Политические идеологии, их предназначение, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы выступает изучение современной политической идеологии во всех функциональных социально-политических и общественных проявлениях и взаимодействиях.
Исходя из основной цели, можно сформулировать следующие основные задачи данной работы:
- определить сущность политической идеологии, их предназначение, роль;
- рассмотреть основные функции политической идеологии;
- изучить современные политические идеологии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Основная часть
Глава 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии ……….. 5
Глава 2. Современные политические идеологии …………………………… 8
Выводы ………………………………………………………………………… 14
Список литературы …………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

В 60-90-е годы XIX в. марксистская концепция социализма и коммунизма господствовала в европейском рабочем движении. Эпоха революционных потрясений в Европе закончилась. Ставка на пролетарские революции не оправдала себя. Уровень жизни рабочего класса в результате забастовочной борьбы повысился. Все это предопределило раскол рабочего движения, которое развивалось под знаменем марксизма, на два направления.

1. Социал-демократическое  течение как политико-идеологическое отражение и организационное оформление реформистской тенденции рабочего движения, для которого характерна абсолютизация реформистских, легальных, парламентских средств борьбы за социализм и неприятие революционного прорыва к новому обществу с использованием насильственных средств.

2. Революционно-коммунистическое течение рабочего движения с его ориентацией на революционно-насильственные средства построения социализма и признание реформ лишь в качестве дополнительного и второстепенного аспекта революционных преобразований общества.

Современные альтернативные идеологические течения отражают новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, ставшего уже постиндустриальным (постмодерным, постматериальным, информационным, цифровым и др.).

Говоря об альтернативных идеологиях, начну я с феминизма. Эта идеология отличается плюрализмом. В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой женоненавистническим обществом, которое создали мужчины.

Главная цель феминизма —  свергнуть господство мужчин над женщинами, которое проявляется в постели, на службе, на улице, в зале парламента. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить существующее положение вещей. Отсюда призыв: тотальное сопротивление.

Основные приоритеты феминизма: борьба со всеми формами насилия над женщиной; проблемы здравоохранения, болезни и смерти; борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией женщин во всех профессиях; борьба за равный доступ к политической власти.

Экологизм возник как реакция на глобальные проблемы современности в частности на проблему «эйкоса» (окружающей природной и социальной среды). Как и в феминизме, в экологической идеологии существуют различные течения, зачастую противостоящие друг другу по вопросам понимания как самой экологии, так и способам решения экологических проблем.

Для решения экологических  проблем современности (защита окружающей среды от загрязнения отходами жизнедеятельности человека) в идеологии экологизма содержатся требования радикальных социально-политических преобразований: децентрализации, отказа от насилия, ядерного оружия и атомных электростанций, демократии участия, эгалитаризма и т.д.

Экологическое движение за сохранение благоприятной окружающей среды постепенно набирает силу, а экологизм становится влиятельной политической идеологией в развитых странах. Представители партий «зеленых» имеют места во многих парламентах мира.

Коммунитаризм, одно из самых новых идеологических течений, возникших на Западе в конце XX в. Как известно, Великая французская революция выдвинула лозунги: «свобода», «равенство», «братство». Все главные идеологии в той или иной степени испытали сильнейшее влияние данных идеалов. Однако во всех идеологиях идеал братства определялся лишь косвенно (например, как свободного и равного гражданства — в либерализме, национально-культурной идентичности - в консерватизме, солидарности трудящихся и эксплуатируемых классов - в марксизме), либо вообще не являлся предметом специального исследования.

Суть коммунитаризма — обсуждение и разработка различных аспектов братства как состояние общества и общественного идеала. На пути воплощения данного идеала коммунитаристы ставят и решают ряд взаимосвязанных проблем:

- тотальная критика современного  общества в его капиталистической и социалистической форме, включая все его институты, ценности и отношения (государство, партия, демократия, справедливость, демократическая личность и др.) Все они используются в манипулятивных целях и уводят людей от человеческих добродетелей, составляющих основу счастливой жизни.

- отбрасывание главных  политических идеологий современности, поскольку они породили множество непредвиденных последствий на практике. Вообще, вся современная общественная наука (экономика, социология, политология и др.) должна быть заново переписана под углом зрения ошибок и фальсификаций, а не успехов.

- обосновании значимости идеала братства.

Если феминизм и экологизм в России в той или иной степени имеют своих сторонников (общественно-политическое объединение «Женщины России» однажды даже преодолело 5% барьер и получило места в Государственной Думе, а экологические движения, несмотря на неудачу в избирательных кампаниях, постоянно заявляют о своем существовании), то коммунитаризм, как идеология в России практически неизвестен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

      Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные с ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в обосновании, оправдании. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место и в политической науке, и политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии.

      Я считаю, что идеология теснейшим образом связана также с формированием и институционализацией идей нации и национального государства. Более того, в течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга.

      Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели.

      Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практическое воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического. Для консолидации идеологии внешний враг имеет, пожалуй, не менее, если не более, важное значение, чем единство интересов ее носителей. Здесь внешний враг служит мощным катализатором кристаллизации этих интересов. Если врага нет, то его искусственно изобретают. Особенно отчетливо этот принцип проявляется в радикальных идеологиях, которые вообще не могут обходиться без внутренних и внешних врагов. Более того, сама суть этих идеологий выражается с помощью образа или образов врагов.

       И действительно, в истории слишком часто бывало так, что, казалось бы, совершенно нелепые идеи вызывали сильнейшие потрясения, подрывавшие устои казавшихся вечными империй, если люди верили этим идеям. В значительной мере это объясняется тем, что реальной материальной силой, разрушающей устои цивилизации, как правило, выступала масса. А массу можно привлечь не какими-либо сложными рациональными конструкциями, требующими специального аппарата доказательств и обоснований, а простыми, понятными, привлекательными, способными мобилизовать и стимулировать лозунгами, стереотипами, мифами, символами.

        Все сказанное позволяет сделать вывод, что политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идеологических течений и направлений.

        Поэтому высказываемые у нас часто доводы и рассуждения относительно необходимости отказа от идеологии в пользу деидеологизации как непременного условия строительства демократического государства лишены каких бы то ни было серьезных оснований, поскольку в современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов немыслима без идеологии.

          Подводя итог ко всему сказанному, на мой взгляд, политическая идеология одна из самых важных рычагов в управлении. Ведь толпа может очень многое, главное внушить им веру и идею, разделяющую обе стороны. Но я считаю, что политические идеологии, как полезны, так и на мой взгляд весьма опасны. Ведь люди порой могут заблуждаться в истинности той самой идеи, они могут стать всего лишь марионеткой в достижении каких либо корыстных целей идеологов.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.
  2. Гуторов В. Современная российская идеология как система и политическая реальность // Полис. 2001. № 3.
  3. Исаев Б.А. Политология. Краткая хрестоматия. – СПб.: Питер,  2008. - 224с.
  4. Малинова О. Семинар «Политические идеи и идеологии в публичной сфере» // Политэкс. 2008. №2.
  5. Политология: Учебник для вузов/  Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. — М: Издательство «Экзамен», 2004. — 320 с.
  6. Политология. Курс лекций/  Под ред. М.Н. Марченко - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 683 с.
  7. Соловьев А. Политическая идеология: логика исторической эволюции// Полис. 2001. №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические идеологии, их предназначение, роль