Политические элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Элита — необходимый и объективно существующий элемент социальной структуры любого общества. Она не существует сама по себе и не зарождается случайно. Это социальное явление, формирование, развитие и функционирование которого определяются рядом объективных и субъективных факторов: материальным, социальным и физиолого-психологическим неравенством людей, объективным характером разделения труда, высокой значимостью управленческой деятельности, особенно политической. Ни один класс, социальный слой или иная социально оформившаяся группа не способны реализовать свои интересы и обеспечить развитие непосредственно, путем равномерного влияния всех на принятие государственных решений.

Содержание работы

I. Классические теории политических элит………………………………….3
II. Современные концепции политического элитизма…………………...….7
III. Заключение………………………………………………………………...10
IV. Список литературы……………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

К.Р. Полит.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. Классические  теории политических элит………………………………….3

II. Современные концепции политического элитизма…………………...….7

III. Заключение………………………………………………………………...10

IV. Список литературы……………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элита — необходимый и объективно существующий элемент социальной структуры любого общества. Она не существует сама по себе и не зарождается случайно. Это социальное явление, формирование, развитие и функционирование которого определяются рядом объективных и субъективных факторов: материальным, социальным и физиолого-психологическим неравенством людей, объективным характером разделения труда, высокой значимостью управленческой деятельности, особенно политической. Ни один класс, социальный слой или иная социально оформившаяся группа не способны реализовать свои интересы и обеспечить развитие непосредственно, путем равномерного влияния всех на принятие государственных решений. Они могут этого достичь лишь при помощи и посредством активно властвующих, продуктивных элит.

 

I. Классические  теории политических элит.

 

 Г. Моска (1858-1941), будучи еще весьма молодым исследователем, опубликовал в 1884 году работу «Теория правления и парламентское правление». Она уже содержала основные положения классического элитизма, но итальянский исследователь не использовал сам закрепившийся в современной социально-политической науке термин «элита» (Его ввел в науку спустя тридцать лет В. Парето, что было источником спора между этими учеными о приоритете). «В сколько-нибудь организованном обществе, - писал Моска, исследуя, преимущественно, исторический материал, - политическое руководство осуществляется меньшинством»1. Его Моска назвал «политическим классом» или «правящим классом». Править политический класс может как демократическими, так и авторитарными методами. Формирование управляющих слоев происходит по совокупности качеств – доблести, богатства, священства, порождающих, соответственно, - военную, финансовую и церковную аристократии. Способами формирования именно «политического класса» Моска называл наследование, выборы или кооптацию (пополнение приемлемой для правителей «свежей кровью» из средних слоев). Отвергая «власть черни», Моска признает, что править могут или средние слои, или аристократия. Моска отвергает либерализм, демократию именно как власть среднего слоя, ведущую к вырождению элиты. Моска исследует «формулу правления», «политическую формулу, то есть инструментальный характер власти, говорит о научной политике, использовании в социологии методов точных наук.

Создателем термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также признаваемый одним из основоположников современной политической социологии, В. Парето (1848-1923). Парето – инженер по образованию, один из создателей теории математической экономики, философ и социолог, наиболее известные свои труды опубликовал, работая в Лозаннском университете (Швейцария). Среди заслуг Парето перед социально-политической наукой – обоснование системного подхода к политике, создание теории элит и теории идеологии. Идеологию Парето, разумеется, под влиянием психоаналитических и бихевиористских концепций, рассматривает как производное (дерриватив) от «резидуа» - остатка (чувственной, аффективной, бессознательной сферы человеческой психики). Предвосхищая системный и структурно-функциональный подходы к социуму, Парето отвергает идеологический, нормативно-аксиологический взгляд на политику и настаивает на том, что необходимо лишь «научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния»2.

Понятие элиты Парето формулирует  в «Трактате общей социологии» (1916 год). К ней он относит «индивидов с высочайшими показателями в любой области социально-политической жизни»3. В своих ранних работах (к. ХIХ в) Парето называет страту управляющих аристократией. Но неизбежность именно этих двух страт (элиты и управляемых) сформулирована Парето уже тогда. Парето оспаривает классификацию форм государства по Моска (городское государство – феодальное государство – бюрократическое государство - представительное государство). Но соглашается в главном – признании вырождения европейской элиты («История – кладбище аристократий», - говорил Парето, а замена элит идет по принципу ухудшения). Прямо следуя Н. Макиавелли, наследниками которого называли себя, впрочем, оба итальянских социолога, Парето делит элиту на львов (радикалов, выразителей сильной власти) и лис (хитрецов, умеющих льстить и массе, и оппонентам из неправящей элиты). Европейскую элиту Парето считал царством лис, а преодоление тотальной бюрократизации и усредненности видел в приходе «львов» (Так же как и М. Вебер видел защиту от бюрократии в харизматическом лидерстве). Элиту Парето делил на правящую и неправящую. К первой относятся собственно политические лидеры, ко второй – люди, достигшие высот в экономике, науке, духовной сфере. Во избежание вырождения элиты необходимо пополнение правящей элиты лучшими  представителями неправящей. Современная социально-политическая наука, используя идею Парето о политической (правящей) и неправящей элитах, обычно говорит об «элите» и «контр-элите».

