Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:29, реферат

Описание работы

Само слово «режим» (от франц. regime, от лат. regimen – управление) получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII – начале XIX вв., одновременно со словом «конституция», служившим для определения устойчивых параметров политического устройства, уважение которых было обязательным и для государства, и для гражданского общества.
В настоящее время в политической науке существуют различные взгляды на сущность политического режима.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Демократический политический режим...................................................................6
2. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.........................................10
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат полит режимы.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

В чем же действительно сходство и в чем различие авторитаризма и тоталитаризма? Надо сразу же подчеркнуть главное: и тот, и другой политические режимы – антинародны и недемократичны. Может быть дана следующая их сравнительная характеристика.

  • Авторитаризм воспринимается значительной частью населения как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается.
  • Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно они привели к власти Муссолини и Гитлера.
  • При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.
  • При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и совсем не стремиться к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается как враг народа. Тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, достаточно вспомнить восторженное отношение миллионов итальянцев к своему дуче – Бенито Муссолини, или кликушеское поклонение Гитлеру большинства представителей немецкой нации, не говоря уже о чудовищном культе Сталина в СССР.
  • При авторитаризме власть имущие предоставляют человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе и препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности и даже экзальтации.

Одна из ключевых проблем, встающих при изучении недемократических режимов, – выяснение причин возникновения тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х годов и Советском Союзе сталинской эпохи. В западной политологии чаще всего ссылаются на основополагающую в этом отношении книгу Ханны Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951). Но в книге основное внимание уделено еврейскому вопросу и антисемитизму, что не вскрывает главных причин возникновения тоталитаризма.

В учебной  литературе нечасто вспоминают о  том, что одним из первых обстоятельно обрисовал условия возникновения и признаки тоталитаризма выдающийся представитель российского зарубежья И. А. Ильин (1883 – 1954). Три признака он положил в основу тоталитаризма: 1) монополия на собственность, 2) монополия на власть, 3) монополия на социализацию граждан (на усвоение ими социального опыта). Два других признака: 4) стремление воплотить в жизнь утопическую идею и 5) идеологическое мессианство – вместе с первыми тремя образуют «неполный тоталитаризм». «Полным», с точки зрения И. А. Ильина, тоталитаризм делают остальные признаки: неограниченное насилие по отношению к гражданам, культ вождя, антидемократизм, материальная и духовная самоизоляция.

Обычно выделяют три типа тоталитаризма.

Большевистский (коммунистический) тип. Чаще всего его связывают с эпохой сталинизма. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидирована, значит, уничтожена основа индивидуализма и автономии членов общества.

Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение этого режима совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. Фактически были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

Фашистский  тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для него было характерно стремление к возрождению Великой  Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

Нацистский  тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 году и имел черты, сходные как с фашистским, так и с большевистским режимами. Целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская нация.

Авторитарный  политический режим устанавливается  чаще всего в результате государственных  переворотов, в период глубоких кризисов, во время проведения войн.

Особой формой авторитарных режимов выступают  военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX века попытка военного переворота производилась в 81 стране, в некоторых странах – по нескольку раз. В целом они связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил за власть (в этих странах нередко существенную роль играют не только социально-экономические, но и племенные, клановые различия). Зачастую непосредственным поводом для военных переворотов служит угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.

Установление  военных режимов чаще всего не сопровождалось экономическим развитием. Однако в последние десятилетия  в Латинской Америке часто  устанавливаются военные режимы так называемого «нового авторитаризма», целью которых выступает реализация на практике серьезных экономических реформ. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде.

Грань между  тоталитаризмом и авторитаризмом подвижна: разница между ними лишь в степени контроля государства за обществом (для демократии характерен контроль общества над государством). Поэтому тоталитаризму легче трансформироваться из авторитаризма, чем из демократии.

Однако легче  всего он рождается из анархии, подобно тому, как из анархии Веймарской республики появился гитлеровский фашизм. Именно подобную ситуацию имел в виду Ясперс, когда писал, что «свобода, если она внезапно предоставляется народу, не подготовленному самовоспитанием, может не только привести к охлократии и, в конечном счете, к тирании, но и, прежде всего, способствовать переходу власти в руки случайно возникшей клики, поскольку люди не знают, за что они отдают голоса».

 

 

Библиографический список

  1. Гаджиев К. С. Политология (основной курс): Учебник / М.: Высшее образование, 2005.
  2. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1996.
  3. Панарин А. С. Политология: Учебник. – 2-е, перераб. и дополненное. – М.: ТК Велби, 2004.
  4. Политология: Курс лекций / Институт Национальной Стратегии Реформ; Глотов С. А., Скворцов И. П., Новиков В. В. и др. – 2000.
  5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.

Информация о работе Политические режимы