Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:34, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является описание понятия «Политические лидеры».
Задачами настоящей работы является:
-характеристика понятия «Политические лидеры»
-привести примеры политических лидеров-современников
-рассмотреть характерные черты и профессиональные качества политических лидеров
-характеристика функций политических лидеров
-рассмотреть политическое лидерство в России;
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Понятие, примеры и природные качества политического лидера…………...4
3.Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров..5
4.Функции политических лидеров……………………………………………..6
5.Политическое лидерство в России……………………………………………7
6.Заключение……………………………………………………………………..9
Титульный лист
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие, примеры и природные качества политического лидера…………...4
3.Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров..5
4.Функции политических
5.Политическое лидерство в
6.Заключение………………………………………………
Введение
В данной контрольной работе рассматривается тема: «Политические лидеры».
Лидерство в социальной жизни выступает как всеобщий феномен. Оно существует везде, во всех видах человеческой жизнедеятельности: в сфере предпринимательства и религиозной области, в партийной и профсоюзной деятельности, в государственных учреждениях и неформальных организациях, в семейной жизни и в массовых действиях. Среди различных проявлений лидерства по своему значению заметно выделяется политическое лидерство, выяснение сущности которого занимает особое место в политической науке.
Проблеме
политического лидерства в
Целью данной контрольной работы является описание понятия «Политические лидеры».
Задачами настоящей работы является:
-характеристика понятия «Политические лидеры»
-привести
примеры политических лидеров-
-рассмотреть
характерные черты и
-характеристика функций политических лидеров
-рассмотреть политическое
1.Понятие, примеры и
природные качества
Лидерство есть везде, где есть власть
и организация. Само слово лидер
в переводе с английского (leader) означает
ведущий, руководящий. В этом, сохраняющемся
и сегодня значении оно уже
издавна знакомо всем народам.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить
этот сложный и важный социальный феномен
восходят к глубокой древности. Так, уже
античные историки Геродот, Плутарх и
другие уделяли политическим лидерам
главное внимание, видя в героях, монархах
и полководцах творцов истории.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Четыре примера политических лидеров-современников, оставивших заметный след в истории и не похожих друг на друга по своим личностным качествам.
Рональд Рейган. Будучи президентом США, работал всего по 2– 3 часа в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он изрекал, просты и общеизвестны. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции и компетентности помощников. Пробыл два срока президентом США. Поднял мощь страны.
Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании. Рано увлеклась и пристрастилась к политике. В Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. "Жедезная леди" обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Работоспособна.
Гельмут Коль, канцлер ФРГ. Умел налаживать хороший контакт с "молчаливым большинством" в стране. Шел на компромиссы, маневрировал. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 стал самым молодым депутатом. Делал ставку на укрепление частного предпринимательства. Не владеет ни одним иностранным языком. Вошел в историю как объединитель Германии.
Горбачев Михаил Сергеевич, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС, бывший Президент СССР. Психологию и геополитические убеждения Горбачева характеризуют личные, наивные для высшего руководителя, убеждения в необходимости следовать западным образцам. Был он, попросту говоря, западником. Сейчас, уже на значительном временном расстоянии наивность, слабоволие, тщедушность, маломасштабность личности и обычная человеческая трусость – отчетливо проступают в образе Горбачева. С этим деятелем связываются развал социалистического лагеря, Варшавского Договора и СССР. Верховная власть не облагородила этого человека, да и не могла этого сделать, а на выборах рейтинг этого политического деятеля не поднимался выше 1 %, что и послужило причиной ухода из большой политики. Объективную оценку ему даст время.
2.Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров
Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.
Выделим основные черты политического лидера:
-
умение нравиться людям,
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;
- политическая интуиция, острый ум;
- организаторский талант, ораторские способности;
- умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;
-
наличие ясной политической
3.Функции политических лидеров
Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.
1.Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
2 .Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
3.Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
4. Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
5 .Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
6 .Функция легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
4.Политическое лидерство в России
Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.
Традиционное лидерство (власть монархов)
было основано на вере в святость передачи
власти по наследству, верности ритуалу
и привычке подчиняться. Традиционное
лидерство в России имело форму
абсолютной монархии. Воля императора
не ограничивалась какими-либо юридическими
нормами. Так, статья I Свода основных
государственных законов
Советский период породил
особую разновидность
В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой.
Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности, он несомненно, обладал харизмой. Почти с первых дней правления он начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности. Однако новое время, которое подготовили М.С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.
Переход от вождистского (харизматического) типа лидерства к рациональному не произошел в период президентства Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе, народ в основном, воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс.
Однако российское общество уже перестало быть единым, социально и политически однородным; оно раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению к собственности и др. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического лидера оказалось в известной мере подорвано.
Изменение харизматических представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны:
• проходить специальные подготовку и отбор;
• профессионально заниматься политической деятельностью;
• действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти;
• не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.
Переходным типом – от вождистского
к рациональному – является лидерство
В.В. Путина: заметно влияние прежних
политических традиций в принятии решений,
невелика социальная эффективность
реформ, высока доля политической риторики,
отсутствует механизм политической
ответственности элиты и
Заключение
В заключении данной контрольной работы хотелось бы подвести итоги по данной теме. Как было сказано уже ранее, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале.