Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:15, контрольная работа
Изменения, которые произошли в Советском Союзе после того, как Михаил Горбачёв стал в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, потрясли весь мир. Горбачев установил новый тип отношений с союзниками по Варшавскому договору и позволил Польше, Чехии Словакии, Болгарии, Румынии и Венгрии выбирать собственный путь развития — дал относительную свободу во внешней и внутренней политике. Это положило начало концу коммунистических государств с однопартийной системой, которую так яростно отстаивал «большой брат» в течение четырех десятилетий. Но самое удивительное в том, что Горбачёв, навеки покончив с мифом о призраке реваншистской Германии, признал право восточных немцев самим решать, стоит ли им объединяться с Западной Германией или нет. Проводимая новым Генеральным секретарём политика развеяла страхи Запада в отношении СССР. В основе новой линии Кремля лежало разоружение — неотъемлемая составляющая всей политики.
Введение 1
1. Предпосылки, сущность и ход “перестройки” 2
2. Демократизация жизни советского общества в конце 80 – нач. 90-х
годов ХХ в. Кризис КПСС. 5
3. Становление многопартийной системы в СССР 7
Заключение 10
Литература 11
Тема 34 Политические процессы в СССР в середине 80 – нач. 90-х гг. ХХ в.
План
Введение 1
1. Предпосылки, сущность и ход “перестройки” 2
2. Демократизация жизни советского общества в конце 80 – нач. 90-х
годов ХХ в. Кризис КПСС. 5
3. Становление многопартийной системы в СССР 7
Заключение 10
Литература 11
Введение
Изменения, которые произошли в Советском Союзе после того, как Михаил Горбачёв стал в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, потрясли весь мир. Горбачев установил новый тип отношений с союзниками по Варшавскому договору и позволил Польше, Чехии Словакии, Болгарии, Румынии и Венгрии выбирать собственный путь развития — дал относительную свободу во внешней и внутренней политике. Это положило начало концу коммунистических государств с однопартийной системой, которую так яростно отстаивал «большой брат» в течение четырех десятилетий. Но самое удивительное в том, что Горбачёв, навеки покончив с мифом о призраке реваншистской Германии, признал право восточных немцев самим решать, стоит ли им объединяться с Западной Германией или нет. Проводимая новым Генеральным секретарём политика развеяла страхи Запада в отношении СССР. В основе новой линии Кремля лежало разоружение — неотъемлемая составляющая всей политики. «Горби» радушно принимали во всех странах мира, ему рукоплескали на улицах Бонна и на фоне нью-йоркских небоскребов. Люди на Запад»: требовали от своих правительств откликнуться на призывы советского лидера крепить мир и добиваться разрядки международной напряженности. В итоге, искреннее желание Горбачева покончить с «холодной войной» помогло победить традиционное недоверие и подозрение Запада в отношениях с СССР. Варшавский блок был распущен, объединенная Германия стала членом НАТО Холодная война» закончилась в 1991 году. Советский Союз и Соединенные Штаты преследовали общие цели во многих регионах мира: на Ближнем Востоке, в Азии и Европе — и они могли координировать свои усилия но работе в этом направлении.
1. Предпосылки, сущность и ход «перестройки»
Понятие «перестройка» можно определить
как попытку сохранить
Экономические предпосылки. К середине 80-х гг. ХХ в. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях [2, 456].
Политические предпосылки. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. К 1985 г. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества – номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет её очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова, в феврале 1984г., и вовсе были свернуты. Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Ю.В.Андропов и, в некоторой степени, К.У. Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно [3, 482-483].
Социальные предпосылки. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. (по сравнению с 1966 – 1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения – СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.
Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.
Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.
Внешнеполитические
К середине 80-х гг. экономическая
несостоятельность
Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике) [1, 327].
Можно рассмотреть следующую периодизацию перестройки: первый этап — с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап — с января 198 7 по апрель 1988 г.; третий этап — с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап — с марта 1990 по август 1991 г. Несмотря на всю условность такой периодизации, она позволяет проследить динамику перестроечного процесса, основные этапы политической борьбы, участия в общественно-политической жизни широких масс народа [2, 255].
Начало процесса перестройки всего государственного устройства страны было положено, как известно, в 1985 г. (апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС). Однако на первом этапе перестройка понималась не как слом командно-административной системы управления, а как ее совершенствование, не радикальная переделка всего государственного механизма, а лишь исправление его отдельных составляющих. Начало же практических изменений политических и экономических отношений относится к 1987 г., когда страна вступила в полосу действительно фундаментальных политических, экономических и правовых реформ [4, 185].
Первые шаги по пути перестройки
привели к определенному
Первые годы перестройки показали Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали две альтернативы развития СССР. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при «отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа, второй вариант предполагал одновременно демократизацию и экономические реформы.
В ходе первого и в начале второго этапов перестройки значительная часть номенклатуры поддержала Горбачева. Одни — из-за осознания необходимости перемен, другие — из карьерных соображений (реформы сопровождались интенсивными кадровыми перестановками). Но выйдя на первые позиции, вторые ряды партаппаратчиков почувствовали угрозу своей власти в случае дальнейшего углубления реформ. Первым серьезным симптомом начавшегося в аппаратной среде сопротивления стало дело Б. Н. Ельцина, действия которого в Москве вызвали недовольство местной номенклатуры. В итоге на октябрьском (1987) Пленуме ЦК КПСС Ельцин был выведен из состава Политбюро и снят со своих постов.
Характерной чертой третьего этапа перестройки (с апреля 1988 по март 1990 г.) стало вовлечение в политическую жизнь народных масс. Из коридоров Кремля и зданий партийных органов политическая борьба выплеснулась на улицы. Наиболее ярко это проявилось в ходе подготовки к XIX Всесоюзной конференции КПСС. Выборы делегатов проходили частично на альтернативной основе, сопровождались дискуссиями. В обществе росла вера в возможность перемен. В этот период перестройки идет формирование многопартийности. Начиная с «Демократического союза», одним из наиболее ярких лидеров которого была В. И. Новодворская, в 1989—1990 гг. организуются политические силы от радикальных сторонников смены политической системы («Демократическая Россия») до либерально-центристских (типа «Демократической партии России» во главе с Н. И. Травкиным), а также анархистов и националистов. Не осталась единой и КПСС, в ее рядах сложился ряд течений, начиная с «Демократической платформы» и кончая сторонниками ультрабольшевизма.
Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как её кризис. Постоянные колебания М. Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в «буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали за нерешительность и непоследовательность [2, 461].
2. Демократизация жизни
годов ХХ в. Кризис КПСС.
Именно весной 1987 г. М. Горбачев и его команда переходят к новой стратегии реформ, в центре которой находилась политическая демократизация жизни советского общества в конце.
В рамках демократизации политической системы происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.) [4, 186].
Первоначально значительную роль в демократизации общественной жизни сыграла объявленная в середине 1987 г. гласность. На страницах журналов и газет, в теле- и радиопроедачах развернулась полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма и ускорения реформ. Развитие публичности, которое началось сверху, довольно скоро охватило широкие слои общественности и превратилась в мощное течение, остановить которое команда М.С. Горбачева уже не могла.
Антиперестроечным силам в КПСС было необходимо найти повод для открытого выступления против Горбачёва и реформ. Таким поводом стала дискуссия вокруг оценки периода правления Сталина. Манифестом противников Горбачева стала статья в Советской России (13 марта 1988 г.) преподавателя химии Технологического института из Ленинграда Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», которая была перепечатана более чем 30-ю областными газетами страны. Ее рекомендовали к изучению в сети политучебы. Суть выступления Андреевой сводилась к оправданию сталинского террора и тоталитарной системы. Исторические аналогии метили в происходившие в обществе перемены. Пауза с ответом Андреевой порождала впечатление возврата к старому. Но 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала редакционную статью, которая по существу явилась решительным ответом Н. Андреевой. В ней была дана резко отрицательная оценка подобных взглядов. Выступление «Правды» стало сигналом к активизации борьбы за перестройку и ознаменовало начало третьего этапа перестройки (с апреля 1988 по март 1990 г.).
В ходе XIX партконференции (июнь — июль 1988 г.) был поставлен вопрос о политической реформе, направленной на создание правового государства, развитие парламентаризма в рамках советов, прекращение подмены КПСС хозяйственных и государственных органов. На основе решений Конференции были внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введение нового элемента государственной структуры—Съезда народных депутатов СССР. Выборы депутатов, состоявшиеся весной 1989 г., стали очередным этапом развития политической активности народа, несмотря на то, что значительная часть депутатов избиралась не прямым голосованием [2, 459].
Заметные изменения проходили
в системе государственного устройства.
Для определения
Информация о работе Политические процессы в СССР в середине 80 – нач. 90-х гг. ХХ в.