Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:22, реферат
Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политических процессов.
1.Общие и частные политические процессы.
2.Общий политический процесс и тенденции его рецензия.
3.Частные политические процессы: структура и характеристики.
4.Этапы развития частного политического процесса.
5.Типология частных политических процессов.
6.Заключение.
Второй этап – это мобилизация сил, поддерживающих путь, намеченный для
решения возникшей проблемы. Иногда ситуация не исчерпывается одним вариантов решения. В таком случае организуется мобилизация сил в поддержку различных вариантов решения политической проблемы.
Процесс считается завершенным, если он проходит через третий этап, то
есть этап рассмотрения политическими структурами вариантов решения политической проблемы и принятия, соответствующих мер по ее реализации.
5. Типология частных политических процессов.
В многообразии частных политических процессов выделяют различные
группы и виды. Известно немало критериев, в соответствии с которыми
осуществляется классификация политических процессов. Отметим наиболее известные из них.
Масштабность частного политического процесса. В соответствии с этим
критерием частные политические процессы можно отнести к двум большим группам – базовые процессы и локальные. Первые предполагают включение широких слоев населения в отношения с государственной властью. Это широкомасштабные процессы, касающиеся принятия властными структурами политических решений, а так же связанные с законотворчеством. Локальные политические процессы отражают, например, развитие местного самоуправления,
формирование и функционирование политических партий, движений, блоков и т.д.
Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании
данного критерия частные политические процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первый тип политических процессов хорошо изучен. Они развиваются в стабильной политической среде, для которой характерны устойчивые механизмы принятия политических решений и отработанные формы политической мобилизации граждан. Стабильностью характеризуются политические процессы, протекающие в обществе с высоким уровнем правовых норм и политической культуры. Такие процессы развиваются в политических режимах, имеющих высокий уровень легитимности политической власти, и их отличает ровное, бесконфликтное течение. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус.
Нестабильные политические процессы возникают и развиваются в условиях
кризисного состояния политической власти и политической системы в целом.
Они могут появиться в условиях экономической, в частности финансовой, нестабильности общества. Неспособность властных структур исправить положение придает политическим процессам нестабильный характер. Речь идет о том, что часть политического процесса или все его стадии деформируются.
Возникают и развиваются политические процессы, инициируемые непримиримой оппозицией. Такие процессы могут отражать конфликт интересов различных групп или даже слоев населения. Общий политический процесс в современной России.
На политическом поле современной России развивается множество
политических процессов. Конечно, наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.
Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть
формально источником власти в стране был народ, который избирал на
определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах. Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы правления в СССР заключалась в руководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления в СССР была советским типом государственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль общества за органами власти, верховенство закона над властью.
Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная России, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1), является республикой.
Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностью характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.
Вместе с тем российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли
главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям.
То же самое можно сказать о состоянии государственного устройства
России в
части национально-
В России среди субъектов Федерации сейчас есть как национально-
государственные
образования (в их числе республики, автономные области,
автономные округа), так и административно-
стране. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами федерации не могут быть одинаковыми. По состоянию на февраль 1998 г. Уже заключено 40 двусторонних соглашений между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции.
Развитие общего политического процесса в России и части смены формы политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает "чистому" типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс "вывел" его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму.
Таким образуй можно сделать вывод: развитие общего политического
процесса в современной России привело к созданию переходного типа
государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.
Успешное дальнейшее развитие общего политического процесса России призвано обеспечить:
1) повышение
уровня политического
2) достижение
устойчивости общественных
3) интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства;
4) новые взаимоотношения государства с гражданским обществом;
5) совершенствование
федеративного устройства
6) эффективные мероприятия по формированию среднего класса;
7) дальнейшие
демократические
8) развитие политического плюрализма;
9) проведение эффективной социальной политики;
10) создание и реализацию четкой геополитической программы развития страны, соблюдения ее национальных интересов.
Различные концепции и подходы в оценке политических процессов.
Как уже было отмечено, научные исследования политических процессов сопровождаются многочисленными дискуссиями. Остановимся на двух проблемах.
1. Проблема
определения категории “
наиболее распространены три точки зрения. Во-первых, под политическим процессом понимается все, что происходит в политике. Во-вторых, данное понятие отождествляется с категорией “политика”. В- третьих, понятие "политический процесс" трактуется как смена состояний политической системы общества.
2.Проблема типологизации политических процессов. Главный объект
дискуссий – общий политический процесс. Например, американский
политолог Л. Пай, сравнивая общие политические процессы разных стран, выделяет два их типа – западные и не западные политические процессы. В своей работе "Не западный политический процесс" Л. Пай назвал основные черты отличия политических процессов не западного типа от западных.
1) В не западных странах политические процессы развиваются в условиях, когда сфера политики практически не отделена от других общественных сфер.
2) В данных
странах оппозиционные партии
и контрэлиты нередко
3) Весьма существенные различия в политических ориентациях поколений оказывают в не западных странах большое влияние на ход политического процесса.
4) Велико влияние на политический процесс политических лидеров харизматического типа.
5) На политический процесс в не западных странах воздействует тот факт,что в системе политической власти, как правило, нет единства в определении стратегии и тактики развития государства. Всего Л. Пай назвал около двух десятков таких отличий.
Второй тип классификации политических процессов основан на их
дифференциации на горизонтальные и вертикальные. Первые в своей основе имеют признание формального равенства главных участников и их относительной автономности. Все участники политического процесса "играют" по общим правилам, полагаясь на единые юридические нормы. Такой тип политических процессов возможен в демократических политических режимах с адекватным типом политической культуры.
Вертикально организованный политический процесс отличается тем, что всемерно стремится формировать и поддерживать свой авторитет. Это достигается различными мерами приобщения народа к ценностям, которые предполагают уважение закона и послушание.
6.Заключение
Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня
высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы.
Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений. Раскрыв своей работе данную тему мы попытались понять сущность структуру политического процесса, а также способы его реализации.
Характеристики политической жизни как совокупности действий,
осуществляемых ее субъектами, отражается в понятии политический процесс. В содержательном смысле его можно рассматривать как производство и воспроизводство политической системы, средств политического властвования способов презентации интересов классовых, социально- этнических и иных социальных групп в институтах власти, форм принятия и реализации властных (управленческих) решений, политического участия, типов политической культуры и т.д.
Понятие политического процесса фиксирует отношение «общество –
политическая система». Отдельные люди, социальные группы стремятся к осуществлению собственных интересов, опираясь на признанные этические и правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы. Все это – процесс волеобразования и волеизъявления, различные способы «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство в партии и т.д.). В той мере, в какой группы по интересам пытаются навязать свою волю обществу, государство навязывает собственную волю посредством принуждения или компромиссов, осуществляемую политическими лидерами и элитами.
Политический процесс обнаруживается как отношение «общество – власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической системы, ее поддержка или оппозиция к ней; артикуляция как процесс формирования интересов индивидами и группами и активность групп интересов, ассоциаций; агрегирование как деятельность партий, политический курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций формирует в каждой политической системе определенные структуры, способы поведения. Это касается групп интересов, групп давления, политических партий и выборов, составляющих в своей совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли.