Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 11:53, контрольная работа
Политические партии исторически исполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.
Введение.
- Сущность, структура и функции политической партии.
- Классификации политических партий.
- Основные типы партийных систем.
- Общественно-политические движения: сущность и типы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра: «Автомобильный транспорт и автосервис»
Контрольная работа
По дисциплине: «Политология»
Тема 6: «Политические партии»
Выполнил: /________________ ___________/
План.
Введение.
- Сущность, структура и функции политической
партии.
- Классификации политических партий.
- Основные типы партийных систем.
- Общественно-политические движения:
сущность и типы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Политические партии исторически исполняют
роль важного элемента политической системы:
являются механизмом, соединяющим народ
с правительством, гражданское общество
с обществом политическим, с государством.
В предполагаемой работе будут рассмотрены
понятия, структура, основные типы партийных
систем, общественно-политические движения,
их сущность, типология.
Политическая партия – одно из важных
достижений цивилизации, необходимый
для нормальной жизни политический институт.
Партия, пожалуй, самая политическая из
всех общественных организаций: её целью
является завоевание и удержание власти,
осуществление прямых и обратных связей
между обществом и государством. Обратная
связь помогает партии выполнять уникальную
роль – согласования, выведения на политический
уровень реальных и многообразных интересов,
существующих или вновь зарождающихся
в обществе.
Сущность, функции и типы политических
партий.
Партия - это специфическая общественная
организация, в основе деятельности которой
лежит защита интересов определенных
социальных групп людей посредством борьбы
за власть и установление соответствующих
политических и социально-экономических
порядков. Появление партий, а точнее протопартий
относится к Античному миру, когда в Древней
Греции в Древнем Риме возникают особые
группы людей, отражавшие интересы различных
социальных слоев. Появляются и такие
партии, отмеченные историками, которые
являлись сторонниками борющихся между
собой за власть династий. Однако эти партии
не были организационно оформлены, не
располагали строго определенной системой
взглядов, не имели программных установок
и в деятельности своей замыкались на
решении социально ограниченных задач.
Партия как понятие в современной политологии
и ее отдельной отрасли (партологии) пока
не утвердилось общепринятого определения
политической партии. По-прежнему, как
в прошлом столетии, бытует множество
определений этого общественного феномена.
В латинской транскрипции термин «партия»
происходит от слов «partis» (часть, группа)
и «parti» (дело, разделяю). В дословном переводе
этот термин означает замкнутую, деятельную
часть общества.
Историческое понятие не оставалось застывшим
и менялось вместе с изменением социального
состава того или иного государства.
Политическая партия – это организованная
группа единомышленников, представляющая
и выражающая политические интересы и
потребности определённых социальных
слоёв и групп общества, иногда значительной
части населения, и ставящая целью их реализацию
путём завоевания государственной власти
и участия в её осуществлении.
Первой массовой политической партией
(1861) явилась либеральная партия Англии;
в 1863 году возникла первая массовая рабочая
партия — Всеобщий Германский Рабочий
Союз, основанный Лассалем. К концу XIX века
массовые партии (в основном — социал-демократические)
формируются в большинстве стран Западной
Европы.
Целенаправленная деятельность партий
предполагает наличие у них строго определенных
функций, которые делятся на внутренние
и внешние.
Внутренние функции связаны с осуществлением
следующих мероприятий:
организация внутренней структуры партии
и налаживание необходимых отношений
между первичными организациями, а также
между ними и вышестоящими партийными
инстанциями.
1. Решение финансовых проблем;
2. пополнение рядов партии за счет новых
членов;
3. подготовка из числа членов партии политических
лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного
руководства и т.д.
Внешние функции подразделяются на политические,
идеологические, социальные.
Политические функции в первую очередь
связаны с:
борьбой партии за политическую власть
в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок в интересах
определенных групп;
организацией различных форм участия
в политической деятельности;
обеспечением взаимосвязи гражданского
общества, составной частью которого являются
сами партии, с государством;
налаживание контактов с другими политическими
организациями и движениями как внутри
страны, так и на международной арене.
К социальным функциям относятся:
работа с массами с целью расширения своих
сторонников - будущих избирателей; политическое
воспитание (социализация) граждан.
Идеологические функции связаны с разработкой
партийной идеологией, программных документов,
а также с осуществлением партийной пропаганды
и агитации.
В структуре партий могут быть выделены следующие структурные элементы:
а) высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
в) активные члены партии, участвующие в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней лишь в незначительной степени, участвуют в её деятельности.
К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
В основе определения политической партии
лежат следующие четыре критерия:
1) долговременность организации, т.е. партия
рассчитывает на длительный срок политической жизни;
2) существование устойчивых местных организаций,
поддерживающих регулярные связи с национальным
руководством;
3) нацеленность руководителей центральных
и местных организаций на борьбу за власть,
а не только на оказания какого-либо влияния
на неё;
4) поиск поддержки со стороны народа с
помощью выборов или других способов.
Основным же признаком, отличающим партии
от других организаций, является их ориентация
на открытую, чётко выраженную борьбу
за государственную власть, за право формирования
государственной политики и участие в
осуществлении государственной власти.
Сущность политической партии зависит
от следующих основных характеристик:
социального состава и социальной базы
партии; состава, целей и интересов руководства
партии; программных установок организации;
объективной направленности её политических
действий.
Классификация политических
партий.
В политической науке широко распространена
предложенная М. Вебером классификация
этапов в истории становления политических
партий: а) аристократические кружки (котерии);
б) политические клубы; в) массовые партии.
Такая классификация, действительно, помогает
лучше представить рассматриваемый процесс.
Вместе с тем необходимо заметить, что
в своём развитии три называемых Вебером
этапа становления прошли очень немногие
партии (к таким партиям можно отнести
либеральную (виги) и консервативную (тори)
партии Великобритании). Обычно формированию
политической партии предшествует деятельность
политических клубов (кружков) или общественно-
политических движений. Однако, это не
единственный критерий классификаций.
По классовой природе.
Рабочие: социал-демократические, коммунистические.
Буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, торгово-ростовщической буржуазии.
Средних слоёв: демократические, крестьянские.
Межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции,
националистические, конфессионные, трибалистские(племенные).
По средствам политической деятельности:
преимущественно парламентские, преимущественно
внепарламентского действия.
По отношению к существующему общественному
строю: революционные, реформистские,
либеральные, консервативные.
По типу организационной структуры: кадровые,
массовые: жёстко или гибко организованные.
По месту и роли в политической системе
общества: доминирующие (правящие или
не правящие) или маловлиятельные, левые,
центристские, правые, оппозиционные.
По отношению к форме государственного
устройства: унитаристские, федералистские,
сепаратистские.
По отношению к идеологии. Жестоко идеологизированные:
ортодоксальные или неортодоксальные,
прагматические: классовые или избирательные.
Наиболее распространена “усложняющаяся”
классификация различных систем партий
и моделей связей между ними: однопартийность,
двухпартийность, многопартийность.
В основу классификаций партии могут быть
положены разные критерии: социальный
состав, идеологическая приверженность,
принципы организации и др. Известное
представление о характере партий дают
их названия: консервативная, либеральная,
коммунистическая, демократическая, социалистическая
и т.д. Однако всецело судить о партии на
основании ее названия нельзя. Больше
того, при таком одностороннем подходе
легко ошибиться. Достаточно сказать,
что фашистская партия Германии называлась
национал-социалистской, а по сути своей
эта партия была сугубо реакционной, расистской.
М.Дюверже разделил партии на кадровые
и массовые.
Кадровые партии объединяют в своих рядах
незначительное число профессиональных
политиков, а формально - всех граждан,
голосующих на выборах за их кандидатов.
Базовой организацией таких партий может
быть комитет, ассоциация и другие объединения,
которые создаются по территориальному
принципу. Их основное назначение - обеспечение
большинства голосов на выборах. Кадровые
партии не имеют постоянной политической
программы. Типичными представителя кадровых
партий являются Демократическая и Республиканская
партии США, а также европейские партии
преимущественно консервативной ориентации.
Массовые партии характеризуются многочисленностью
своих членов, идеологической ориентированностью,
достаточно жесткой организацией. Они
возникли позже кадровых партии. Большей
частью сформировались вне избирательных
кампаний, на волне рабочего движения
как пролетарские партии. Это предопределило
особенность их финансирования: они существуют
главным образом за счет членских взносов.
Массовые партии располагают политическими
программами, ведут активную работу среди
тех групп населения, которые являются
их социальной опорой и базой пополнения
их рядов новыми членами. В этих партиях
существует система подчинения нижестоящих
организаций вышестоящим, решениям партийных
съездов. Их можно подразделить на социалистические
и коммунистические.
