Политические мыслители о концепции «естественного права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть 3 вопроса:

- Платон и Аристотель о политической жизни общества.

- Политические мыслители о концепции «естественного права»

- Дж. Локк. Ж. Руссо. Ш. Монтескье.

Содержание работы

Введение 3

1. Платон и Аристотель о политической жизни общества. 4

2. Политические мыслители о концепции «естественного права» 7

3. Дж. Локк. Ж. Руссо. Ш. Монтескье. 9

Заключение 12

Список литературы 13

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
 
Введение 3 
 
1. Платон и Аристотель о политической жизни общества. 4 
 
2. Политические мыслители о концепции «естественного права» 7 
 
3. Дж. Локк. Ж. Руссо. Ш. Монтескье. 9 
 
Заключение 12 
 
Список литературы 13 
 
Введение 
 
Потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такими науками и являются социология и политология. 
 
Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними. 
 
Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. 
 
В последние годы слово «политология» прочно вошло в научный, публицистический и социально-бытовой лексикон. Ныне это слово стало, пожалуй, одним из самых популярных. Оно широко используется политическими и государственными деятелями, журналистами, экспертами. Его взяли на вооружение избиратели, представители различных общественно-политических движений, участники разнообразных политических событий и процессов. Поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. 
 
Цель данной работы – раскрыть 3 вопроса: 
 
- Платон и Аристотель о политической жизни общества. 
 
- Политические мыслители о концепции «естественного права» 
 
- Дж. Локк. Ж. Руссо. Ш. Монтескье. 
 
Структура работы – данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. 
 
1. Платон и Аристотель о политической жизни общества. 
 
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы». В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма – с теорией «идей», и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. 
 
Идеальному типу Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона все существующее государства принадлежат к этому отрицательному типу.

В своём диалоге  «Государство» Платон, конструируя  идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы  каждое начало занималось своим делом  и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует  иерархической соподчинённости  этих начал во имя целого: способности  рассуждать подобает господствовать; яростному началу - быть вооружённой  защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом  вожделеющим, которое «по своей  природе жаждет богатства». 
 
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. 
 
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. 
 
Всем формам государства Платон противопоставляет утопию, проект наилучшего государственного правления. Этим государством руководят как в олигархии немногие, но этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых в силу природных задатков и одаренности, во-вторых, в следствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. 
 
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, способность каждого отдельного человека к удовлетворению этих потребностей ограничена. 
 
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. 
 
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней. 
 
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость. 
 
Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели и завершения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

Первым результатом  социальной жизни он считал образование  семьи – муж и жена, родители и дети…Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и  селений. Так возникло государство. 
 
По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. 
 
Аристотель выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Аристотель подчеркивал, что отношения между бедными и богатыми – отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. 
 
2. Политические мыслители о концепции «естественного права» 
 
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм. 
 
Подобно классическим учениям XVII—XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.

Современное понимание  естественного права вместе с  тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в. политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии. 
 
Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. 
 
Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии. 
 
С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. 
 
В 80-е гг. идеи естественного права продолжали разрабатывать католические философы (Дж. Финнис), последователи религиозного персонализма. 
 
3. Дж. Локк. Ж. Руссо. Ш. Монтескье.

Джон Локк - британский Педагог и Философ, представитель  Эмпиризма и Либерализма. По мнению Дж. Локка, естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты. Локк - сторонник Конституционной монархии и теории общественного договора, теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). 
 
Дж. Локк первым предложил принцип Разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. 
 
По мнению Дж. Локка, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. 
 
Он разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.[858] 
 
Жан-Жак Руссо - Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — Прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала  интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты. 
 
По описанию Руссо, сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны. Руссо показывает, как по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, как постепенно зарождались социальные формирования – семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо “самой счастливой эпохой”. 
 
Дальнейшее развитие цивилизации, по его взглядам, было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, или с регрессом свободы. 
 
Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма. 
 
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье. Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. 
 
Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и войну (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения. 
 
Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда название его главного труда). Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные.

В своем учении Монтескье  поднимается до осознания того, что  историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории.[859] 
 
Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину. 
 
Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье - родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений 
 
Заключение 
 
Таким образом, в данной работе были раскрыты 3 вопроса. 
 
Платоновские политические идеи опирались на аристократически сословный подход к модели наилучшего государства. Платон предполагал, что трем началам человеческой души должны соответствовать три сословия: философы, воины и производители, каждое из которых занимается своим делом и не вмешивается в дела других сословий. В интересах устойчивости государства, которое, по мысли Платона, подрывается частной собственностью, он запрещает ее накопление философам и воинам. Поэтому брак, как таковой, отсутствует, а воспитание детей осуществляет государство. Ученик Платона - Аристотель, был сторонником частной собственности и умеренности во всем, предполагая, что собственность должна быть умеренной, а властвовать призван средний класс. При этом Аристотель не сомневался в целесообразности и справедливости существования многочисленного класса рабов. 
 
Также в данной работе был рассмотрен вопрос об идеях политических мыслителей о концепции «естественного права». 
 
В третьем вопросе мы рассмотрели идеи Дж. Локка, Ж. Руссо и Ш. Монтескье. Их труды сыграли важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. 
 
Список литературы 
 
Гаджиева К. С. Введение в политологию. - М.: Просвещение, 2008. 
 
Зеркин Д. П. Основы политологии. - СПб., 2007. 
 
Ильин В. В. Политология. - М.: Книжный дом «Университет», 2009. 
 
История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2005. 
 
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О. Э.Лейста. - М.: Зерцало, 2007. 
 
Комаров М. С. Введение в социологию. - М.: Наука, 2004. 
 
Кравченко А. И. Социология. - М.: Проспект, 2003.

Информация о работе Политические мыслители о концепции «естественного права»