Политические конфликты: понятие, виды и методы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 08:41, реферат

Описание работы

Политический конфликт — это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной системой и политическим неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп.
Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, политический статус социальных групп, доступ к принятию общезначимых решений, устройство властных институтов, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми — словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

стратегические решения — ориентированные на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликтов и перевод их в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.

Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможны успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.

 

Политический риск

 

Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. На экономике весьма пагубно отражается политический фактор: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.

Понятие «политический риск», всего лишь несколько лет назад отсутствовавшее в лексиконе российских политологов и экономистов, все чаще фигурирует на страницах периодической печати и научной литературы.

Резкий рост интереса к проблеме политического риска одновременно с ростом скептического отношения к возможности его прогнозирования был отмечен после Иранской революции 1979 г., которая, с одной стороны, вызвала многочисленные споры о вероятности осуществления политических прогнозов и надежности оценок уровня политического риска, а с другой — предоставила огромный фактический материал для исследований в этой области. Практическая значимость данных исследований привела к созданию значительного числа консультационных фирм, специализирующихся на оценке политических рисков в разных странах.

В зарубежной практике риск часто понимают как вероятность определенных ограничений в реализации желательных событий и их нежелательных последствий, связанных с потерями, ущербом. Соответственно говорят об уровне или степени риска. Необходимость в оценках риска возникает тогда, когда ставится задача выбора при условии снижения уровня неопределенности.

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски.

Политический риск — это вероятность нежелательных политических событий. Его теория рассматривает широкий спектр проблем — от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Классификация политического риска основана на разделении событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом американский исследователь

Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

При определении «индекса политического риска» обращается внимание на следующие факторы:

степень этнических и религиозных различий;

социальное неравенство в распределении дохода;

степень политического плюрализма;

влияние левых радикалов;

роль принуждения при удержании власти;

масштаб антиконституционных действий;

нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т. п.).

В классификации, предложенной американскими учеными Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска.

Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику: высокая степень зависимости и значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства в инвестиционную деятельность. Проблема оценки внутренних социально-политических факторов — в значительной доли субъективности. При определенных условиях внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране.

Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.

Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска.

Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т. е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.

В 1990-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы над темой «Способы и методы урегулирования политических конфликтов» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.

Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

 

 
Список литературы: 
 
Арон Р. Этапы развития политической мысли. М., 1993.  
 
Василик М.А. Политология: учебник.-М.: Гар-П50, 2006. 
 
Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 2001. 
 
Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж. 1997. 
 
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., КСП., 1999.  
 
Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий.-М., 1993 
 
Панарин А.С. Учебник по политологии. – М.: Дело, 2002.  
 
Политология курс лекций под ред. М.Н. Марченко, М. 2003. 
 
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.  
 
Фельдман Д.М. Политология конфликта: Учебное пособие. - М., 1997. 


Информация о работе Политические конфликты: понятие, виды и методы урегулирования