Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:24, доклад
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (political relations) - один из важнейших видов общественных отношений, в основе которых лежат политические интересы, идеи и позиции людей .Тесно связаны с экономическими отношениями и интересами людей, с бизнесом и рынком, но играют самостоятельную роль и воплощаются в практике государственного устройства и власти, а также стремлениях к обладанию властью и деятельности оппозиции.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (political relations) - один из важнейших видов общественных отношений, в основе которых лежат политические интересы, идеи и позиции людей .Тесно связаны с экономическими отношениями и интересами людей, с бизнесом и рынком, но играют самостоятельную роль и воплощаются в практике государственного устройства и власти, а также стремлениях к обладанию властью и деятельности оппозиции. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом. Политические отношения невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей. Для индивидов они обладают статусом объективной данности. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения
вычленяются из общей синкретической
структуры общественных отношений
лишь с начала Нового времени, с приобретением
политической деятельностью черт профессионализма
и осознанности. Особо выделяются
отношения политики с другими
общественными системами - экономической,
духовно-нравственной, социальной и
пр. В структуре политических отношений
можно обнаружить и духовную (что
связанно с процессами познания и
обретения политического
Содержание политической системы
Политическая система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм. Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами. Следует понять, что политическая система является формой выражения отношений (интересов) социальных групп по поводу власти. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.
Политическая система имеет свою структуру и выполняет ряд функций Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной политологии в политической системе выделяют четыре группы элементов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Необходимо раскрыть роль этих элементов в политической системе. Главным институтом политической системы является государство.
Общецивилнзационной тенденцией выступает постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов всего общества в целом.
В каждой стране складывается своя институциональная структура власти, Так, в Российской Федерации государственные и политические структуры представлены Президентом (глава государства), Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Правительством. В США - это Президент (глава государства и правительства), Конгресс (высший законодательный орган), состоящий из Сената (верхняя палата парламента) и Палаты представительства (нижняя палата парламента). Правительством выступает Кабинет (14 человек) при Президенте, состоящий из глав исполнительных департаментов. Во Франции структура органов власти следующая: Президент (глава государства), Правительство, двухпалатный парламент (Сенат и. Национальное собрание). В Германии Президент является главой государства, Федеральный канцлер - главой правительства, высшей законодательной властью являются Бундестаг и представляющий германские земли Бунденсрат.
Заметную роль в жизни современного общества и его политической системе играют политические партий. В середине 90-х гг. в более чем 100 странах мира действовало свыше 500 партий. Они являются выразителями интересов и целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в функционировании политической власти.
В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений н выражающие отношения по поводу политической власти. Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы. Условно их можно разделить на три группы: отношения между крупными социальными слоями, а также нациями и государствами; вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе; отношения, которые складываются между политическими организациями и государственными учреждениями,
Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений.
При помощи механизмов политической системы разрешаются социальные противоречия, достигается консенсус (согласие) относительно направления общественного развития.
Далее необходимо выделить
и рассмотреть функции
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Существует множество
агентов, сторон, между которыми устанавливаются
политические отношения. При этом одни
участники политических отношений
служат носителями политического действия
и называются субъектами политики,
другие — выступают в качестве
ее объектов, т. е. таких фрагментов
политической реальности, на изменение,
преобразование или поддержку которых
политическое действие направлено.
Очевидно многообразие субъектов политических
отношений, в
качестве которых могут выступать и отдельные
люди, и социальные группы, и институты,
и движения. Но по своей роли в политике
они далеко не однозначны. Так, отдельный
человек оказывается способным сыграть
выдающуюся роль в политике, наложить
заметный отпечаток на ход политических
событий не столько в силу наличия индивидуальных
особенностей, сколь оригинальными они
бы ни были, но прежде всего в силу способности
отразить в собственной деятельности
интересы и потребности более широкого
круга, нежели пространство индивидуального
бытия отдельного человека. Как писал
Г.В. Плеханов, «великий человек велик
не тем, что его личные особенности придают
индивидуальную физиономию великим историческим
событиям, а тем, что у него есть особенности,
делающие его наиболее способным для служения
великим общественным нуждам своего времени,
возникающим под влиянием общих и особенных
причин» .
Различные социальные группы тоже не всегда
выступают в качестве субъектов политики,
ведь интересы, устремления многих из
них и не нуждаются в возведении на политический
уровень, не требуют обязательного воздействия
на аппарат государственной власти, удовлетворяются
на профессиональном, групповом, корпоративном
уровне. Субъект же политики имеет такие
интересы, сферой реализации которых служат
именно политические отношения. Особенно
велика роль таких субъектов политики,
как классы (социальные группы, объединяющие
людей с одинаковым типом отношения к
собственности) и нации (группы людей,
объединенные одним языком, культурой,
психическим складом, территорией, общностью
экономической жизни). Именно во взаимодействии
между ними формируется тот круг проблем
и интересов, которые, будучи восприняты
или отражены отдельными личностями, движениями,
партиями, институтами и организациями,
требуют для своего решения обязательного
вмешательства государственной власти.
Субъекты политики обладают способностью
фокусировать в проблемах собственного
существования потребности и задачи, характерные
для всего общества, нуждающиеся для своего
решения в совместных действиях разных
социальных слоев и групп. Например, национальные
масштабы может приобретать экологическая
проблема, затрагивающая в одинаковой
степени все слои населения определенного
региона, формирующая чувство общей обездоленности,
на почве которой возникает острая конфронтация
с источником экологической опасности.
То же самое происходит, по мнению К. Маркса,
со способностью определенного класса
фокусировать в своей деятельности важнейшие
потребности, характерные для всего общества
в целом: «Дело в том, что всякий новый
класс, который ставит себя на место класса,
господствовавшего до него, уже для достижения
своей цели вынужден представить свой
интерес как общий интерес всех членов
общества, т. е., выражаясь абстрактно,
придать своим мыслям форму всеобщности,
изобразить их как единственно разумные,
общезначимые. Класс, совершающий революцию,—
уже по одному тому, что он противостоит
другому классу,— с самого начала выступает
не как класс, а как представитель всего
общества; он фигурирует в виде всей массы
общества в противовес единственному
господствующему классу» . Способность
концентрации, фокусировки интересов
реализуется при участии и деятельности
еще одного специфического субъекта политики
— партии, назначение которого как раз
и заключается в осознании, формировании
и представлении интересов определенной
социальной группы на уровне социальной
целостности. Поэтому ткань политических
отношений обязательно включает в себя
партийную деятельность, служащую характерным
их признаком и выражением.
Следует иметь в виду, что в политике, как
и в любой иной сфере социальных отношений,
нет постоянного закрепления атрибутов
субъекта или объекта за определенным
неизменным носителем — все участники
политических отношений обладают сознанием
и волей и в зависимости от конкретной
ситуации могут выступать в качестве объекта
(когда политическое действие направлено
на него) и в качестве субъекта (когда он
сам служит источником, носителем политического
действия). Так государство выступает
объектом политики, когда на него, его
политические институты направлено воздействие
тех или иных политических сил, скажем,
в целях его модернизации или побуждения
к вмешательству в решение той или иной
проблемы, но оно может быть и субъектом
политики, когда само активно вмешивается
в регуляцию социальных отношений. Политическая
партия выступает в роли субъекта политики,
например в предвыборной борьбе, и может
служить объектом, когда к ней применяются
меры государственных репрессий, регулирования
деятельности и т. д.
Реальная множественность субъектов и
объектов политических отношений неизбежно
отражается на их структуре, которая может
строиться на двух основных принципах
(при наличии некоторой возможности промежуточных
вариантов): при стремлении к максимальному
сужению круга субъектов политических
отношений, в конечном счете при доведении
их количества до единицы возникает тоталитарная
модель построения политических отношений,
а при признании естественности множественности
интересов и способов их выражения в политике
— плюралистическая модель. В рамках тоталитарной
модели проблема взаимодействия между
субъектами политических отношений переносится
из политической в юридическую или просто
уголовную сферу, когда иные субъекты
политики, кроме единственно установленного
и признаваемого, просто преследуются
или уничтожаются.
В рамках плюралистической модели политических
отношений неизбежно встает проблема
порядка взаимодействия между субъектами,
которое может строиться или на основе
конфликта, когда субъекты действуют таким
образом, что сознательно препятствуют
достижению целей друг друга, или кооперации,
когда один делает то, что увеличивает
вероятность достижения целей другого.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.
В соответствии с
этими условиями американские политологи
С. Верба и Л. Пай выделяют следующие
разновидности политического
Их соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об «активных» формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), «промежуточных» (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), «наблюдательной» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об «апатичном» отношении граждан к политике.
При всем многообразии форм и разновидностей политического участия очевидно, что все они различаются по масштабности, сфере социального распространения. Иначе говоря, обращение индивида к политическим средствам защиты своих интересов может либо предполагать его участие в решении вопросов общенационального характера, либо касаться местных проблем, быть ограниченным рамками локального производственного коллектива, территориального самоуправления и проч. При этом сами формы политического участия могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными, характеризующими его включение в политику через различные группы, организации и структуры.
Существенной характеристикой является степень интенсивности политического участия. Если одной его крайностью является деятельность активистов партий, политических движений, групп интересов и проч., то другую характеризуют апатия, отчужденность людей от политики, полное равнодушие к этой сфере общественной жизни. В равной степени причинами аполитичности граждан могут выступать разочарование в проводимом властями политическом курсе, отторжение от социальной системы в целом (например различных люмпенизированных слоев), сориентированность на сугубо личные, бытовые потребности или — полное доверие к правящим элитам и лидерам. В свою очередь столь же многообразны и причины, заставляющие людей значительную часть жизни проводить в политических баталиях. Однако в любом случае крайности политического участия весьма опасны. Так, излишняя вовлеченность в политические отношения абсолютизирует состязательный стиль социального существования в целом, увеличивает нервную нагрузку, придает нравственным принципам человека излишнюю целевую направленность, заставляя смотреть на жизнь через призму групповых взаимоотношений. С другой стороны, длительная отчужденность от власти, а следовательно, и отсутствие навыков ведения дискуссий, поиска компромиссов создает у людей предрасположенность к радикализации своих социальных требований и даже экстремизму, провоцирует взрывоопасные формы отношений населения и властей.
Основной и, как
показывает опыт, оптимальной формой
политического участия для
Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. - М.: Луч, 1996.
В.Н. Коновалов. Словарь по полититологии.