Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:26, реферат
Целью контрольной работы является изучение политических партий и партийных систем. Задачи – просмотреть функции, структуру и классификацию политических партий, проанализировать сущность и разновидности партийных систем, рассмотреть процесс становления многопартийной системы в России.
Цели и задачи обусловили структуру работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение
Политические партии: определение, функции, структура, классификация
Сущность и разновидности партийных систем
Становление многопартийной системы в России
Заключение
Список используемой литературы
Существуют следующие
разновидности двухпартийной
1) классический вариант (США,
Великобритания), где две главные
партии собирают до 90% голосов
избирателей, в связи с этим
остальные партии лишены
2) система «двух с половиной
партий» или «две плюс одна
партия», при которой рядом
с двумя основными партиями
появляется третья, менее сильная,
но способная оказать влияние
на исход борьбы за власть.
Поддерживая одну из двух
Ø Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трех-, четырех- и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.
Многопартийные системы подразделяются на следующие:
1) партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партии, выступающих против существующего социально-экономического строя; двухсторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партии; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;
2) партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.
В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.
Становление многопартийной системы в России
Первые политические партии в России появились в XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу ХХ в., когда Манифест 17 октября 1905 года даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.
Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации (1993) и в Федеральном законе «Об общественных объединениях» (апрель 1995 г.).
В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ст. 13, ч. 2), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм; ст. 13, ч. 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.
Согласно ст.30 Конституции РФ, политические
партии создаются свободно, без каких-либо
разрешений, на учредительном съезде
или конференции партии. Членство
в партии добровольное и никто
не может быть принужден к вступлению
в нее или лишен возможности
выхода из нее. Свобода вступления в
политическую партию ограничена законом
для некоторых должностных лиц
(судей, военнослужащиx). Запрещены создание
и деятельность партий, цели и действия
которых направлены на насильственное
изменение основ
В 1993, 1995 и 1999 гг. проходили многопартийные выборы в нижнюю палату российского парламента.
В результате выборов 1993 года на основе пропорциональной избирательной системы («по партийным спискам») 225 депутатских мест пропорционально полученным голосам избирателей распределили восемь партий и политических блоков:
Либерально–Демократическая
Выбор России – 15,51% 40
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 12,4%
Женщины России – 8,13%
Аграрная партия России (АПР) – 7,99%
Блок «Явлинский – Болдырев – Лукин» – 7,86%
Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – 6,73%
Демократическая партия России (ДПР) – 5,52%
В 1995 г. пятипроцентный барьер преодолели лишь четыре политические партии и политические блоки: КПРФ, НДР («Наш Дом - Россия»), ЛДПР, блок «Яблоко».
19 декабря 1999 года состоялись
выборы Государственной Думы
РФ третьего созыва. В преддверии
выборов Государственной Думы
РФ в 1999 году в избирательное
законодательство было внесено
несколько существенных
В декабре 2007 года состоялись выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва. Это были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки. По итогам голосования места в Думе распределились следующим образом: Единая Россия — 315 Коммунистическая партия Российской Федерации — 57 Либерально-демократическая партия России — 40 Справедливая Россия — 38
Таким образом, если выборы в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. позволяли предположить доминирование идеологического и организационного факторов в формировании и укреплении партий в России, то выборы 1999 г. дают основания обратить внимание на иные существенные факторы: наличие популярного лидера, пользование государственного финансового и информационного ресурса, действующая структурная основа в виде региональной власти и ее клиентелы. Само же партийное строительство выявляет следующую схему: целенаправленное создание смыслового образа лидера с заданными качествами, «раскручивание» этого образа с помощью телевидения и административного ресурса региональной власти.
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего, следует отметить
взрывной характер формирования многопартийности
в России. За несколько лет в
стране возникло большое количество
партий. Однако деятельность многих из
них не затрагивает глубинные
слои общества. По возможностям и способам
влияния на принятие решений большинство
ныне существующих российских партий
ближе к группам давления, а
по основным признакам - к протопартиям,
характеризующимся
В основе процесса образования партий
в России часто лежит принцип
объединения вокруг лидера, вербующего
сторонников под ту или иную идею.
Многие рассматривают партию как
трамплин для проникновения в
высшие этажи государственной службы
со всеми вытекающими
Отмеченные выше особенности формирования
российской партийной системы подводят
к выводу об отличии российской многопартийности
от «партийной демократии» западных
стран, сложившейся в ходе «естественной»
модернизации. Российская многопартийность
на данный момент не выполняет роли
основного посредника между обществом
и властью, которая является главной
в «партийных демократиях». Ряд факторов
оказывают сильное влияние в
пользу маргинальности российских партий,
в том числе – не партийное
устройство государственной власти
в стране, участие партий в которой
ограничено законодательной деятельностью
в Государственной Думе, а также
отсутствие у парламентского большинства
и коалиции парламентских фракций
права формировать
Таким образом, политические партии, как общественные объединения, борющиеся за политическую власть, играют важную роль в политической жизни общества. Политические партийные системы по-разному реализуют цели политических партий. В Российской Федерации, как демократическом государстве, сформировалась и успешно функционирует многопартийная политическая система.
Заключение
Политическая партия, будучи важным элементом политической системы, участвует в формировании и выражении интересов, имеющихся в обществе, политической воли народа и представляют эти интересы и волю в системе власти.
Тип партийной системы взаимосвязан с основными характеристиками политической системы общества (формой государственного правления, избирательной системы и др.)
Серьезную реформу российской партийной системы предусматривает проект федерального закона «О политических партиях», внесенный в начале 2001 года в Государственную Думу. Важнейшими положениями этого документа является следующие:
1. повышается роль партий в избирательном процессе: к участию в выборах допускается только политические партии, а не движения и объединения; партии должны стать единственными участниками избирательного процесса на всех уровнях;
2. политическая партия может быть создана на учредительном съезде или путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации;
3. меняются требования к партиям: а) минимальная численность партии должна быть 10 тыс. человек; б) партия должна «иметь региональные отделения более чем в половине субъектах РФ, при этом в субъекте должно быть создано только одно региональное отделение данной политической партии»; в) партии должны обязательно участвовать в выборах разных уровней в течении 5 лет (иначе им грозит ликвидация в судебном порядке);
4. предполагается финансирование партий из федерального бюджета;
5. Президент РФ приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления президентских полномочий.
Список используемой литературы
1) Василик М.А. Политология. – М.: Гардарики, 2007. – 588 с.: ил.
2) Гончаренко Л.Н.(и др.). Политология: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Н. Гончаренко, В.А. Лимонова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274с.
3) Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 394 с.