Политические конфликты и способы их разрешения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Существует множество определений термина «конфликт». «Конфликт» (от латинского - conflictus) - это «столкновение». Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Обобщая существующие точки зрения, некоторые конфликтологи определяют конфликт как проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения. Все конфликты с участием индивидов или общественных групп являются социальными

Содержание работы

Введение
Глава 1.Сущность политического конфликта.
Глава 2. Разновидности конфликтов.

Глава 3. Разрешение политических конфликтов.
Литературный обзор

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

 

Национальный Государственный  Университет Физической культуры

Спорта и Здоровья им.П. Ф. Лесгафта.

 

 

 

Кафедра  связей с общественность.

 

Реферат на тему : Политические конфликты и способы их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Тренерского факультета 403 группы

Овсянкова В. Д.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 г.

Введение

Глава 1.Сущность политического  конфликта.

Глава 2. Разновидности конфликтов.

 

Глава 3. Разрешение политических конфликтов.

Литературный обзор 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Существует множество  определений термина «конфликт». «Конфликт» (от латинского - conflictus) - это «столкновение». Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Обобщая существующие точки зрения, некоторые конфликтологи определяют конфликт как проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения. Все конфликты с участием индивидов или общественных групп являются социальными. Но в зависимости от сфер, в которых они проявляются, эти конфликты принимают форму экономических, политических, духовных, трудовых, юридических и др. Во всем этом многообразии социальных конфликтов политологию в первую очередь интересует политический конфликт. Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Выделение политических конфликтов в особый тип вполне обоснованно: ибо политика - это специфичный мир, отличный от других сфер жизни общества. Она охватывает государственные и общественно-политические объединения, механизмы функционирования государственной власти и отношения по поводу неё, правовые институты, партийные системы, политическую культуру общества и многое другое, связанное с принятием и реализацией политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность политического конфликта.

 

 
   В обществе едва ли найдется  другой феномен, который можно  было бы сравнить с властью  по ее специфическому свойству - постоянно вызывать противоречия  и конфликты. Власть - извечное  яблоко раздора между людьми, социальными группами и классами. Борьба за власть - наиболее бескомпромиссная  и жестокая. В нее вовлекаются  как отдельные личности, так и  массы народа. По словам французского  политолога М.Дюверже, «политическая теория колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости, означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество». 
   Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник его развития. Они видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. А.Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» пришел к выводу, что в основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества. Большое значение для исследования конфликтов имело учение Г. Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей, которое легло в дальнейшем в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов: политические разногласия обусловлены социальноэкономическими структурами; общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы; политическая борьба - есть борьба классовая. 
   В политической теории обоснования политического конфликта наибольшее распространение и признание получили три модели: «либеральная модель», «авторитарно-консервативная модель» и «социалистическая модель». Основное различие между ними заключается в том, что «либеральная модель», опираясь на демократические параметры общества, в основном раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями. Сторонники «авторитарноконсервативной модели» сосредоточивают свое внимание на конфликтных ситуациях между правящей элитой и массами, между элитой и контрэлитой. «Социалистическая модель» (ее называют моделью классового противоборства) раскрывает конфликты между социальными группами в классово-антагонистическом обществе. 
   Важнейшим элементом изучения политического конфликта является определение структуры его содержания - довольно сложной системы взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности участников конфликта, которая включает в себя: борьбу между группами за влияние в институтах государственной власти; борьбу за доступ к принятию общезначимых решений; борьбу за участие в распоряжении ресурсами; борьбу за приоритетность своих взглядов и идей. 
   Как теоретический, так и прикладной анализ содержания политического конфликта начинается с определения его субъектов, под которыми понимается то или иное социальное объединение (формально или неформально организованное) или личность (личности), стремящиеся посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социально-политическим силам, интересы по поводу политической власти. 
   В политике конфликтное противостояние субъектов часто приобретает следующую форму противоположности: правящая власть - оппозиция. Выделение этого субъекта конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции - занять доминирующие позиции в системе государственной власти. Предмет политического конфликта - это то, по поводу чего происходит столкновение политических сил. Предмет политического конфликта обусловлен политической сферой общества, т.е. властью и властными отношениями. Основными предметами политического конфликта, чаще всего встречающимися в политической истории, являются: государственная власть (её структуральный и функциональный аспекты), политический режим, общественно-политическое объединение, конкретная личность руководителя (как правило, государственного), классовое господство (диктатура), национальные отношения, территория (её государственно-административный статус), ресурсы и контроль над ними и др. 
   Однако, как показывает практика, наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между ними ещё не означает наличие конфликтной ситуации. Таковая возникает, во- первых, с появлением и развитием социального (политического) противоречия, а во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения. Следовательно, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие осознанного субъектами конфликта объективного или мнимого (воображаемого) противоречия, приводящего к конфликту. 
   Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент его содержания - интересы субъектов, которые отражают отношение противоборствующих сторон к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Фактически именно они являются причиной действий субъектов, определяющих их социально-политическое поведение. В таком случае политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей. 
   Следующим элементом содержания политического конфликта являются цели субъектов конфликта - это видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий. Цели выступают своеобразным связующим звеном фактически всех элементов содержания конфликта. 
   Определение существующих противоречий, интересов и целей - это своего рода «теоретические основы конфликта», рефлексия конфликтующих сторон. В процессе же перехода от рефлексии социально-политической действительности к конфронтационной деятельности обязательно встаёт решающая для определения характера и результата этой деятельности проблема соотношения целей субъектов конфликта с применяемыми в ходе его средствами и методами. Средства и методы в политике - близкие понятия. В мировой политической литературе под средствами принято понимать конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты: пропагандистские компании, забастовки, вооружённые действия, электоральная борьба и т.п. Методы политики, так же как и политических конфликтов, характеризуют способы воздействия средств на противоположную сторону. К ним, прежде всего, относятся насильственный и ненасильственный методы. 
   Политический конфликт в обществе выполняет как негативные, так и позитивные функции. 
   Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что в процессе своего развертывания и обострения борьбы между его субъектами за власть он способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы. При неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях политический конфликт способен привести к ее разрушению. Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа. 
   В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социальнополитических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам. 
   Таким образом, содержание политического конфликта составляют специфические политические отношения двух и более сторон, проявляющиеся в их практических действиях - столкновениях для воплощения в жизнь целей, направленных на реализацию коренных политических интересов субъектов и разрешение существующего социально-политического противоречия.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разновидности конфликтов.

