Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:53, контрольная работа
Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.
Ведение………………………………………………………………………....3
Противостояние принципов либеральной и консервативной
идеологий: история и современность…………………………………4
Социалистическая идеология и её разновидности…………………..18
Практический вопрос………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
Либерализм.
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:
Таким образом,
исходным базисом либеральной
идеологии можно считать
Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразно социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII – начала XIX вв. однако столь радикальным либерализм был не долго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот – вело ко все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставил либерализм с его требованиями свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.
Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра – в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, «новые либералы» принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, например, кейнсианство, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т. д.
В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. Оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные действия социально-политического реформаторства нашего столетия («новый курс» Ф. Рузвельта в 30 – е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50 – 60 – е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями «неолиберализма» (или «социального либерализма»). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиления государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма («либертаризм»), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления – идеологии консерватизма.
Консерватизм
Данное направление
идеологической мысли чаще всего
характеризуют как систему
По историческому
содержанию эго была попытка
теряющих свое устойчивое
Развернутая на этом исходном основании «контрсистема» принципов консервативной идеологии выглядела примерно так. Светоносный и всепобеждающий Разум революционеров – просветителей был заменен такими понятиями, как История, Жизнь, Нация. Смысл замены состоял в подчеркивании консерваторами ограниченности человеческого разума в осознании смысла и целей истории, а следовательно, и чрезвычайной опасности произвольного социального проектирования и переустройства. Жизнь не сводится целиком к рациональному началу, она не менее иррациональна, непостижима и загадочна. Игнорирование сил Провидения, божественного начала мира может дорого обойтись человечеству.
Выбор таких исходных понятий предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему. «Исторический органицизм» означает истолкование общественных процессов по аналогии с развитием любого живого организма, которое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в любом организме ничего «лишнего» или «неразумного» ). Кроме того, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя также переделывать, перестраивать общественный организм по своему разумению – будет только хуже.
Принципиально
неприемлема для консерватизма
и ключевая в либеральной
Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. ведь в историческом процессе множество поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т. д. эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.
Вместе
с тем консерватизм, вынужденный
настаивать на сохранении
Возникшая
как антипод либерализма
Подлинный
«ренессанс» консерватизма
В таких
сложных условиях инициаторами
перемен выступили именно
В рамках новой неоконсервативной стратегии были существенно урезаны многие социальные программы, несколько сокращен госаппарат, сужены функции государства и т. д. Это дало плоды – в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение. Вместе с тем современные неоконсерваторы не забыли и ценностей доиндустриальной эпохи – прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все вместе взятое и обеспечило в 70-80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии. В 90-е, правда, маятник «либерализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторону, но не сильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияние социалистической идеологии.
Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм мы найдём уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических сочинениях Томаса Мора, Томаззо Кампанеллы. Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в 18-начале 19вв., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Гракха Бафера в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Это учение претендует на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества).
К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели – требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства. Именно по ним до сих пор идентифицируют марксистский социализм.
Марксистская
идеология была первой в