В-пятых, содержание политического
интереса формируется главным образом
в результате взаимодействия интересов
социальных групп в зависимости от
их зрелости, политической активности,
веса в обществе. Однако совпадение политических
интересов социальных групп и политических
интересов общества, наступает лишь в
определенный момент развития и целого
– общества, и его интегральной части
– социальной группы. Могут существовать
ситуации, когда интересы социальной группы
(класса) еще не созрели до выражения интересов
целого, и ситуации, когда по времени уже
упущены возможности для совпадения этих
двух видов интересов, когда класс все
менее способен строить свою деятельность
с учетом интересов целого. Политическая
деятельность такого класса вызывает
нарастающую дезорганизацию социальной
системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению
все новых противоречий, нарастанию социальных
антагонизмов. Совпадение политических
интересов социальной группы с интересами
общества дает импульс интенсивному развитию,
поскольку их деятельность не расходится
в главном, определяющем с магистральным
направлением общественного развития.
Такими качествами обладают прогрессивные
классы в эпоху социальных революций (например,
буржуазных). В-шестых, политические интересы
отдельных классов, социальных групп и
слоев могут не совпадать с политическим
государственным интересом: осуществляя
совокупный политический интерес, государство
может ущемлять частные политический
интересы. Конкретным выражением такого
положения в обществе может служить осуществление
советским государством политических
мероприятий после революции 1917 года. В-седьмых,
в многонациональном обществе политический
интерес имеет национальную окраску, поскольку
нации – субъекты политики, а национальные
отношения – элемент отношений политических.
И в этом отношении негативные процессы:
национальная рознь, сепаратистские тенденции,
элементы гражданской войны на почве национальных
противоречий и конфликтов, имеющие место
сегодня, являются выражением политических
интересов различных классов, социальных
групп и слоев внутри Российской Федерации
[6].
____________________________
- Березнев А.Г. Политология: Учебное пособие. Воронеж: ВВШ МВД Росиии., 1998. с. 104
8
1.3 Роль политических
интересов в общей системе
политических
отношений в обществе
Роль политических интересов
в общей системе политических
отношений в обществе заключается
в следующем: Во-первых,
в политических интересах находят наиболее
обобщенное выражение актуальные политические
потребности представителей тех или иных
социальных общностей, вследствие чего
сами интересы всегда направлены на сохранение
или изменение политического положения
той или иной группы в обществе, служат
реальными причинами их политического
поведения. Во-вторых, политические интересы
определяют направленность политической
деятельности, отражают взаимосвязь общего
(общегосударственного интереса), частного
(интереса класса, социальной группы, личности). В-третьих,
политические интересы выражают уровень
развития политической деятельности,
степень отражения в ней важнейших социальных
потребностей. В-четвертых, в политических
интересах отражается отношение членов
общества к политической власти, политической
системе в целом. Отсутствие согласованности
между политическими интересами различных
социальных групп, слоев и интересами
представителей властных институтов,
может привести не только к формированию
и обострению политических противоречий,
но и созданию такой ситуации, при которой
противоречия могут перерасти в политический
конфликт. В-пятых, политические интересы
являются базой для формирования политических
взглядов, политических общественных
настроений, идеологических позиций, на
основе которых осуществляется выбор
политических приоритетов, учитывающих
потребности социальных групп и слоев
общества. [7] Сложившийся политический
интерес (мысленное предвосхищение результатов
его удовлетворения) выступает как определенная
цель, достижение которой осуществляется
в ходе политической борьбы, служит исходным
фактором обоснования политики.
___________________________________________________
7 .Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная
Политология в терминах и понятиях: Учебное
пособие. М., 1998 с. 90
9
2. Механизм реализации
политических интересов. Политическое
участие и политическая
деятельность
2.1 Механизм реализации
политических интересов
Политический интерес, являясь
неотъемлемым свойством всех субъектов
политики, в функционально-деятельном
плане представляет их творчески
преобразующее отношение к окружающей
действительности. Он обнаруживает себя
на всех уровнях активности субъекта
(в процессе теоретического моделирования
возможных действий, в конкретных
практических действиях и т.д.). Субъекты
политики, реализуя свои интересы через
систему социального представительства,
вызывают изменения в социальных возможностях
и затрагивают интересы других общностей.
