Политические лидеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является описание понятия «Политические лидеры».
Задачами настоящей работы является:
-характеристика понятия «Политические лидеры»
-привести примеры политических лидеров-современников
-рассмотреть характерные черты и профессиональные качества политических лидеров
-характеристика функций политических лидеров
-рассмотреть политическое лидерство в России;

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Понятие, примеры и природные качества политического лидера…………...4
3.Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров..5
4.Функции политических лидеров……………………………………………..6
5.Политическое лидерство в России……………………………………………7
6.Заключение……………………………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Политический лидер.docx

— 28.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2.Понятие, примеры и природные качества политического лидера…………...4

3.Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров..5

4.Функции политических лидеров……………………………………………..6

5.Политическое лидерство в России……………………………………………7

6.Заключение……………………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной контрольной работе рассматривается  тема: «Политические лидеры».

Лидерство в социальной жизни выступает  как всеобщий феномен. Оно существует везде, во всех видах человеческой жизнедеятельности: в сфере предпринимательства  и религиозной области, в партийной  и профсоюзной деятельности, в  государственных учреждениях и  неформальных организациях, в семейной жизни и в массовых действиях. Среди различных проявлений лидерства  по своему значению заметно выделяется политическое лидерство, выяснение  сущности которого занимает особое место  в политической науке.

Проблеме  политического лидерства в современной  политологической литературе уделяется  большое внимание, так как она  связана с изучением личности, как субъекта политики, с определением места и роли лидера в политической жизни общества. О важности феномена политического лидерства свидетельствует  не только мировой исторический опыт, но и современное развитие общественно-политической ситуации в России, характер, направленность и динамика социально-экономических  и духовно-идеологических перемен  в стране, содержание текущих политических процессов. Именно этим и обусловлена особая актуальность выбранной мною темы настоящей работы.

Целью данной контрольной работы является описание понятия «Политические лидеры».

Задачами  настоящей работы является:

-характеристика  понятия «Политические лидеры»

-привести  примеры политических лидеров-современников

-рассмотреть  характерные черты  и профессиональные  качества политических лидеров

-характеристика функций политических лидеров

-рассмотреть политическое лидерство  в России;

 

 

 

1.Понятие, примеры и  природные качества политического  лидера

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово лидер  в переводе с английского (leader) означает ведущий, руководящий. В этом, сохраняющемся  и сегодня значении оно уже  издавна знакомо всем народам.  
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории. 

 Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.

Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Четыре примера политических лидеров-современников, оставивших заметный след в истории и не похожих друг на друга по своим личностным качествам.

Рональд Рейган. Будучи президентом США, работал всего по 2– 3 часа в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он изрекал, просты и общеизвестны. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции и компетентности помощников. Пробыл два срока президентом США. Поднял мощь страны.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр  Великобритании. Рано увлеклась и пристрастилась к политике. В Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. "Жедезная леди" обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Работоспособна.

Гельмут Коль, канцлер ФРГ. Умел налаживать хороший контакт с "молчаливым большинством" в стране. Шел на компромиссы, маневрировал. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 стал самым молодым депутатом. Делал ставку на укрепление частного предпринимательства. Не владеет ни одним иностранным языком. Вошел в историю как объединитель Германии.

 

Горбачев Михаил Сергеевич, бывший Генеральный секретарь  ЦК КПСС, бывший Президент СССР. Психологию и геополитические убеждения Горбачева характеризуют личные, наивные для высшего руководителя, убеждения в необходимости следовать западным образцам. Был он, попросту говоря, западником. Сейчас, уже на значительном временном расстоянии наивность, слабоволие, тщедушность, маломасштабность личности и обычная человеческая трусость – отчетливо проступают в образе Горбачева. С этим деятелем связываются развал социалистического лагеря, Варшавского Договора и СССР. Верховная власть не облагородила этого человека, да и не могла этого сделать, а на выборах рейтинг этого политического деятеля не поднимался выше 1 %, что и послужило причиной ухода из большой политики. Объективную оценку ему даст время.

 

2.Профессиональные  качества и характерные черты  политических лидеров

Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.

 

Выделим основные черты политического лидера:

- умение нравиться людям, завоевывать  их симпатии;

-     политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;

-     политическая интуиция, острый ум;

-     организаторский талант, ораторские способности;

-     умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;

- наличие ясной политической программы,  отвечающей интересам больших  социальных групп. 

 

3.Функции политических лидеров

Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.

1.Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2 .Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3.Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4. Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5 .Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

6 .Функция легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

 

 

4.Политическое лидерство в России

Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история  России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.

Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу  и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму  абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть  сам Бог повелевает". Такое  положение существовало до Февральской  буржуазно-демократической революции.

 Советский период породил  особую разновидность харизматического  лидерства – вождизм. Харизматический  вождь, к числу которых можно  отнести В.И. Ленина и И.В.  Сталина, является наиболее точным  синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства  широко распространилась с возникновением  и развитием в России революционного  движения. Власть харизматического  вождя опиралась не только  на его собственный авторитет,  но и на монопольно властвующую  партию, разветвленные структуры  насилия, идеологическую обработку  масс. Но самым существенным элементом  власти таких вождей была харизма,  которую М. Вебер определял  "как необычно высоко ценимое  качество некой личности, благодаря  которому она превозносится как  наделенная сверхъестественной, или  сверхчеловеческой, или, по меньшей  мере, необычной, специфической,  недостижимой ни для кого другого  силой или особенностью, или же  как посланная Богом, или как  достойная подражания и в силу  этого как "Вождь".

В основе власти вождя может лежать также политический миф о его  исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя  обожествляют, ей поклоняются. Харизма  вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую  он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы  его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. мифологичность как важнейший компонент  лидерства в Советском Союзе  переживала острейший кризис, ибо  задача создания и поддержания мифов  об исключительности Л.И. Брежнева и  К.У. Черненко оказалась практически  неосуществимой.

Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности, он несомненно, обладал харизмой. Почти с первых дней правления он начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности. Однако новое время, которое подготовили М.С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

Переход от вождистского (харизматического) типа лидерства к рациональному  не произошел в период президентства  Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь  популистского типа, вызывавший восторг  больших масс людей и умевший  добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе, народ в основном, воспринимал его как борца  против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс.

Однако российское общество уже  перестало быть единым, социально  и политически однородным; оно  раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению  к собственности и др. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического  лидера оказалось в известной  мере подорвано.

Изменение харизматических представлений  о лидерстве возможно лишь с выходом  на политическую сцену новой генерации  политических лидеров, которые должны:

•     проходить специальные подготовку и отбор;

•     профессионально заниматься политической деятельностью;

•     действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти;

•     не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.

Переходным типом – от вождистского к рациональному – является лидерство  В.В. Путина: заметно влияние прежних  политических традиций в принятии решений, невелика социальная эффективность  реформ, высока доля политической риторики, отсутствует механизм политической ответственности элиты и лидеров.

 

 

 

Заключение

В заключении данной контрольной работы хотелось бы подвести итоги по данной теме. Как было сказано уже ранее, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале.

Информация о работе Политические лидеры