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.

Рассмотрим некоторые  виды внутренних политических конфликтов.

Горизонтальные политические конфликты

В них борьба за власть и  властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например между  правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и г. д.

Горизонтальные конфликты  неизбежно возникают в процессе совершенствования существующей системы  власти (например, смена неугодных  лидеров или правящей элиты, частичная  корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов  политики и т. п.).

В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты, как правило, институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из них носит открытый, публичный характер, например парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный Суд и др. Но существуют и «скрытые» от общественности политические конфликты, о которых знает только узкий круг политической элиты.

Вертикальные политические конфликты

Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.

Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нес, за соответствие статуса и роли и др.). В качестве примера можно привести конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитами, возникающие в рамках существующей политической системы, и др. Иногда такие конфликты не имеют реального объекта и являются самоцелью. Подобный конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, ч тобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В. И.Ленина, будоража общественность и отвлекая ее от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».

В конфликте интересов  борьба идет в сфере распределения  и перераспределения различных  ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится иначе: «Как делать?».

Еще одной разновидностью политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры (например, борьба старой тоталитарной (подданнической) политической культуры с новой либерально-демо- кратической (активистской) культурой в современном российском обществе).

Как и другие социальные конфликты, политические конфликты  бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, «мирными», конструктивными, деструктивными; могут иметь место  на уровне центра, региона, отдельного города и района.

Какого бы типа политические конфликты ни возникали в обществе и какими бы причинами они ни были обусловлены, каждый из них «сигнализирует» об имеющихся противоречиях, которые необходимо разрешать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разрешение политических конфликтов.

Специфика субъектов, причин международных конфликтов обусловливает формы и механизмы их возникновения, развития и разрешения. В числе первоначальных форм проявления - межгосударственные споры, дипломатические акции. Развитие конфликта связано с формированием противоборствующих сторон, зачастую в виде блоков, коалиций и прочих, сообща действующих групп государств и других политических организаций. В ряду форм проявления международных конфликтов и их разрешения - политические переговоры: двусторонние и многосторонние с привлечением посредников, в виде международных конференций и другие. 
 