Государство согласовывает эти интересы.
Оно выражает общий интерес всех граждан
– сохранение социальной стабильности
и на этой основе проведение политического
курса, отражающего коллективную волю
большинства граждан. На фазе формирования
политического взаимодействия важно не
допускать завышения или занижения субъектом
политики своих социальных возможностей
и ожиданий, а также возможностей и интересов
своих оппонентов. В противном случае
неизбежна конфликтность политических
отношений [7].
В целом политический интерес
имеет ряд каналов реализации: 1)
деятельность властных структур (представительной,
исполнительной и президентской); 2) политическое
влияние партий, организаций, союзов, церкви,
средств массовой информации; 3) давление
массовых политических сил (забастовочное
движение, митинги). В политической активности
отдельных личностей или социальных групп
можно сконструировать следующую примерную
шкалу интенсивности политических действий: 1)
реакция (позитивная или негативная) на
импульсы, исходящие от политической системы,
от ее институтов или их представителей,
не связанная с необходимостью собственной
высокой активности;
_________________________________________________
- Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях: Учебное пособие. М., 1998. с. 110
10
2) участие в периодических
действиях, связанных с делегированием
полномочий (электоральное поведение); 3)
деятельность в политических и примыкающих
к ним организациях; 4) выполнение политических
функций в рамках институтов, входящих
в политическую систему или действующих
против нее; 5) прямое действие; 6) активная
(в том числе руководящая) деятельность
во вне институциональных политических
движениях, направленных против существующей
политической системы и добивающихся
ее коренной перестройки и т.д. [8] Исходя
из предложенной шкалы интенсивности
политических действий в политическом
поведении классов, наций, социальных
групп и слоев, отдельных личностей –
можно выделить две основные формы реализации
их политических интересов: политическое
участие и политическая деятельность.
_______________________________________
8.Гаджиев К.С. Введение
в политическую науку. М., 2003. с.
15
11
2.2 Политическое
участие
Политическое участие, характеризует
способы включения широких социальных
слоев в отношения с государством,
формы преобразования интересов
и требований населения в управленческие
решения, типичные приемы формирования
политических элит и т.п. Участие приобретает
качество политического, когда личность,
группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные
отношения, в процесс принятия решений
и управления, носящий политический характер. Политическое
участие выражается в двух основных формах:
прямой (непосредственной) и опосредованной
(представительной). Прямое участие имеет
место в рамках небольших политических
общин, где массы на собраниях принимают
решения большинством голосов. Оно характерно
для местного управления и самоуправления,
осуществляемого гражданами через местные
Советы депутатов, органы территориального
общественного самоуправления, местные
референдумы, собрания и другие формы
прямого участия в государственных и общественных
делах. При опосредованном участии массы
выбирают своих представителей для осуществления
политической власти. Чем крупнее общество,
тем меньше возможностей для самоуправления. Одна
из наиболее разработанных схем политического
участия включает следующие элементы:
- реакция (позитивная или негативная)
на импульсы, исходящие от политической
системы, не связанная с необходимостью
участвовать в каких-либо действиях;
- участие в делегировании полномочий
(выборах). Это электоральное поведение;
- участие в деятельности политических
и иных организаций; - выполнение политических
функций в рамках государственных и иных
политических институтов, в том числе
в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные
политики, должностные лица, депутаты,
лидеры и функционеры партий; - прямые
действия (участие в митингах, демонстрациях
и т.д.) [8].
_________________________________
8.Гаджиев К.С. Введение
в политическую науку. М., 2003. с.
20
12
2.3 Политическая
деятельность
Одной из форм реализации политического
интереса является политическая деятельность,
как особая, специфическая сфера
общественной деятельности. Политическая
деятельность представляет собой совокупность
действий общественных групп по реализации
своих политических интересов по
поводу завоевания, использования и
удержания власти. Политическая деятельность
предполагает определенные виды, она дифференцируется
на теоретическую (познавательную, прогностическую
и ценностно-ориентировочную) и практическую
(сфера внешней политики, сфера выработки
и реализации внутренней политики, участие
в общественно-политических движениях,
военно-политическая сфера). Политическую
деятельность можно определить и как сознательное
изменение или совершенствование существующих
в обществе политических отношений в интересах
больших масс людей (классов, наций, социальных
групп, слоев). В отличие от политического
участия, представляющего собой единовременный
(при референдуме) или периодически повторяющиеся
(на выборах) акт политического волеизъявления
личности, политическая деятельность
предполагает профессиональное участие
– выполнение политических функций –
в рамках тех или иных институтов политической
организации общества или действующих
против нее. Политическая деятельность
тесно связана с совокупными политическими
интересами тех или иных социальных образований.
Основной организационной формой их выражения
являются политические партии и общественные
формальные и неформальные организации,
движения и объединения. Они рассматриваются
как наиболее эффективный инструмент
для организации переноса групповых политических
интересов в сферу реальной политики [9].
_________________________________
9. Демидов А.И., Мальков
А.В. Политология в вопросах
и ответах. М., Юрист, 1998. с. 35
13
3. Группы интересов.
Лоббизм
Группы интересов можно
определить как по преимуществу добровольные
объединения, приспособленные или
специально созданные людьми для
выражения и отстаивания своих
властно значимых интересов в
отношениях с государством, а также
другими политическими институтами. Группы
интересов (заинтересованные группы) возникают
на основе объективно существующего многообразия
интересов и запросов людей. Эти политические
ассоциации, будучи посредниками в отношениях
государства с населением, представляют
интересы социальных, национальных, региональных
и прочих человеческих общностей и служат
формой коллективных действий их членов. Группы
интересов являются одним из основных
каналов политической активности граждан.
Чем шире представительство социальных
потребностей группами интересов, тем
разностороннее связь между обществом
и государством, тем гибче властные институты
реагируют на социальные запросы населения,
а люди обладают большим влиянием на политические
решения. В научной литературе приводится
различная типология групп интересов
по разным критериям. Для сформировавшихся
в российском обществе групп интересов
наиболее очевидной представляется их
классификация по общественным сферам
их деятельности: - организованные группы
в экономической сфере и в сфере трудовых
отношений (предпринимательские ассоциации,
союзы потребителей, профсоюзы); - организованные
группы в социальной сфере (объединения
ветеранов, общества инвалидов, благотворительные
союзы); - организованные группы в сфере
досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы
филателистов и т.д.); - организованные
группы в сфере религии, науки и культуры
(церкви, секты, научные ассоциации, союзы
художников, писателей, артистов и т.д.); -
организованные группы в политической
сфере (экологические движения, движения
за мир, за права женщин, молодежи, национальных
меньшинств и т.д.) [10].
_________________________________________________
10. Пугачев В.П., Соловьев
А.И. Введение в политологию:
Учебник для студентов вузов. / В.П. Пугачев,
А.И. Соловьев. – 4 – е изд., перер. и доп.-
М.: Аспект Пресс, 2004. с. 479
14
Среди групп интересов
важно выделять политические и неполитические
группы интересов. Критерием для
такого разграничения является понимание
политики как деятельности, связанной
с приобретением и использованием
власти, а также влиянием на власть. К
неполитическим группам интересов необходимо
причислить такие, возникновение и функционирование
которых не связано с приобретением и
использованием власти. Их задачей не
является влияние на власть. Природа подобных
групп обусловлена интересами, которые
в основе своей могут быть реализованы
помимо власти, на принципах самоорганизации
и соблюдения действующего законодательства
(любительские интересы: спортивные объединения,
общества филателистов, автолюбителей,
любителей рыбной ловли, поэзии, музыки,
бардовской песни и т.п.). Однако эти неполитические
группы интересов привлекают политологию
в трех измерениях. Во-первых, массовые
общественные объединения, как правило,
вовлекаются политическими партиями и
лидерами в политический процесс с целью
привлечения голосов в ходе избирательных
кампаний. Во-вторых, неполитические группы
интересов зачастую сами вынуждены в периоды
кризисов в обществе вторгаться в политику,
чтобы защитить условия реализации своих
интересов (к примеру, российские эстрадные
знаменитости несколько лет назад через
СМИ организовали акцию недовольства
системой налогообложения). В-третьих,
массовое распространение и эффективное
функционирование групп интересов свидетельствует
о высоком уровне развития гражданского
общества, о способности людей решать
многие свои проблемы помимо власти, на
принципах самоорганизации и самоуправления.
