Политические конфликты и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Проблема политического конфликта – наверное одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем, и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.
Исходя из этого основная цель контрольной работы – изучить социальные конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
-охарактеризовать сущность и значение конфликтов в политике;
-выявить источники и типологию политических конфликтов;
-рассмотреть общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов;

Содержание работы

Введение
1. Сущность и значение конфликтов в политике
Место и роль конфликтов в политике
Источники политических конфликтов
Типология политических конфликтов
2. Разрешение политических конфликтов
Этап возникновения конфликта
Этап окончания конфликта
Способы разрешения конфликта
3.Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР_ПОЛИТОЛОГИЯ_ТУДЕЛЬ_ЕЗ-41.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Однако избегание  конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина.

Метод переговоров - позволяет избежать применения насилия.

В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения.

Переговоры  позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть  путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества. Это примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица. Эти функции могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные личности. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания - нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

 

3. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России

Политическая  жизнь современной России наполнена  конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах1.

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет  ничего противоестественного. По самим  условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Важным источником политических конфликтов являются идейные  расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример — идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.

Роль этнонационального  фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Этнонациональные  отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических  и других отношений. Поэтому в  тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».

Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим  основным типам:

-территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов, их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);

- конфликты,  порожденные стремлением этнического  меньшинства реализовать право  на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);

- конфликты,  связанные с восстановлением  территориальных прав депортированных  народов (между осетинами и  ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими  народами Крыма);

- конфликты,  в основе которых лежат притязания  того или иного государства  на часть территории соседнего  государства (стремление Эстонии  и Латвии присоединить к себе  ряд районов Псковской области,  которые были включены в состав  этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 1940-е гг. перешли к РСФСР);

- конфликты,  порожденные притязаниями по  поводу произвольных территориальных  изменений, осуществленных в советский  период (это, прежде всего, проблема  Крыма, территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

- конфликты,  порожденные многолетним пребыванием  депортированных народов на территории  других республик (туркимесхетинцы  в Узбекистане, чеченцы в Казахстане  и др.);

- конфликты,  связанные с абсолютизацией и  противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;

- конфликты,  вызванные дискриминацией русских  в ряде государств СНГ;

- конфликты,  в которых за лингвистическими  спорами (о государственном языке)  часто скрываются глубокие разногласия  между различными национальными  общинами, как это проявляется, например, в Молдове. 

При анализе  конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться  наслоение одних конфликтных  ситуаций, на другие.

Все бытующие в  мире представления о принципах  и путях решения конфликтов могут  быть подразделены на три основные категории:

1. Оперативные  решения связаны с некоторыми  разовыми действиями, направленными  в основном на недопущение разрастания конфликта. Например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.). Либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).

2. Тактические  решения направлены на урегулирование  уже возникших конфликтов путем  силового, в том числе экономического  давления на их участников  или посредством налаживания  переговорного процесса.

3. Стратегические  решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане.

 

Заключение

Таким образом, понятие политического конфликта  обозначает борьбу одних субъектов  с другими за влияние в системе  политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми – словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Различают три  основных типа политических конфликтов: конфликты интересов – преобладают  в экономически развитых, стабильных государствах; -конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; ни требуют значительных усилий для урегулирования, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижимы, если вообще возможен; конфликты идентификации – характерны для обществ, в которых отождествляет себя с определенной группой, а не с обществом в целом; этот тип конфликта возникает в этнически разнородных обществах.

Итак, применительно  к политическим конфликтам, право, как  основной и наиболее рациональный регулятор  общественный отношений, способен и  должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в  конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.

 

Список использованной литературы

  1. Дойч М. Разрешение конфликта – конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1.
  2. Дягтерев А.А. Основы политической теории / А.А. Дягтерев. – М.: Высш.шк., 2004.
  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.
  4. Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.
  5. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003.
  6. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000.
  7. Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. – Спб.: Феникс, 2006. – С.265.
  8. Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: Слово, 2005. – 576 с.
  9. Пушкарева Г.В. Политология: краткий курс лекций / Г.В. Пушкарева. – М.: Юрайт, 2003.
  10. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.
  11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000.

12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ,1999 г.

1 Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.

 


Информация о работе Политические конфликты и способы их решения