В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация Африканского Единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликтах сторон, - в числе мер ООН по поддержанию мира. 
 
Различные общества (цивилизации) на протяжении истории вырабатывали и продолжают вырабатывать присущие их времени процедуры урегулирования конфликтов. Эти процедуры всегда существовали в том или ином виде, потому что конфликт – непременный спутник политической жизни, более того – стимул развития любого общества и государства. При этом, не абсолютизируя только созидательную роль конфликта, отметим, что развитие, подстегиваемое конфликтом, может быть как «вперед», так и «назад», а вывод о направлении развития обычно делается впоследствии и периодически пересматривается. 
 
Отношение к конфликту и поведение в пространстве конфликта – показатель демократичности общества. В демократических сообществах конфликт считается нормой жизни, почему и предусматриваются различные, порой весьма сложные механизмы его урегулирования. Демократическое общество исходит из наличия у отдельных его членов и социальных групп разнообразных интересов, порой диаметрально противоположных. Исключая согласованные обществом случаи (насилие, расовая, религиозная нетерпимость, криминальные антиобщественные устремления и преступления против личности), остальные противоречия между людьми, человеком и группой, человеком и обществом, и т.д. считаются нормой. Принятие этими противоречиями формы резкого несогласия, неприятия, даже конфронтации – дело вполне обычное. Проблема состоит в том, в каких поведенческих формах это выражается и какие институты (системы, процедуры и т.д.) общество создало для извлечения из конфликта «максимальной прибыли» или хотя бы минимизации ущерба. При этом, разумеется, и в самом идеализированном демократическом обществе существуют различные авторитарно управляемые сферы и анклавы. 
 
В тоталитарных обществах конфликт тоже существует, но его характер и допустимые формы внешнего проявления строго регламентированы. В общественной сфере возможен лишь «неантагонистический» конфликт невысокого уровня между «хорошим» и «еще более хорошим», в котором сталкиваются более активные и менее расторопные сторонники одной и той же тоталитарно навязанной системы. 
 
Естественно, что под видимостью допустимых и разрешаемых властью конфликтов бурлят конфликты реальные, однако выносить их на поверхность, трезво и спокойно обсуждать, искать пути к урегулированию тоталитарное и авторитарное общества не могут. Поэтому такого рода конфликты здесь носят латентный (скрытый) характер. Конфликты же, вынужденно ставшие общественным достоянием вопреки секретомании и отсутствию гласности, регулируются в таком обществе самими власть предержащими и созданными ими управленческими структурами, которые лишены права на независимое от власти мнение. Так в советском обществе вся судебная система была подчинена и действовала в интересах власти, а не общества. Закон, который должен быть незыблем для государства вообще и судебных органов – в частности, нередко нарушался, а ведь судебная система является мощнейшим механизмом легитимного разрешения возникающих в обществе конфликтов. 
 
Посттоталитарные общества в болезненный период отхода «одной правды» к более многоцветному, плюральному видению мира сталкиваются с неизбежными трудностями, которые объясняются, среди прочего, именно неумением жить в пространстве конфликта и терпимо относится к неожиданно возникшему многообразию позиций, точек зрения, мнений. Очень многие граждане продолжают считать, что конфликт все равно неуместен, даже если в его основе лежат объективные противоречия. Но даже, если точка зрения о неуместности конфликта является правильной, ее носители не дают себе труда убедить в этом остальных. 
 
«Выдавливая из себя по капле раба» тоталитарной системы мышления и искренне, стремясь к терпимости, замечая в себе соответствующие мировозренческие изменения, мы на каждом шагу сталкиваемся с неумением эффективно взаимодействовать на поведенческом уровне. По-прежнему остается большой проблемой неумение конструктивно общаться, говорить и слушать, решать проблему, а не обсуждать поведение того или иного участника конфликта. Фактом остается то, что консенсусная культура, иногда еще говорят о культуре конфликта , остается в нашем обществе на низком уровне.  
 
Таким образом, и с точки зрения функционалистского, и с точки зрения структуралистского подходов тот или иной тип политического режима формирует соответствующий механизм и способ разрешения возникающих конфликтов, а также соответствующую ментальность в отношении самого феномена конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный обзор.

 

1. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.

2.   Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000.

 

3. Панарин, А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин. – М.: Проспект, 2001. – 546 с.

 

     4. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.

     5.            Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002.

     6.


Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения.