Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:15, контрольная работа

Описание работы

1) Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 25.16 Кб (Скачать файл)

                                Политология

                   Контрольная работа

                  Тема 8 Политические режимы

1) Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.

Понятие политического  режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 Политический режим  представляет собой совокупность  способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами,  главным образом высшими должностными  лицами, государственной властной  воли. В известном смысле политический  режим близок к понятию "стиль  государственного управления", но  если последний раскрывает технологию  управления с точки зрения  ее рациональности и эффективности,  то политический режим фиксирует  политическую сторону государственного  управления - реальную принадлежность  власти определенным субъектам  политических действий, способы  владения и удержания ее и,  соответственно, механизмы воздействия  на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).

 Политический режим  обеспечивает стабильность и  определенную упорядоченность политической  власти; управляемость субъектов  политики, приемлемую для власти  динамику и направленность политических  отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

 Политический режим  определяется уровнем развития  и интенсивностью социально-политических  процессов; структурированностью  правящей элиты; состоянием отношений  с бюрократией; развитостью социально-политических  традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

 Понятие "политический  режим" включает в себя следующие  параметры (признаки):

 степень участия народа  в механизмах формирования политической  власти, а также сами способы  такого формирования;

 соотношение прав  и свобод человека и гражданина  с правами государства; гарантированность  прав и свобод личности;

 характеристику реальных  механизмов осуществления власти  в обществе; степень реализации  политической власти непосредственно  народом;

 положение средств  массовой информации, степень гласности  в обществе и прозрачности  государственного аппарата;

 место и роль негосударственных  структур в политической системе  общества; соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

 тип политического  поведения; характер политического  лидерства;

 доминирование определенных  методов (убеждения, принуждения  и т.п.) при осуществлении политической  власти;

политическое и юридическое  положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

 меру политического  плюрализма, в том числе многопартийности.

 В зависимости от  особенностей набора методов  и средств государственного властвования  различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

 Демократический режим.  Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть  народа. Однако ситуация, при которой  весь народ осуществлял бы  политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

 

Существует два определения  авторитаризма:

социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству  или его лидерам;

социальная установка или черта  личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий  принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма  обычно возникает в виде военной  диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские  профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая  идеология. Режим может быть и  беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: "Большее преступление убить насекомое, чем человека". Жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

Корпоративный авторитаризм

Корпоративный авторитаризм устанавливается  в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство  интересов становится альтернативой  слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

Дототалитарный авторитаризм

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную  автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние  политические и социальные структуры  сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать  демократическим, поскольку к участию  в нем допущено определенное расовое  или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать  бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанисткий режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне

Деспотический режим

Основная статья: Деспотизм

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением  любого возмущения, он характерен для  абсолютной монархии[источник не указан 1271 день]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях [источник не указан 1271 день].

Тоталитарный режим

Основная статья: Тоталитаризм

Тоталитаризм означает, что государство  вмешивается во все сферы жизни  человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего  вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм  — это режим  полного контроля со стороны государства  над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством  прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком  или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой  специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально  новый тип диктатуры благодаря  особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

тотальный государственный контроль над обществом;

всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства;

система жесткого полицейского террористического  контроля над всеми гражданами;

политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного  общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

унификация и регламентация  политической, общественной и духовной жизни;

ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

ставка на свою расу (возможно, в  скрытом и закамуфлированном  виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Основная статья: Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как  правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства  и катастрофическом снижении роли государственной  власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для  периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также  анархия представляется как форма  общественного устройства, но не как  некое промежуточное состояние  в момент перехода от одного политического  режима к иному.

Другие

Часто выделяют и другие политические режимы:

аристократия,

Информация о работе Политические режимы