни парадоксально, эта фаталистическая доктрина стимулировала активную мирскую деятельность людей. Ведь если человек обречен на гибель, то, что бы он ни делал, ему ничто уже не повредит. С другой стороны, успех в делах, прежде всего, в профессиональной деятельности, может быть истолкован как знак избранности, как свидетельство о грядущем спасении Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997. - С. 60..

Идею божественного предопределения естественно дополнила идея «мирского призвания». В соответствии с ней долг каждого христианина - быть хорошим профессионалом в избранном им деле, быть бережливым и рачительным хозяином. На основе идеи мирского призвания выросла новая, буржуазная этика (протестантская этика - по выражению Макса Вебера).

Главными социальными ценностями стали труд и его результат - собственность, главным мерилом соответствия человеческой деятельности Божьему замыслу - успех в мирских делах. Идея мирского призвания, с иной стороны, нежели лютеровскии принцип равного достоинства, отрицала феодально-сословное строение общества. С позиций мирского призвания главным оказывалось не происхождение, а избранность для спасения, знаком чего был жизненный успех.

Политическая доктрина. Кальвин, как и Лютер, придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Вместе с тем у Кальвина появляется идея апологии и даже превознесения государства, неизвестная Лютеру.

Кальвин с возмущением отвергает точку зрения «фанатиков», которые в своем стремлении к духовному христианству высокомерно отворачиваются от политической жизни. По мнению Кальвина, значение государства «для человека не меньше, чем хлеба, воды, солнца и воздуха; более того, его место гораздо возвышеннее и почетнее». Оно служит целям поддержания общественной жизни и этой его функцией ни в коем случае нельзя пренебрегать. Но высшая цель и главная функция государства заключается в утверждении нравственного порядка и в защите христианской религии Маграт А. Богословская мысль Реформации. - Одесса, 1994. - С. 80..

Церковь должна быть свободна от государственного контроля, но при этом быть уверена в благожелательности и поддержке государства.

Кальвин считал, что любая форма правления, является одинаково законной и одинаково способной исполнять свои данные Богом обязанности.

Вместе с тем, он оказывает явное предпочтение аристократической республике. По его мнению, воля монарха редко находится в согласии с правосудием и благочинием. Поэтому наилучшим является правление, при котором люди могут свободно избирать светских и духовных должностных лиц. Свойственное республике плюралистическое (коллегиальное) правление ограничивает того, кто стремится господствовать над всеми.

Эту концепцию Кальвин имел возможность опробовать на практике. При нем в Женеве сложилось своеобразное теократическое правление, когда консистории (священникам) принадлежало право регламентировать жизнь общины, а магистрату - право исполнять и проводить в жизнь нормы-установки консистории. Следует отметить, что практический политический опыт Кальвина отмечен многими мрачными страницами. Жизнь граждан Женевы была сверхрегламентирована. Консистория и магистрат свирепо боролись с праздностью, роскошью, сурово расправлялись с еретиками. Однако в те времена это был один из первых опытов действительного самоуправления граждан Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. - М., 1998. - . 61..

Кальвин выдвинул идею слепой покорности государственной власти. Плохой правитель - это кара за людские грехи и он не меньше, чем хороший правитель заслуживает подчинения со стороны подданных. Но при этом в случае конфликта Божьего и государственного приказа предпочтение надо отдать первому. «При повиновении властям всегда должно быть допускаемо исключение из общего правила или, точнее, при нем должно соблюдаться следующего рода правило: повиновение властям не может нас отвлекать от повиновения тому, воле которого должны быть подчинены все королевские указы, повеления которых сильнее всех законов... Господь - царь царей, или король над королями, его голос должен быть услышан всеми и раньше всякого другого».

Кальвин поддерживал идею Лютера о том, что любой правитель обязан исполнять установленные Богом законы. Государственная власть - это разновидность мирского призвания и подобно всякому иному делу, должна исполняться со всем тщанием. Превысивший свои Богом данные полномочия перестает быть правителем и не может более пользоваться правами и привилегиями правления.

Право сопротивляться тирану Кальвин признавал только за органами власти, церковью, представительными учреждениями. Оно может быть реализовано только тогда, когда исчерпаны все легальные средства воздействия на правителя. Сопротивление тирану Кальвин оправдывал с теологических позиций. С его точки зрения, сопротивление тирану и его свержение нужно рассматривать как отпадение правителя от Божьей благодати, повлекшее Божью кару.

Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве.

Эта простая истина развернулась в учения об общественном договоре и народном суверенитете, столь характерные для Нового времени.

Еще более важной оказалась идея оправданного Божьим замыслом восстания против тирана. Не случайно провозвестники и идеологи Английской и Американской революций базировали свои теоретические рассуждения на идеях женевского реформатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Политико-правовой аспект лютеранства оказался чрезвычайно плодотворным для практики государственного строительства и правотворчества Нового времени. В первую очередь восприняты были идеи о равенстве и равном достоинстве людей, свободе совести, независимости человеческой личности от государства, личностных границах деятельности государственной власти. Немаловажную роль сыграли представления Лютера о политике как разновидности службы Божьей и, одновременно, ремесле (эту идею позднее развил Ж. Кальвин). Мысль Лютера о доступном законе впоследствии была развернута в цельную доктрину деятелями Просвещения и, особенно, Дж. Бентамом.

Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений. - М., 2005. - 472 с.

2. История политических  и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - 736 с.

3. История политических  и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. - М., 2000. - 381 с.

4. Кальвин Ж. Наставление  в христианской вере. - М., 1998. - 261 с.

5. Крестовская Н.Н., Цвиркун  А.Ф. История политических и правовых учений. - М., 2002. - 385 с.

6. Маграт А. Богословская мысль Реформации. - Одесса, 1994. - 280 с.

7. Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 1997. - 360 с.


Информация о работе Политические идеи реформации