Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:29, реферат
Существует множество определений термина «конфликт». «Конфликт» (от латинского - conflictus) - это «столкновение». Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Обобщая существующие точки зрения, некоторые конфликтологи определяют конфликт как проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения. Все конфликты с участием индивидов или общественных групп являются социальными
Введение
Глава 1.Сущность политического конфликта.
Глава 2. Разновидности конфликтов.
Глава 3. Разрешение политических конфликтов.
Литературный обзор
Национальный Государственный Университет Физической культуры
Спорта и Здоровья им.П. Ф. Лесгафта.
Кафедра связей с общественность.
Реферат на тему : Политические конфликты и способы их разрешения.
Выполнила студентка 4 курса
Тренерского факультета 403 группы
Овсянкова В. Д.
Санкт-Петербург 2013 г.
Введение
Глава 1.Сущность политического конфликта.
Глава 2. Разновидности конфликтов.
Глава 3. Разрешение политических конфликтов.
Литературный обзор
Введение.
Существует множество
определений термина «конфликт»
Глава 1.Сущность политического конфликта.
В обществе едва ли
Проблема политического конфликта стара,
как мир. Древние философы, изучая общество,
пытались определить источник его развития.
Они видели источник всего сущего в противоположностях,
в их взаимодействии, в борьбе противоположностей.
В той или иной форме подобные мысли высказывали
Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и
др. А.Смит в своей работе «Исследования
о природе и причинах богатства народов»
пришел к выводу, что в основе конфликта
лежат деление общества на классы и экономическое
соперничество, которое рассматривалось
им как важнейшая движущая сила общества.
Большое значение для исследования конфликтов
имело учение Г. Гегеля о противоречиях
и борьбе противоположностей, которое
легло в дальнейшем в основу теории К.
Маркса о причинах политических конфликтов:
политические разногласия обусловлены
социальноэкономическими структурами;
общество делится на неравноправные классы,
это неравенство порождает глубокий антагонизм;
в свою очередь, антагонизм является основой
политической борьбы; политическая борьба
- есть борьба классовая.
В политической теории обоснования политического
конфликта наибольшее распространение
и признание получили три модели: «либеральная
модель», «авторитарно-консервативная
модель» и «социалистическая модель».
Основное различие между ними заключается
в том, что «либеральная модель», опираясь
на демократические параметры общества,
в основном раскрывает конфликты между
политическими партиями, движениями. Сторонники
«авторитарноконсервативной модели»
сосредоточивают свое внимание на конфликтных
ситуациях между правящей элитой и массами,
между элитой и контрэлитой. «Социалистическая
модель» (ее называют моделью классового
противоборства) раскрывает конфликты
между социальными группами в классово-антагонистическом
обществе.
Важнейшим элементом изучения политического
конфликта является определение структуры
его содержания - довольно сложной системы
взаимосвязанных явлений социально-политической
жизни и деятельности участников конфликта,
которая включает в себя: борьбу между
группами за влияние в институтах государственной
власти; борьбу за доступ к принятию общезначимых
решений; борьбу за участие в распоряжении
ресурсами; борьбу за приоритетность своих
взглядов и идей.
Как теоретический, так и прикладной анализ
содержания политического конфликта начинается
с определения его субъектов, под которыми
понимается то или иное социальное объединение
(формально или неформально организованное)
или личность (личности), стремящиеся посредством
специфической деятельности реализовать
свои, противоположные другим социально-политическим
силам, интересы по поводу политической
власти.
В политике конфликтное противостояние
субъектов часто приобретает следующую
форму противоположности: правящая власть
- оппозиция. Выделение этого субъекта
конфликта связано с его функциональным
назначением: критикой, борьбой с официальным
правительственным курсом и предложением
альтернативных проектов. Конечная цель
оппозиции - занять доминирующие позиции
в системе государственной власти. Предмет
политического конфликта - это то, по поводу
чего происходит столкновение политических
сил. Предмет политического конфликта
обусловлен политической сферой общества,
т.е. властью и властными отношениями.
Основными предметами политического конфликта,
чаще всего встречающимися в политической
истории, являются: государственная власть
(её структуральный и функциональный аспекты),
политический режим, общественно-политическое
объединение, конкретная личность руководителя
(как правило, государственного), классовое
господство (диктатура), национальные
отношения, территория (её государственно-
Однако, как показывает практика, наличие
субъектов общественно-политической жизни
и предмета раздора между ними ещё не означает
наличие конфликтной ситуации. Таковая
возникает, во- первых, с появлением и развитием
социального (политического) противоречия,
а во-вторых, с осознанием субъектами наличия
этого противоречия и необходимости его
разрешения. Следовательно, следующим
элементом содержания политического конфликта
является наличие осознанного субъектами
конфликта объективного или мнимого (воображаемого)
противоречия, приводящего к конфликту.
Политические противоречия, конкретизируясь
в предмете конфликта, затрагивают следующий
элемент его содержания - интересы субъектов,
которые отражают отношение противоборствующих
сторон к существующему противоречию
и конечному результату его разрешения.
