Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:03, контрольная работа
Описание работы
Политический режим (от фр. regime - управление) - это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе.
Содержание работы
Введение 2 1. Политический режим, понятие и определение 3 2. Классификация политических режимов 5 3. Отличительные признаки наиболее часто встречающихся политических режимов 8 Заключение 13 Список литературы 14
Любое общество основано на
определенном порядке, включающем иерархию
своих членов и преследующем конкретные
цели. Целеполагание и активное начало
в общество привносит власть, которая
возникает одновременно с ним. Свое воздействие
на общество власть осуществляет через
политический режим, т.е. конкретные формы
и методы реализации власти, определенную
структуру властных институтов, полномочия
которых обусловлены принципами организации
ветвей власти.
Понятие «политический режим»
является важнейшим в европейской политологии,
в отличие от американской, отдающей предпочтение
по фундаментальности категории «политическая
система». Произвольное использование
категории «политический режим» не сохранило
за ним достаточно четкого содержания.
Вследствие этого она до сих пор относится
к сущностно-оспариваемым понятиям и в
рамках различных парадигм трактуется
неоднозначно. Так, сторонники системного
подхода расширительно интерпретируют
понятие «политический режим» и отождествляют
его с категорией «политическая система».
Это создает известные теоретические
сложности, поскольку возникает опасность
терминологического дублирования двумя
понятиями одного ряда политических явлений.
1.
Политический режим, понятие и
определение
Политический режим (от фр. regime
- управление) - это совокупность способов
осуществления политической и государственной
власти. Его относят к характеристике
государственной власти, т.к. он влияет
на общественную жизнь через государственные
институты (парламент, правоохранительные
органы, выборы и т.д.). Политический режим
возникает в обществе, в его политической
системе, под влиянием многих факторов:
целей, которые ставят перед собой находящиеся
у власти социальные группы и партии; степени
остроты противоречий в обществе; уровня
политической культуры и традиций, сложившихся
в обществе.
Установление и функционирование
политических режимов зависит от сложившейся
внутриполитической обстановки и внешнеполитических
задач. Термин относительно давно, но только
в ХХ веке политологи переходят к категории
политического режима, выделяя его критерии.
Для определения политического режима
необходимо сопоставить официальные правовые
нормы с реальной политической жизнью,
провозглашенные цели - с реальной политикой,
проводимой в государстве. И при этом больше
внимания уделяют не документам и декларациям,
а реальному механизму функционирования
власти.
В политической науке одно из
первых определений политического режима
дал французский ученый М. Дюверже. Он
понимал политический режим как «определенное
сочетание систем партий, способа голосования,
одного или нескольких типов принятия
решений, одной или нескольких структур
групп давления». Французский политолог
Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже,
включив в содержание понятия «политический
режим» принцип легитимности, структуру
институтов, партийную систему, форму
и роль государства. Данное понимание
политического режима стало общепризнанным
в европейской политической науке.
Ориентируясь именно на реальное
отражение процесса отправления политической
и государственной власти, политический
режим можно охарактеризовать как совокупность
наиболее типичных методов функционирования
основных институтов власти, используемых
ими ресурсов и способов принуждения,
которые оформляют и структурируют реальный
процесс взаимодействия государства и
общества. Как подчеркивают Г. О'Доннел
и Ф. Шмиттер, режим - это совокупность
явных или скрытых структур, «которые
определяют формы и каналы доступа к ведущим
правительственным постам, а также характеристики
[конкретных] деятелей,… используемые
ими ресурсы и стратегии…». В этом смысле,
когда говорят о политическом режиме,
то имеют в виду не нормативные, задаваемые,
к примеру, идеальными целями того или
иного класса, а реальные средства и методы
осуществления публичной политики в конкретном
обществе.
Политический режим - более
подвижное и динамичное явление, чем система
власти. В этом смысле эволюция одной политической
системы может осуществляться по мере
смены нескольких политических режимов.
Например, установившаяся в XX столетии
в СССР система советской власти трансформировалась
в сталинский режим, затем - в режим, сформировавшийся
в годы так называемой хрущевской «оттепели»
(в 60-х гг.), а впоследствии - в режим коллективного
руководства при Л.И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно
олицетворяют собой определенную государственную
политику, вырабатывают и осуществляют
тот или иной политический курс, целенаправленно
проводят конкретную линию поведения
государства во внутри- и внешнеполитической
сферах. Как показывает исторический опыт
наиболее развитых индустриальных государств,
с точки зрения самосохранения наиболее
выгодной и предпочтительной для правящих
режимов является политика центризма.
Независимо от ее идеологической нагрузки,
именно такая политика способствует минимизации
конфликтов в сложноорганизованных обществах,
помогает наиболее конструктивно использовать
политический потенциал всего общества,
поддерживает взаимоуважительные отношения
между элитарными и не элитарными слоями.
2.
Классификация политических режимов
Какова же классификация политических
режимов? Марксизм классифицирует их по
тем же классовым критериям, что и политические
системы. Но большинство политологов условно
делят их на демократический и недемократический
режим, а последний - на авторитарный и
тоталитарный. В чистом виде они встречаются
редко, чаще - сочетания, смешанные режимы.
Максимально общий критерий - степень
автономии подсистем политической системы
(чем больше автономии, тем больше демократии).
Все сходятся на том, что главные критерии
- степень развитости демократии и реальный
правовой статус личности.
Факторы, влияющие на формирование
политического режима:
- организация власти (все
режимы имеют традиционный набор
государственных структур и ветвей
власти; важно, как именно они
взаимодействуют);
- легитимация режима, организация
поддержки (здесь важно, на чем
основана легитимность режима - на
традиции, харизме или легальности;
какова поддержка обществом - эмоциональная
или инструментальная, т.е. что поддерживают
- государство как таковое? ценности?
режим как таковой? сложившиеся
правила? или это конкретная поддержка
- партии, личности и т.д.);
- оформление интересов (здесь
анализируют наличие и роль
групп интересов. Группы могут функционировать
как самостоятельные субъекты политики,
а могут влиться в аппарат власти, например,
партия);
- организация прав. Выделяют
ряд уровней правового статуса
личности: 1) естественные права, 2) гражданские
права, 3) политические права, 4) социальные
права. Здесь важен приоритет
определенных прав: в демократическом
режиме - приоритет естественных
и гражданских прав, в тоталитарном
коммунистическом режиме - социальных
прав, в древнегреческом полисе -
политических прав;
- цели и задачи правящих
социальных групп. Политический
курс - это цель, а политический
режим - средство достижения цели;
- идеологическая направленность
правящих групп и представляющих
их партий;
- острота борьбы в обществе
различных сил;
- международное положение
страны, характер ее внешней политики
(агрессивный или миролюбивый);
- экономическое положение
в стране и уровень ее развития;
- уровень политического
сознания, политической культуры
граждан, традиций данного общества.
Большое влияние на режим оказывает
форма правления. Но на практике часто
встречается противоречие между ними.
Например, Куба, КНДР, Ирак, являясь республиками
по форме правления, с выборными органами
власти, по политическому режиму - авторитарные
и тоталитарные. А Швеция, Дания, Голландия
- монархии по форме и образцы демократии
по режиму.
Понятие «политический режим»
выражает характер взаимосвязи государственной
власти и индивида. Совокупность средств
и методов, используемых государством
при отправлении власти, отражает степень
политической свободы в обществе и правовое
положение личности. В зависимости от
степени социальной свободы индивида
и характера взаимоотношений государства
и гражданского общества различают три
типа режимов: тоталитарный, авторитарный
и демократический. Между демократией
и тоталитаризмом, как крайними полюсами
данной классификации, располагается
множество промежуточных форм власти.
Например, полудемократические режимы
характеризуются тем, что фактическая
власть лиц, занимающих лидирующие позиции,
заметно ограничена, а свобода и демократичность
выборов настолько сомнительны, что их
результаты заметно расходятся с волей
большинства. Кроме того, гражданские
и политические свободы урезаны настолько,
что организованное выражение политических
целей и интересов просто невозможно.
Различают следующие основания
для классификации политических режимов:
наличие политических партий, их внутреннее
устройство и принцип взаимоотношении
в партийной системе; соотношение управления
и самоуправления, роль местных органов
власти в политическом процессе; место
и роль армии, полиции, спецслужб в политической
жизни общества; степень разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти; степень
и характер вовлеченности граждан в политику
и управление общественными процессами;
уровень гласности в работе органов власти,
их открытости для контроля и воздействия
со стороны общественного мнения; наличие
возможностей выражения и реализации
различных интересов, контроля гражданского
общества за деятельностью государства;
способ формирования государственных
органов, процедуры отбора правящих групп
и политических лидеров.
В более частном смысле различаются
режимы государственного правления - либеральный,
диктаторский, жесткий, жестокий и другие.
С точки зрения форм правления различаются
режимы парламентского типа, президентского
правления, монархические, республиканские,
режим чрезвычайного правления и т.п. Оценки
политического режима могут носить символический
смысл и поэтому позволяют создавать образ
страны, государства, тип правления без
их конкретного анализа (абсолютистский,
царский и т.п.), нередко просто в персонифицированной
форме, по имени главы государства - сталинский
режим, гитлеровский режим, режим Хусейна
и т.д. Поэтому политический режим - типологическая,
стилистическая и образная характеристика
государства и общества.
3.
Отличительные признаки наиболее
часто встречающихся политических
режимов
Авторитарные политические
режимы.
Большинство существовавших
и существующих ныне недемократических
режимов носят авторитарный характер.
Специфику авторитарных режимов определить
трудно, «…потому что, в отличие от тоталитаризма,
автократия - это категория, которая включает
в себя многое из того, что не является
ни демократией, ни тоталитаризмом». Понятие
«авторитаризм» может быть применено
к традиционным монархиям и к режимам
первой и второй империи во Франции (бонапартизм),
к Германской империи (1871-1918 гг.) и к фашистской
Италии и кемалистской Турции, к большому
числу разнородных политических порядков,
начиная от франкистской (Испания) и салазаровской
(Португалия) диктатур до монархий в арабских
нефтедобывающих государствах, а также
к военным режимам в Африке, Латинской
Америке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной
Азии, умеренным коммунистическим режимам
Восточной Европы (Польша, Венгрия, Югославия)
и др.
Поэтому большинство определений
авторитаризма не позволяют зафиксировать
специфику данного типа политических
режимов. Например, философ русского зарубежья
И. Ильин писал: «Всякое государство, управляемое
властью, независимо от народного избрания
и контроля, является авторитарным». Однако
этот признак не схватывает специфики
авторитарных систем, и вполне приложим
к тоталитарным режимам. Определение Х.
Линца включает целый ряд отрицательных
критериев: ограниченный плюрализм, отсутствие
тщательно разработанной идеологии, запрещение
активного политического участия широких
масс и др.
Одно время для характеристики
различий между авторитарными режимами
развивающихся стран и экономически развитыми
демократиями была популярна антитеза
«слабое развитие - сверхсильная власть»
(over - power) и «сверхразвитие - слабая власть»
(under - power). Считалось, что раскрытие содержания
данной антитезы позволяет представить
все крайние и наиболее значимые ситуации,
присущие каждому виду обществ. Однако
дальнейшие исследования показали, насколько
вводящим в заблуждение оказывается понятие
«сверхсильная власть» применительно
к большинству государств «третьего мира».
«Несмотря на внешнюю видимость, африканские
страны в действительности не управляются;
они страдают не от избытка власти, но
от ее недостатка отчасти из-за слабости,
даже отсутствия политических партий.
Африканское государство в действительности
является слабым государством» (т.е. сильная
власть отождествлялась с властью насильственной).
Могущество африканского политического
лидера опирается на политическую пустоту.
Слабость промежуточных структур, которая
вроде бы и придает величие и безграничность
его власти, в то же время значительно
сокращает средства его влияния на общество.
В то же время для того, чтобы
объяснить «недостаток власти» в развитых
государствах и показать неэффективность
механизмов принятия решений, необходимо
показать, что они блокируются слишком
большим потоком требований, исходящих
из общества. Т.е. политика в современных
демократиях носит центростремительный
характер, поэтому центральная власть
оказывается не в состоянии должным образом
управлять, поскольку все социальные ожидания
здесь выражаются в политических терминах.
Таким образом, власть зачастую оказывается
жертвой собственного успеха в развитых
обществах, где различие между частной
и государственными сферами все больше
стирается.
Однако, как представляется,
главное отличие авторитаризма от тоталитаризма
в том, что автократия не имеет (точнее
не обладает технологическими возможностями
для реализации) тоталитарных амбиций.
Если не идти на открытую конфронтацию
с таким режимом, то можно даже иметь определенную
свободу действий, например, в экономической
и интеллектуальной сфере. Не обязательно
также активно демонстрировать поддержку
режима, достаточно его терпеть. Если принцип
функционирования тоталитарного режима
- «Разрешено все, что приказано», то авторитарного
- «Разрешено все, кроме политики». Поскольку
в условиях этого режима государство представляет
собой организм, отделенный от общества
и требует от людей лояльности и службы,
не давая им взамен обязательства получить
согласия на свои действия. Авторитарные
режимы часто заимствуют внешние, формальные
параметры конституционного устройства,
которые получают совершенно иное, чем
в условиях демократии, политическое содержание.
Они не имеют, как правило «священной идеологии»,
навязываемой всему обществу. Чаще всего
такого рода режимы опираются на размытую
концепцию «национального интереса» и
популизм. Главная цель авторитарного
режима не формирование «нового человека»
с помощью массированной идеологической
обработки населения и государственного
террора (СССР) или селекции новой расы
господ (нацистская Германия), а сохранение
политической власти любыми средствами.
Не обязательно и существование массовой
«государственной партии», которая может
быть заменена политической кликой, псевдомногопартийностью
или опорой на армию и др.