Среди групп интересов, в научной литературе
принято выделять такие, основной задачей
которых является влияние на власть (политические
группы интересов). Отстаивание интересов
группы в ее отношениях с властью придает
группе интересов функции давления на
власть. Акцентируя внимание на эту функцию
групп, аналитики часто используют понятие
«группа давления». Имеются в виду такие
группы, которые не стремятся к овладению
властью, но оказывают на нее воздействие
с целью реализации определенных групповых
интересов. Группа давления это иной, дополнительный
вариант групп интересов, который можно
определить как группу интересов, оказывающую
давление на властные структуры. В целом
группы интересов порождают особую форму
демократического взаимодействия гражданского
общества и власти, они представляют важный
канал обратной связи между властью и
обществом.
15
Группы интересов выполняют
важные общественные функции. Главными
среди них являются функции артикуляции
и агрегирования интересов.
- артикуляция (лат. articulatio – ясно, членораздельно
произносить) называют процесс выявления,
четного формулирования интересов людей,
входящих в группу, выдвижение конкретных
требований и лозунгов. - агрегирование
(согласование). В процессе агрегирования
интересов множество частных интересов,
ожиданий, потребностей сводятся в единые
требования и программы, отражающие обще
- групповые цели. - мобилизация – вовлечение,
активизация граждан и их различных объединений
в процесс защиты групповых интересов
посредством взаимодействия с властью;
- социализация – усвоение гражданами
через участие в работе групп интересов
опыта и навыков взаимодействия с институтами
власти;
- формирование и выдвижение политической
элиты из среды активных и влиятельных
групп интересов; - представительство
и продвижение групповых интересов в структурах
власти. Многообразные группы интересов
обладают широким набором ресурсов для
воздействия на власть, для доведения
нужд и запросов населения до лиц и органов,
принимающих политические решения. В качестве
таких ресурсов могут выступать их экономические
и финансовые возможности, информация
или опыт политического участия их членов,
организационные структуры и т.д.
Существуют четыре этапа
политического процесса, на которых
активно действуют группы интересов:
это съезд политической партии, общенациональные
выборы, вступление в силу законов (именно
здесь группы давления прилагают
наибольшие усилия) и влияние на
администрацию. Лоббизм (от англ. «lobby»
– кулуары, коридор) – является политическим
институтом и способом, инструментом влияния
групп интересов на власть. Лоббизм выступает
своего рода критерием выделения среди
многообразия групп интересов специфических
групп – групп давления. Группы давления
самым широким образом используют лоббирование
как способ воздействия на власть. Влияние
лобби на власть осуществляется по следующим
основным направлениям: - посредством
создания с помощью СМИ общественного
мнения в поддержку вопроса, который продвигает
соответствующая группа интересов.
16
Группы интересов часто
стремятся привлечь максимальное внимание
общественности и властных структур
к различного рода общезначимым проблемам.
Огромная роль общественного мнения в
западных демократиях вынуждает парламенты
и правительства этих стран осуществлять
популярные в обществе требования, хотя
популярность этих требований может оказаться
результатом манипулятивной активности
лоббистов, а их значимость для общества
– фикцией; - посредством влияния на государственные
институты (парламенты, правительства),
представителей власти и политических
чиновников; - посредством финансовой
и иной поддержки политических партий
в ходе избирательный кампаний в обмен
на соответствующие законодательные услуги
[11]. Кроме органов государственной власти
объектами давления могут быть политические
партии, а также общественное мнение. Основными
средствами воздействия групп давления
являются информирование и консультирование
органов власти и официальных лиц, организация
кампаний в средствах массовой информации
с целью формирования общественного мнения
в пользу требуемых группе решений, угроза
отказа в поддержке на выборах, различные
акции протеста и т.п. Возможны и скрытые
формы воздействия с использованием личных
связей членов группы в руководящих кругах.
Иногда такое воздействие может принять
форму коррупции. Следовательно, можно
различать законные и незаконные способы
деятельности групп давления. Очевидно,
что различные группы интересов обладают
неодинаковыми ресурсами давления на
власть. Эти ресурсы зависят от экономических
и финансовых возможностей группы, ее
численности, сплоченности, информированности,
наличие или отсутствие личных связей
в органах власти.