Р. Михельс (1876-1936), немецкий ученый, принявший по приглашению Б. Муссолини итальянское подданство в 1926 году, разработал теорию олигархии, дополняющую мысль о неизбежной всеобщей бюрократизации индустриального общества, принадлежащую М. Веберу. Сложная социальная организация порождает, соответственно, сложную организационно-управляющую структуру, в которой неизбежно формирование узкой правящей группы. Нежелание и неспособность простых людей брать на себя ответственность, необходимость профессионализации и бюрократизации управления, требование стабильности лидерства неизбежно порождают олигархию (власть немногих и, при этом, худших). Большинство, по мнению Михельса, служит лишь пьедесталом для господства меньшинства, олигархии. «Не существует противоречия между учением, согласно которому, история – это процесс непрерывной классовой борьбы, и тем учением, по которому классовая борьба приводит к созданию новой олигархии, переплетающейся со старой»4, - писал Михельс в 1991 году («Социология политических партий в условиях демократии»). Таким образом, Михельс соглашался с Марксом в признании важности фактора классовой борьбы в развитии общества. Но отрицал ее роль как локомотива прогресса. «Каждая революция рождает новую олигархию», - в такой формулировке следует запомнить «железный закон олигархии» Михельса сторонникам любых радикальных преобразований в нашем Отечестве.

Идеи, сходные с положениями  Р. Михельса, высказал в опубликованной на французском языке работе «Демократия  и политические партии» (1903 год) русский  социолог М.Я. Острогорский (1854-1919). Этот автор отнес их преимущественно к политическим партиям, как структурам, создаваемым, независимо от идейно-политических пристрастий, исключительно для борьбы за власть. Партии – это элитарно-олигархические структуры, ответственные за то, что парламенты превратились в место политических баталий,  а не представительства народных интересов. Все это написано почти за век до баталий в Государственной Думе на рубеже тысячелетий. Близкие к создаваемой в начале ХХ века русской либеральной партии (впоследствии, партия конституционных демократов) интеллектуальные круги воспрепятствовали публикации русского издания книги Острогорского, считая, что столь нелицеприятная оценка деятельности партий и партийного представительства помешает борьбе за конституционализм. Как видим, стремление по-большевистски заставить замолчать своих оппонентов вовсе не является чем-то новым для современных российских право-либеральных политиков.

 

II.Современные концепции политического элитизма.

 

 Элитистский (а  не классовый) подход, дополненный  теорией социальной стратификации,  стал в западной социально-политической  науке преобладающим. 

Выделим несколько наиболее распространенных в ней современных элитистских концепций, предварительно сформулировав возможные основания для типологизации и классификации теорий элитизма:

  • свойства и характеристики элит и их представителей;
  • взаимоотношения внутри элиты, степень ее сплоченности;
  • способы и характер отношений элиты с массами;
  • роль элиты в обществе;
  • способы и каналы рекрутирования (формирования и пополнения) элиты.

1. Маккиавелистская школа, следует традиции Г. Моска и Р. Михельса (маккиавелистом, считал себя и В. Парето). Неизбежность борьбы между не всегда лучшими, но богатыми и влиятельными слоями за власть над «чернью» – постулат как классиков элитизма, так и неомаккиавелизма (иногда, особенно при исследовании геополитических процессов, его называют политическим реализмом).

2. К основоположникам модернизированной, ценностной, классической теории элит иногда относят В. Парето, считая, при этом, Моска именно чистым маккиавелистом. Парето рассматривал элиты с точки зрения социальной и политической антропологии, подчеркивая, что при «замыкании» элиты на себя, отказе от ее пополнения лучшими выходцами из неправящей элиты и средних слоев, аристократия вырождается (лучшим подтверждением этого стала судьба российского дворянства и царской бюрократии, а, затем, - коммунистической номенклатуры). Замечательный представитель русской эмигрантской социально-философской мысли Н. Бердяев даже сформулировал своеобразный числовой критерий. Если элита пополняется из широкого слоя высшей и верхней средней страт (5% населения), то развиваются и общество, и элита, а, - если из узкого слоя (1% населения), то неизбежно превращение ее в касту и вырождение. В рамках ценностного подхода существует теория меритократии (власти лучших), известную еще с античности (когда аристократией называли власть немногих, но лучших и в интересах всех). Среди основоположников и теоретиков современного меритократизма можно назвать английского социолога М. Янга, влиятельного американского социолога Д. Белла, представителя неоконсервативной теории элит Т. Дая.