Фактически именно они являются причиной
действий субъектов, определяющих их социально-политическое
поведение. В таком случае политический
интерес представляет собой избирательное
отношение субъекта конфликта к каким-либо
политическим явлениям, событиям, процессам,
политической деятельности, основанное
на его мировоззренческих принципах, убеждениях,
установках. Это та внутренне осознанная
движущая сила политического поведения,
которая побуждает субъект к столкновению
с противоборствующей стороной и конкретным
действиям по достижению поставленных
целей.
Следующим элементом содержания политического
конфликта являются цели субъектов конфликта
- это видение субъектом предмета конфликта
после конфликтных действий. Цели выступают
своеобразным связующим звеном фактически
всех элементов содержания конфликта.
Определение существующих противоречий,
интересов и целей - это своего рода «теоретические
основы конфликта», рефлексия конфликтующих
сторон. В процессе же перехода от рефлексии
социально-политической действительности
к конфронтационной деятельности обязательно
встаёт решающая для определения характера
и результата этой деятельности проблема
соотношения целей субъектов конфликта
с применяемыми в ходе его средствами
и методами. Средства и методы в политике
- близкие понятия. В мировой политической
литературе под средствами принято понимать
конкретные факторы влияния субъектов
политики на объекты: пропагандистские
компании, забастовки, вооружённые действия,
электоральная борьба и т.п. Методы политики,
так же как и политических конфликтов,
характеризуют способы воздействия средств
на противоположную сторону. К ним, прежде
всего, относятся насильственный и ненасильственный
методы.
Политический конфликт в обществе выполняет
как негативные, так и позитивные функции.
Одна из негативных функций политического
конфликта заключается в том, что в процессе
своего развертывания и обострения борьбы
между его субъектами за власть он способен
резко ослабить политическую систему,
в которой сталкиваются между собой конкурирующие
политические силы. При неблагоприятных
для политической системы внутренних
и внешних условиях политический конфликт
способен привести к ее разрушению. Третья
негативная функция политического конфликта
заключается в том, что при резком ослаблении
институтов власти и углублении социально-экономического
кризиса, усугубляемого противостоянием
политических сил, к власти в данной политической
системе может прорваться экстремистская
группировка, способная своими активными
действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное
развитие страны и ее народа.
В то же время, как показывает практика,
в соотношении негативных и позитивных
функций современного политического конфликта
превалирующими становятся функции позитивные.
Одна из таких функций проявляется в том,
что созревший в недрах политической системы
конфликт сигнализирует обществу, властным
структурам о возникших противоречиях
и конфликтном расхождении позиций определенных
индивидов и их групп, стимулирует действия,
способные преодолеть возникшие разногласия
в политическом процессе и поставить тем
самым сложившуюся ситуацию под контроль.
В результате создаются предпосылки для
управленческого регулирования возникающих
в обществе политических разногласий.
Наиболее важной конструктивной функцией
политического конфликта является его
способность стать катализатором назревших
социальнополитических изменений. Еще
одна позитивная функция политического
конфликта заключается в том, что его развертывание
позволяет более четко определить свои
позиции конкурирующим политическим силам.
Таким образом, содержание политического
конфликта составляют специфические политические
отношения двух и более сторон, проявляющиеся
в их практических действиях - столкновениях
для воплощения в жизнь целей, направленных
на реализацию коренных политических
интересов субъектов и разрешение существующего
социально-политического противоречия.
Глава 2. Разновидности конфликтов.
Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.
Рассмотрим некоторые виды внутренних политических конфликтов.
Горизонтальные политические конфликты
В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и г. д.
Горизонтальные конфликты
неизбежно возникают в процессе
совершенствования существующей системы
власти (например, смена неугодных
лидеров или правящей элиты, частичная
корректировка политического
В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты, как правило, институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из них носит открытый, публичный характер, например парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный Суд и др. Но существуют и «скрытые» от общественности политические конфликты, о которых знает только узкий круг политической элиты.
Вертикальные политические конфликты
Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.
Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нес, за соответствие статуса и роли и др.). В качестве примера можно привести конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитами, возникающие в рамках существующей политической системы, и др. Иногда такие конфликты не имеют реального объекта и являются самоцелью. Подобный конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, ч тобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В. И.Ленина, будоража общественность и отвлекая ее от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.
Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.
Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».
В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится иначе: «Как делать?».
Еще одной разновидностью
политического конфликта
Как и другие социальные конфликты, политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, «мирными», конструктивными, деструктивными; могут иметь место на уровне центра, региона, отдельного города и района.
Какого бы типа политические конфликты ни возникали в обществе и какими бы причинами они ни были обусловлены, каждый из них «сигнализирует» об имеющихся противоречиях, которые необходимо разрешать.
Глава 3. Разрешение политических конфликтов.
Специфика субъектов, причин
международных конфликтов
В настоящее время в международной практике
предотвращения и разрешения конфликтов
к противоборствующим сторонам широко
применяются политические и экономические
санкции международного сообщества (ООН),
региональных объединений государств
(Совет Европы, Организация Африканского
Единства и др.). Решение о применении санкций
в ООН принимается Советом Безопасности
(в этом случае они носят обязательный
характер) или Генеральной Ассамблеей,
которая только рекомендует эту меру.