Социалистические партии стали возникать
с середины 19 века. Это гораздо раньше
появления других массовых партий. Формируются
они как за счет индивидуального, так и
коллективного членства. Строятся по территориальному
принципу. В течение долгого времени признавали
в качестве своей идеологии марксизм (но
не ленинизм), но в послевоенные годы отказались
от него. Они располагают политической
программой, которую стремятся проводить
в жизнь через своих парламентариев. Социалистические
партии существуют в странах, расположенных
в разных частях света. В числе их: Итальянская
социалистическая партия, Испанская социалистическая
партия, Португальская социалистическая
партия, Социал-демократическая партия
Германии, Лейбористская партия Великобритании,
Социалистическая партия Норвегии, Партия
труда Израиля, Социалистическая партия
Японии, Социал-демократическая партия
Дании и многие другие.
Конечно, типологизация партий по принципам
их организации не отражает всех тонкостей
их построения и деятельности. Практическая
жизнь гораздо богаче любых теоретических
построений. Она привносит много нюансов,
которые выходят за пределы основополагающих
принципов партий и оказывают большое
внимание на их особенности. Поэтому полная
характеристика партий трудно поддается
каким-либо обобщающим критериям.
Основные типы партийных систем.
В зависимости от положения политических
партий в политической системе, взаимодействия
между ними, типа самих политических партий
складывается партийная система, под которой
понимается совокупность всех политических
партий, действующих в данной стране, их
взаимоотношения друг с другом.
Партийную система с единственной партией,
стоящей у власти, можно считать классическим
образцом однопартийности. В такой системе
высшая политическая власть осуществляется
руководителями партии, то есть партия
превращается в руководящую силу государства,
и все государственные органы строго подчиняются
ее решениям. Срастаясь с государством,
партия становится многофункциональной.
Ее структура строится в виде пирамиды
– сверху идет пропаганда, а снизу вверх
идет информация. Монополизируя политическую
деятельность, она начинает контролировать
все виды активности в обществе. Создание
других партий запрещается законом. Основные
политические решения в стране принимаются
высшими партийными руководителями, а
государственным деятелям часто отводится
только исполнительская роль. Однако опыт
показывает, что при всех режимах однопартийная
система, как правило, оказывается неустойчивой
и в конечном итоге приходит к трудностям
и к кризису, которые сопровождаются идейными
и моральными потрясениями. Как пример
можно привести недавний слом систем в
Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако,
подобные систему по сей день достаточно
успешно существуют в КНДР и на Кубе.
Система с партией, осуществляющей гегемонию,
может действовать в обществе, где формально
функционирует несколько партий, но реальная
политическая власть принадлежит одной,
выступающей по отношению к другим партиям
на правах "старшего брата" и имеющей
бесконтрольную монополию на власть. Такая
система в настоящее время существует
в Китае, до недавних пор была в Мексике,
большинстве социалистических государств
Восточной Европы.
В системе с доминирующей партией действует
несколько политических партий, но, несмотря
на юридически закрепленные возможности,
у власти в течение длительного периода
находится одна партия. До недавних пор
такими были Индийский национальный конгресс
и Либерально-демократическая партия
Японии.
Под двухпартийной системой подразумевается
система с двумя крупными партиями, каждая
из которых имеет шанс завоевать на выборах
большинство мест в законодательном Собрании
или большинство голосов избирателей
на выборах исполнительной ветви власти.
Классическим образцом двухпартийной
системы служат США. Периодически Демократическая
и Республиканская партии США сменяют
друг друга в управлении. Это отнюдь не
означает, что в стране нет других политических
партий. Нет. Они есть, но существенного
влияния на политическую жизнь оказать
не могут, тем более реально соперничать
с ведущими партиями в избирательной кампании.
(За всю историю существования двухпартийной
системы США более 200 кандидатов третьих
партий попытались добиться избрания
на пост президента страны, но не смогли
набрать более 1 млн.голосов избирателей).
Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что
в ряде случаев, особенно на штатном уровне,
третьи партии в США становились влиятельной
политической силой.
Главным признаком ограниченного, или
умеренного, плюрализма является ориентированность
всех функционирующих в обществе партий
на участие в правительстве, на возможность
участия в коалиционном кабинете. В условиях
умеренного плюрализма идеологические
различия между партиями невелики. В качестве
примера можно привести Бельгию.
Система крайнего (поляризованного) плюрализма
(Италия) включает антисистемные партии,
то есть партии, выступающие против существующей
общественно-экономической и политической
системы. Они придерживаются полярно различающихся
идеологий.
Другой признак поляризованного плюрализма
- наличие двусторонней оппозиции, которая
характеризуется тем, что "располагается"
по обе стороны от правительства - слева
и справа. Эти две оппозиции взаимно исключают
одна другую и, более того, находятся в
состоянии перманентного конфликта. Третий
признак такой многопартийности состоит
в том, что система поляризованного плюрализма
характеризуется центральным положением
одной или группы партий. Неотъемлемыми
признаками поляризованного плюрализма
являются также преобладание центробежных
тенденций над центростремительными,
а как следствие — ослабление центра.
Еще один признак — наличие безответственных
оппозиций. При поляризованном плюрализме
доступ к формированию правительства
ограничен. Он возможен для партий центра,
включая партии левого или правого центра.
Крайние же партии, то есть партии, выступающие
против существующей системы, исключаются
из участия в правительстве. Наконец, поляризованному
плюрализму присуще стремление политических
партий превзойти друг друга в раздаче
"направо и налево" обещаний без особой
ответственности за их выполнение.
Следующая разновидность многопартийности
- атомизированная партийная система.
В ней уже нет необходимости подсчитывать
точное число партий. Достигается предел,
за которым уже не важно, сколько партий
действует в стране (Малайзия, Боливия).Сравнительный
анализ недостатков и достоинств двухпартийной
и многопартийной систем издавна занимал
политологов.
Большинство всегда склоняется на сторону
первой из них, приводя следующие аргументы:
1. Двухпартийная система способствует
постепенному смягчению идеологических
конфликтов между партиями и их постепенному
переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую
систему более устойчивой.
2. Другое преимущество
3. С точки зрения избирателя,
несомненное достоинство двухпартийной системы в том,
что она облегчит выбор при голосовании.
Не нужно читать десятки партийных программ
или часами сидя у телевизора, вникать
в рассуждение "говорящих голов";
партий всего две, и соотнести собственные
интересы с их программами не так уж сложно.
4. Наконец, утверждают, что только двухпартийная
система позволяет приблизиться к идеалу
ответственного правления, который играет
важнейшую роль во всех без исключения
теоретических моделях демократии. Одна
из партии находится у власти, другая в
оппозиции. Если избиратели недовольны
работой правительства, они используют
выборы для того чтобы отправить его в
отставку.
Для современного этапа развития партийной
системы в России характерно наличие большого
количества малочисленных организаций,
не обладающих широкой известностью, не
говоря уже о политическом влиянии.
Общественно-политические
движения: сущность и типы.
Общественно-политическое движение –
солидарная политическая активность большой
группы граждан, направленная на достижение
какой-либо значительной политической
цели.
У движений, как правило, отсутствует единая
программа, устав. Они как правело, отличаются
непостоянным числом участников. Движения
обычно не имеют сильного центра, единой
структуры, дисциплины. Они опираются
на неорганизованные массы, могут также
поддерживаться различными общественными
организациями и автономными ассоциациями
некоторых партий. В целом же основой движений
является солидарность и добровольность
их участников.
Одной из форм своевременного выявления
и реализации политических интересов
определенных групп и отдельных граждан
общества являются общественно-политические
движения. В движения включаются граждане,
не удовлетворенные деятельностью тех
или иных партий, не желающие ограничивать
себя уставными нормами и программными
целями политических партий, а также лица
со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими
интересами. В отличие от политических
партий социальная база общественно-политических
движений аморфная, пестрая и более широкая.
К одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных,
идеологических, этнических, региональных
и других групп. Как правило, политические
движения придерживаются какой-либо одной
концепции и добиваются решения узкой
политической задачи. Достигнув этой цели,
движения прекращают свое существование,
трансформируются в другие движения или
партии. Движения подразумевают коллективное
членство, что обычно нс допускается в
партии. Иногда движением называют группы
партий, их коалиции.
Итак, политическое движение представляет
собой солидарную политическую активность
большой группы граждан, направленную
на достижение какой-либо значительной
политической цели.
Некоторым из политических движений удается
просуществовать довольно длительный
период, и они становятся значительной
политической силой. С ними вынуждены
считаться правительства и политические
партии, К таким можно отнести движение
в защиту прав человека, окружающей среды.
Можно провести классификацию общественно-политических
движений.