Политические партии в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Данный реферат посвящен как вообще феномену политики, так и политическим партиям, как субъектам политической деятельности. Цель работы состоит в раскрытии сущности деятельности политических партий как вообще в мире, так и в России.
Рассматриваемая тема, очень важна именно в такой сложный момент истории России, когда обычному человеку необходимо много знать и разбираться во многих политических вопросах, а также правильно сделать выбор и тем самым способствовать формированию более совершенного общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 5
1.1. Понятие политической партии и подходы к её определению 5
1.2. Классификация политических партий 6
1.3. Функции политических партий 7
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 10
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ 20
3.1. Особенности становления партийной системы 20
3.2. Общая характеристика «партии власти» в России 24
3.3. Политический центризм – «Единая Россия» 25
3.4. Российский национал-радикализм – Либерально-демократическая партия России 26
3.5. Правый либерализм – Союз Правых Сил и «Яблоко» 27
3.6. Левый национал-патриотизм – КПРФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

НДР - это  был проправительственный блок умеренной либеральной ориентации. В силу явной искусственности созданного объединения программа и предлагаемые идеи движения, попытка выражать государственнические интересы 
без опоры на традиционные приоритеты российской политики выглядели неубедительно. В соответствии с программными 
документами партицелью ее существования было укрепление 
российского государства путем строительства демократической республики, удержание стабильности в обществе. Партия 
позиционировала себя как центристская, выступая против 
радикальных как левых, так и правых идей.

   Другая  партия правительственной, а лучше - президентской ориентации - «Единство» была создана за три месяца до 
парламентских выборов декабря 1999 г. В канун думских выборов «Единство» даже не успело разработать свою программу 
в письменной форме. Но из его избирательных лозунгов мы 
узнали, что оно тоже поставило «порядок», «безопасность», а 
также «справедливое общество» и «Великую Россию» на первый план. После парламентских выборов 1999 г. «Единство» 
завершило разработку программных документов. Оно своими 
целями и задачами поставило: оказание содействия в построении демократического общества и правового государства, 
утверждении принципов свободы и демократии, создании условий для становления гражданского общества, достижении 
согласия всех социальных групп и народов России, развитии 
и органичном сочетании национальных культур, содействии 
эффективному развитию экономики и социальной сферы, 
повышении уровня благосостояния всех граждан, возрождении России и укреплении ее политического статуса на международной арене.

   После парламентских выборов 1999 г. «Единство» совершило объединение с политическим движением «Отечество» и 
было переименовано в «Единую Россию».

   В сентябре 1999 г. на основе объединения  «Россия молодая», движения «Вперед, Россия!», «Общего дела», «Республиканской партии Российской Федерации», «Партии экономической свободы», «Свободно-демократической партии 
России» был образован избирательный блок «Союз правых 
сил» (СПС).

   Союз  Правых Сил, впервые участвовавший  в выборах в 
ГД в 1999 году, преодолел 5% барьер обогнал «Яблоко» и набрал более 8% голосов избирателей; в результате, И. М. Хакамада стала вице-спикером, представители СПС возглавляли 
ряд думских комитетов.

   Итак, пройдя трудный и сложный путь формирования и 
развития, российская партийная система переходила от хаоса, сложившегося до первых выборов в Госдуму (декабрь 1993 
г.), к установлению порядка необходимого для нормального 
развития. Но особенностью формирования многопартийной 
системы в переходный период России стали большое количество политических партий, высокая неустойчивость партийных организаций, слабая социальная база.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ
    1. Особенности становления партийной системы
 

     Применение  к условиям России традиционного  западного деления партий на “правые” и “левые”, или “либералов”  и “консерваторов” (варианты: “либералов, консерваторов и лейбористов”, “республиканцев  и демократов”, “крайне правых, ультра-левых и умеренных  социал-демократов”) невозможно.  Во-первых, в России с конца XIX века сложилась традиция называть "левыми" тех, кто "дальше от власти и ближе к виселице". Поэтому до 1917 года в России считались  левыми коммунисты, а в 60-70 годы "левыми" стали называть всех диссидентов - и  Роя Медведева (левого в западном смысле), и Александра Солженицына (по европейским понятиям - правого), тогда  как КПСС в диссидентских кругах считалась “правой”.

     Когда Президент Ельцин поручил премьер-министру Виктору Черномырдину и спикеру  Ивану Рыбкину создать два  лояльных к нему блока, - соответственно "право - центристский" и   "лево - центристский", – премьер-министр  сначала перепутал и стал называть себя "лево - центристом" (именем, предназначенным для  недавнего  коммуниста, а на тот момент левого социалиста Рыбкина), потому что все  еще по традиции считал, что "левый" – это хороший и демократический, а "правый" – плохой и сталинистский.

     Необходимо  учесть, что,  лишь немногие партии из числа существующих в России имеют  социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая  часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет  вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в  нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической  деятельности и потому политически  проявляет себя в основном во время  выборов.

     Традиционные  западные схемы, позволяющие определить, за кого вероятней всего проголосует  та или иная часть электората, в  России тоже неприменимы в силу особенностей социального деления общества. Российское общество, во-первых, в имущественном  отношении достаточно однородно. Если до августовского кризиса 1998 г. по уровню доходов (самооценка) в России можно было выделить четыре группы населения – богатую, обеспеченную, относительно обеспеченную (от зарплаты до зарплаты) и бедную, то после кризиса вторая и третья группа слились в одну, а четвертая оказалась отброшена в маргинальные слои (данные Академии государственной службы). Буквально за последние год-два в России появились предпосылки для образования среднего класса, так как количество бедных снизилось до 25% населения.

     Однако  социальная стратификация в России уникальна не столько этим, сколько  тем, что социальные ожидания большей  части населения не соответствуют  социальному статусу. Основная часть  населения нашей страны в советское  время получила хорошее образование  и имела материальный  достаток, соответствующий среднему классу или высокооплачиваемым рабочим и служащим западных стран. На данный момент социальный статус и доходы большинства населения оказались ниже, чем четырнадцать лет назад. Четырнадцать лет - слишком маленький срок, чтобы привыкнуть к своему новому низкому социальному статусу и научиться разбираться в своих новых интересах.

     Поэтому основную роль в формировании электоральных  предпочтений населения играют, во-первых, сохранившиеся с советских времен завышенные социальные ожидания (представление  о том, что государство должно обеспечить зарплату, жилье и пр., мнение, будто хорошее образование  должно соответствовать хорошей  зарплате и т.д.), во-вторых, пропаганда.

     Пропаганда  привела к парадоксальному факту: большинство населения исповедует политические взгляды, не соответсвующие собственному социальному статусу (например, учитель с зарплатой $100 в месяц придерживается либерально-демократических ценностей, характерных для среднего класса, т.е. мелких и средних предпринимателей и высокооплачиваемых наемных служащих, на Западе).

     Подавляющее большинство политических партий в  России высокопрофессиональны в  своей пропаганде и учитывают  эти феномены. То, что основная часть  населения в своей жизни все  еще хоть в какой-то степени ориентируется  на государство как источник средств  к существованию и социальной помощи, партии используют трояко, как  видно  из схемы:

По естественным причинам электорат первой колонки  гораздо больше электората вторых двух (по результатам выборов 1999 г. он составляет в сумме более 70%, т.е. больше двух третей населения). Внутри этой суммы, естественно, идет острая борьба. И здесь играет свою роль еще один интереснейший феномен России: ситуативность выбора. Как уже было сказано ранее, основная часть населения еще не освоилась со своим новым социальным статусом и воспринимает его как более высокий по сравнению с реальным положением вещей, а также не умеет определять те партии, которые защищают ее (части населения) интересы. Учитывая же, что партий, защищающих эти интересы, в нашей политике может просто не быть (т.к. партии обслуживают свои собственные интересы), население отдает свои голоса под влиянием момента, ситуации, последней пропаганды (это важно, население голосует ситуативно не из-за своей подверженности “телевизору и черному пиару”, а по причине отсутствия выразителя своих интересов, наглядным свидетельством этого стала победа “Единства» на выборах 1999 года).

     Однако, как мы видели из схемы, есть ряд  партий и движений, почти или совершенно равнодушных к вопросам собственности, экономического строя государства  или социального обеспечения. Это  многочисленные партии националистической ориентации, которые в своих программах иногда склоняются к правым или левым  партиям, но чаще всего не задаются вопросами экономики вообще (так, РНЕ будущее государственное устройство видит как некий “русский порядок”, но об экономической стороне этого порядка имеет смутное представление).

     Практически все политические партии России, так или иначе “сдвинуты” в сторону национализма. Причина этого лежит в глубоко укоренившемся в нашем обществе бытовом национализме, который приводит к тому, что национал - популистские лозунги являются самым легким и простым способом для любой партии завоевать сердца электората. Способ небезупречен, но до появления экономического целеполагания другого пути к сердцу избирателя не будет (проще, пока не появятся вместо “электората” “классовые группы” националистические лозунги и призыв к порядку будет действовать безотказно; потом ситуация неминуемо изменится под влиянием обнищания масс и ужесточением условий для безопасной жизни в центральной России).

     В силу ряда причин в нашей стране лучше всего изучены на данный момент проявления великорусского шовинизма, которому в основном посвящена серия, изданная информационно-экспертной группой  “Панорама” совместно с Московским антифашистским комитетом и посвященная  национализму и ксенофобии в России. Другие проявления национализма в России изучены гораздо слабее. Отмечается, что, если русским в России  свойственно  в основном стремление создать этнократическое  государство (населенное представителями  других народов, но с закрепленной законодательно ролью русских как главной  нации), то татары, чеченцы, якуты и  пр. исповедуют чистый этнонационализм (стремление создать собственное  моноэтничное государственное образование).

       Независимо от вида национализма, в той или иной степени националистические  взгляды (от умеренных до радикальных)  исповедуют более 50% населения  России всех национальностей.  Соответственно, националистическая  составляющая свойственна практически  всем партиям, за редким исключением. 

    1. Общая характеристика «партии власти»  в России
 

   «Партия власти» - это условное обозначение  группы партий и движений,  обслуживающих  интересы высшего чиновничества  и крупного капитала России.

     Ее  костяк составляют главы субъектов  федерации, руководители крупнейших промышленных предприятий и групп предприятий, криминальные лидеры, которые за ними стоят, и партийные деятели, которые  лоббируют их  интересы. Внутри костяка  существует кругооборот - партийные  деятели становятся чиновниками, крупные  предприниматели - депутатами, депутаты - предпринимателями и пр. Собственно партия власти включает в себя несколько  десятков тысяч человек, возможно, меньше. Она отличается от остальных трех категорий тем, что обслуживает  интересы только малой части членов, а именно высшего аппарата, т.е. около 3-4 тысяч, используя для этого  весь имеющийся в ее распоряжении государственный аппарат и капитал.

     Социальную  базу партии власти составляют, чиновничество, жители мегаполисов и привилегированных  субъектов федерации, МВД, частично - армия и разведслужбы. Электорат  партии власти гораздо шире, чем  социальная база, и включает в себя множество людей, материальная ситуация которых никак не зависит от усиления партии власти, но которые придерживаются общедемократических, умеренных социал-демократических  или   государственнических взглядов, часть националистов.

     Для работы с разными категориями  электората внутри партии власти есть разные политические движения. Тем  не менее, есть основания отнести  их в одну категорию, т.к. в своей  деятельности они руководствуются  общим интересом: стремлением сохранить  существующее положение вещей. Как  ни парадоксально, но это стремление характерно не только для “капиталистических”  партий, но и для левого фланга партии власти. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос ниже. Отметим только, что  внутри партии власти идет постоянное перемещение, но при всей сложности и разнонаправленности этого движения четко выделяется “подводное течение” вправо. Практически все партии и движения приходят в партию власти слева (вспомним, что в 1990 г. будущие СПСники считались левыми) и за время нахождения в ней постепенно дрейфуют вправо.

Информация о работе Политические партии в современной России