Санкции осуществляются в виде эмбарго
на поставки нефтепродуктов и других необходимых
товаров для стран, участвующих в конфликтах,
а также запрета на предоставление им
оружия, замораживания капиталов, принадлежащих
данным странам и т.д. И как крайняя мера
- применение вооруженной силы со стороны
международного сообщества, если конфликт
перерастает в военное противостояние,
как это случилось, например, в бывшей
Югославии. Принуждение к преодолению
насильственного конфликта более мощной
международной силой, не требующее согласия
всех задействованных в конфликтах сторон,
- в числе мер ООН по поддержанию мира.
Различные общества (цивилизации) на протяжении
истории вырабатывали и продолжают вырабатывать
присущие их времени процедуры урегулирования
конфликтов. Эти процедуры всегда существовали
в том или ином виде, потому что конфликт
– непременный спутник политической жизни,
более того – стимул развития любого общества
и государства. При этом, не абсолютизируя
только созидательную роль конфликта,
отметим, что развитие, подстегиваемое
конфликтом, может быть как «вперед», так
и «назад», а вывод о направлении развития
обычно делается впоследствии и периодически
пересматривается.
Отношение к конфликту и поведение в пространстве
конфликта – показатель демократичности
общества. В демократических сообществах
конфликт считается нормой жизни, почему
и предусматриваются различные, порой
весьма сложные механизмы его урегулирования.
Демократическое общество исходит из
наличия у отдельных его членов и социальных
групп разнообразных интересов, порой
диаметрально противоположных. Исключая
согласованные обществом случаи (насилие,
расовая, религиозная нетерпимость, криминальные
антиобщественные устремления и преступления
против личности), остальные противоречия
между людьми, человеком и группой, человеком
и обществом, и т.д. считаются нормой. Принятие
этими противоречиями формы резкого несогласия,
неприятия, даже конфронтации – дело вполне
обычное. Проблема состоит в том, в каких
поведенческих формах это выражается
и какие институты (системы, процедуры
и т.д.) общество создало для извлечения
из конфликта «максимальной прибыли»
или хотя бы минимизации ущерба. При этом,
разумеется, и в самом идеализированном
демократическом обществе существуют
различные авторитарно управляемые сферы
и анклавы.
В тоталитарных обществах конфликт тоже
существует, но его характер и допустимые
формы внешнего проявления строго регламентированы.
В общественной сфере возможен лишь «неантагонистический»
конфликт невысокого уровня между «хорошим»
и «еще более хорошим», в котором сталкиваются
более активные и менее расторопные сторонники
одной и той же тоталитарно навязанной
системы.
Естественно, что под видимостью допустимых
и разрешаемых властью конфликтов бурлят
конфликты реальные, однако выносить их
на поверхность, трезво и спокойно обсуждать,
искать пути к урегулированию тоталитарное
и авторитарное общества не могут. Поэтому
такого рода конфликты здесь носят латентный
(скрытый) характер. Конфликты же, вынужденно
ставшие общественным достоянием вопреки
секретомании и отсутствию гласности,
регулируются в таком обществе самими
власть предержащими и созданными ими
управленческими структурами, которые
лишены права на независимое от власти
мнение. Так в советском обществе вся судебная
система была подчинена и действовала
в интересах власти, а не общества. Закон,
который должен быть незыблем для государства
вообще и судебных органов – в частности,
нередко нарушался, а ведь судебная система
является мощнейшим механизмом легитимного
разрешения возникающих в обществе конфликтов.
Посттоталитарные общества в болезненный
период отхода «одной правды» к более
многоцветному, плюральному видению мира
сталкиваются с неизбежными трудностями,
которые объясняются, среди прочего, именно
неумением жить в пространстве конфликта
и терпимо относится к неожиданно возникшему
многообразию позиций, точек зрения, мнений.
Очень многие граждане продолжают считать,
что конфликт все равно неуместен, даже
если в его основе лежат объективные противоречия.
Но даже, если точка зрения о неуместности
конфликта является правильной, ее носители
не дают себе труда убедить в этом остальных.
«Выдавливая из себя по капле раба» тоталитарной
системы мышления и искренне, стремясь
к терпимости, замечая в себе соответствующие
мировозренческие изменения, мы на каждом
шагу сталкиваемся с неумением эффективно
взаимодействовать на поведенческом уровне.
По-прежнему остается большой проблемой
неумение конструктивно общаться, говорить
и слушать, решать проблему, а не обсуждать
поведение того или иного участника конфликта.
Фактом остается то, что консенсусная
культура, иногда еще говорят о культуре
конфликта , остается в нашем обществе
на низком уровне.
Таким образом, и с точки зрения функционалистского,
и с точки зрения структуралистского подходов
тот или иной тип политического режима
формирует соответствующий механизм и
способ разрешения возникающих конфликтов,
а также соответствующую ментальность
в отношении самого феномена конфликта.
Литературный обзор.
1. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.
2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000.
3. Панарин, А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин. – М.: Проспект, 2001. – 546 с.
4. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.
5. Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002.
6.
Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения.