Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, статья
Политические воззрения революционных демократов, последовательных и решительных противников крепостничества и самодержавия, были изложены прежде всего в работах А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Для их мировоззрения характерны тесное переплетение идей утопического (крестьянского) социализма на русской почве и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции.
Политические воззрения революц
Во время пребывания в Московском университете Герцен и его друзья “проповедовали декабристов и французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию.
Со временем его взгляды претерпевали изменения. После поражения июньской революции 1848 г. во Франции он писал, что “пора человеку потребовать к суду: республику, законодательство, представительство, все понятия о гражданине и его отношениях к другим и к государству”. “Революционная идея нашего времени”, то есть социализм, по мнению Герцена, “несовместна с европейским государственным устройством”.
Герцен считал сельскую общину главным опорным элементом в здании будущего русского социализма. В ноябре 1861 г. он выдвинул лозунг “В народ!”, ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к участию в освободительном движении. Герцен по праву считается одним из основоположников народничества. Социализм Герцена, по словам Бердяева, народнический и одновременно индивидуалистический. Его вера в крестьянскую общину основывается на том, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное началос общинным. Перспективными формами организации человеческого общежития Герцен считал монархию и республику.
Что касается Н.П. Огарева, то он еще в 1857 г. считал возможным отменить крепостное право и демократизировать общественное устройство России путем реформы сверху.
Н.Г. Чернышевский
также считал, что в общинном владении
присутствует “высшая форма отношений
человека к земле”. Внутриобщинное
регулирование без “
В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ. Он полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии.
Политическая идеология
революционных демократов исходила
из решительного отрицания не только
феодально-абсолютистских, но и других
эксплуататорских, в том числе
капиталистических, порядков. Они открыто
и последовательно делали ставку
в достижении своих демократических
социально-политических идеалов на
народную, крестьянскую революцию, остро
критикуя либерализм и реформизм. Чернышевский,
например, выступал в принципе за демократическую
республику с выборностью, подконтрольностью
и подотчетностью должностных лиц.
Отмечая такие достоинства
Политические взгляды
революционных демократов получили
свое продолжение в политических
теориях революционных
М.А. Бакунин(1814-1876) - основоположник русского анархизма - резко критиковал сторонников некритичного восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации. Необходимо, по его мнению, использовать опыт бунта и раскольничий опыт русского крестьянства.
Отрицательное отношение
к законам и законодательному
регулированию у него сложилось
под воздействием характерного для
анархизма негативистского
Среди требований Бакунина – контроль над государственной властью, “эмансипация общества” от государства. Завоевание свободы он связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. Соотношение социализма и свободы он выразил в следующей формуле: “свобода без социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы – это рабство и скотство”.
Последним из плеяды
всемирно известных русских анархистов
был
П.А. Кропоткин. Он стремился соединить
учение анархии с результатами современной
ему науки о природе и обществе и в особенности
с социально-философским учением о взаимной
помощи в животном мире и человеческих
сообществах.
Историческое развитие
государства он связывал с возникновением
поземельной собственности и
стремлением сохранить ее в руках
одного класса, который вследствие
этого стал бы господствующим. Социально
заинтересованными в такой
Сформулированный
Кропоткиным “
Информация о работе Политические идеи русских революционных демократов