Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:14, контрольная работа
Проблема политического конфликта – наверное одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем, и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.
Исходя из этого основная цель контрольной работы – изучить социальные конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
-охарактеризовать сущность и значение конфликтов в политике;
-выявить источники и типологию политических конфликтов;
-рассмотреть общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов;
Введение
1. Сущность и значение конфликтов в политике
Место и роль конфликтов в политике
Источники политических конфликтов
Типология политических конфликтов
2. Разрешение политических конфликтов
Этап возникновения конфликта
Этап окончания конфликта
Способы разрешения конфликта
3.Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина.
Метод переговоров - позволяет избежать применения насилия.
В процессе переговоров
стороны обмениваются мнениями, что
неизбежно снижает остроту
Переговоры
позволяют рассмотреть
Метод использования посредничества. Это примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица. Эти функции могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные личности. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).
Метод откладывания - нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.
Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.
3. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России
Политическая жизнь современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах1.
Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.
Важным источником политических конфликтов являются идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример — идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».
Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим основным типам:
-территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов, их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);
- конфликты,
порожденные стремлением
- конфликты,
связанные с восстановлением
территориальных прав
- конфликты,
в основе которых лежат
- конфликты,
порожденные притязаниями по
поводу произвольных
- конфликты,
порожденные многолетним
- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;
- конфликты,
вызванные дискриминацией
- конфликты,
в которых за лингвистическими
спорами (о государственном
При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций, на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта. Например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.). Либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).
2. Тактические
решения направлены на
3. Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане.
Заключение
Таким образом,
понятие политического
Различают три
основных типа политических конфликтов:
конфликты интересов –
Итак, применительно к политическим конфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.
Список использованной литературы
12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ,1999 г.
1 Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.
Информация о работе Политические конфликты и способы их решения