3. Своеобразную леволиберальную элитистскую концепцию создал сразу после второй мировой войны американский ученый Чарльз Райт Миллс (его последователем был другой американский политолог Ральф Милибанд). Отрицая марксистский, классовый подход и следуя, скорее, традиции Михельса-Острогорского, Ч.Р. Миллс, представитель подлинно либерального (то есть свободного и защищающего права и свободы каждого человека) крыла американской интеллигенции, решительно критикует американскую элиту как сплоченную и замкнутую касту, выражающую интересы финансово-промышленной олигархии. Главным элитообразующим признаком леволибералы считают «командные высоты», занимаемые представителями элиты в обществе.

4. Но, пожалуй, преобладает в западной науке, равно как активно исследуется социально-политической наукой новой России, теория демократического элитизма (или концепция плюрализма элит). В рамках естественного для социогуманитарного знания парадигмального многообразия в ней сосуществуют и либеральный подход (классик американского социально-политического бихевиоризма Г. Лассуэл в межвоенные годы), и структурно-функциональный анализ (Э. Гольтман, С. Келлер). Классиками демократического элитизма, наряду с Г. Лассуэлом, являются Й. Шумпетер и К. Мангейм.

   Многообразие  элит, политической, партийной, элит «групп давления», приводит к формированию элиты по функциональному признаку, а не признакам заслуг, положения, знатности или власти. Это позволяет, в значительной мере, преодолеть «железный закон олигархии», используя свободные и конкурентные выборы как механизм взаимной ответственности элитарных групп друг перед другом, каждой из них - перед избирателями, равно как и ответственности граждан за свой выбор. Для характеристики политического режима современных западных стран нередко используется термин «полиархия», введенный американским политологом Робертом Аланом Далем. Само понятие, возможно не слишком удачное (то ли многовластие, то ли власть многих), определяется,  как правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах, и нередко используется в современной западной литературе. Р. Даль рассматривает демократию как идеальную норму, а реальные сообщества, претендующие на звание демократических (как государства, так и общественные организации) предлагает рассматривать как полиархии. «Иными словами, - пишет современный российский исследователь творчества Р. Михельса В. Иваницкий, - известной гарантией против оформления олигархии оказывается действующий политический плюрализм, межпартийная борьба и конкуренция из-за власти»5.

 

Заключение

Таким образом, политическая элита представляет собой достаточно сложное социальное явление, возникающее в определенных общественно-исторических условиях. Это говорит о том, что процесс формирования политической элиты немаловажен, необходим качественный подход – это важно для улучшения благосостояния и повышения жизненного уровня населения.

Становится понятно,  что элита – это идеал государства,  то к чему необходимо стремится.

Как не прискорбно,  но пока этот идеал далек от нас.

Наряду с необходимостью формирования в обществе гражданской политико-правовой культуры, необходимо изменение отношения граждан к политическим лидерам. Вместо, вполне объяснимого при виде нынешних претендентов на роль «спасателей России», желания «махнуть на них рукой», должно сформироваться естественное для демократического и правового общества недоверие к любой власти в сочетании с пониманием ответственности каждого гражданина за формирование новой власти.

Вот тогда идеальные  требования к элите могут найти  поддержку и необходимость востребования обществом.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Р. Михельс. Социология политических партий в условиях демократии. Отрывок из работы // Диалог, 1991, №3.

2. Моска Г. Отрывки из работ «Теория правления и парламентское правление», «Элементы политической науки» // Социс, 1994, №№ 10, 12; 1995, №№ 4,5,8.

3. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

4. Парето В. Из работы «О применении социологических теорий» // Социс, 1995, №10; 1996, №1,2,7.

5. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. 

6. В.П. Елизаров. Элитическая теория демократии и современный российский политический процесс. // Полис,  1999,  №1.

7. О.В. Гаман-Голутвин . Определение основных понятий элитологии. // Полис. ,  2000,  №3

1 История правовых и политических учений, т. 5, с. 194.  Под общей редакцией В.С. Нерсесянца М. 1995.

2 История правовых и политических учений, т. 5,  с. 202. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца М. 1995.

 

3 История правовых и политических учений, т. 5, с. 195.  Под общей редакцией В.С. Нерсесянца М. 1995.

 

4 Р. Михельс. Социология политических партий в условиях демократии. Отрывок из работы // Диалог, 1991, №3, с. 44.

5 Р. Михельс. Социология политических партий в условиях демократии. Отрывок из работы // Диалог, 1991, №3, с. 46.




Информация о работе Политические элиты