Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:55, реферат
Развитие мировой экономики в начале XXI века характеризуется двумя разнонаправленными процессами. С одной стороны, в условиях усиливающейся глобализации происходит интенсивное сближение национальных экономик.
Сущность политических рисков
Развитие мировой экономики в начале XXI века характеризуется двумя разнонаправленными процессами. С одной стороны, в условиях усиливающейся глобализации происходит интенсивное сближение национальных экономик. Расширение и углубление международных экономических связей ведет к все большей взаимозависимости между экономиками, к интернационализации производственной и финансовой деятельности, к увеличению открытости экономик. Однако глобализация экономики и усиливающееся международное разделение труда отнюдь не означают либерализацию международных отношений. В условиях, когда традиционные институты международного права утрачивают свои регулирующие и балансирующие функции, все участники международных экономических отношений вынуждены противостоять новым вызовам.
Для
компаний, работающих на международных
рынках, внешняя среда приобретает
в настоящее время более
Природа политических рисков
При
внешнеэкономической
Политические
риски чаще всего связывают с
войнами, революциями, восстаниями, сменой
власти и другими политическими
событиями, которые имеют катастрофический
и разрушительный характер. Такое
понимание природы политических
рисков является неполным, в первую
очередь потому, что нельзя рассматривать
политический риск в отрыве от международных
экономических отношений. Политический
риск возникает при осуществлении
внешнеэкономической
События,
называемые политическими рисками,
настолько разнообразны, что весьма
затруднительно дать им полное и точное
определение. Сложность вытекает из
самой сущности и разнообразия форм
международных экономических
В
европейской традиции под политическим
риском в широком смысле понимаются
«нежелательные последствия политической
деятельности». Под это определение
попадает достаточно много разнообразных
факторов, которые зачастую не имеют
отношения к
Весьма распространенными являются также два более конкретных определения политических рисков, отличающиеся по значению самого слова риск – либо как сугубо негативного явления, либо как фактора, могущего иметь своим последствием как негативный, нулевой, так и положительный результат.
Первое. Политический риск – это политика и действия правительства или общественности принимающей страны, затрагивающие некоторую группу либо большинство инвестиционных и экспортных операций.
В
соответствии с этим определением политический
риск не всегда имеет своим последствием
негативные события, то есть политическое
событие может оказывать и
положительное влияние на результаты
деятельности предприятия (например, изменение
налогового режима с предоставлением
благоприятных условий
Это
определение также отмечает важную
роль взаимоотношений страны-
Второе. Политический риск – это совокупность всех решений или событий политического или административного характера на национальном или международном уровне, могущих повлечь за собой экономические, коммерческие, финансовые потери для предприятия-импортера, экспортера, предприятия, инвестирующего за рубеж или заключившего деловые контракты.
Таким образом, если событие или политическое решение имеют позитивное влияние на предприятие, они не рассматриваются в качестве политического риска.
Другое различие этих определений состоит в том, что в первом говорится о некоторой группе или большинстве инвестиций и экономических операций, а во втором только о единичном предприятии. Если, например, решение об экс-проприации затрагивает только одно предприятие, то может ли данное событие рассматриваться в качестве политического риска? Безусловно, да, и этот момент очень важен для страховщиков при определении условий страхования от политических рисков.
Важно
отметить, что риск не ограничивается
национальными рамками, то есть оговаривается
его интернациональная
Также
важным является такой вопрос, как
деятельность местных администраций.
В общем случае ее негативные последствия
рассматриваются как
С учетом всего вышесказанного можно выделить наиболее значительные характеристики политического риска: он включает в себя политические факторы, события или меры, влияющие на взаимоотношения, основанные на договорах частного права, которые препятствуют выполнению обязательств между частными контрагентами или государственными и частными партнерами и затрагивают реализацию имущественных прав частного субъекта.
Формы политических рисков
Политический
риск может принимать различные
формы, начиная от вооруженных конфликтов
и заканчивая мелкими административными
распоряжениями, при условии, что
эти события напрямую затрагивают
осуществление подписанных
Иногда политический риск отождествляют со страновым или с суверенным риском, но это спорное мнение. Страновой риск – понятие более широкое, оно включает в себя политические, коммерческие, экономические, финансовые, даже природные риски – то есть все параметры окружающей среды, с которыми сталкивается предприятие, осуществляющее международную деятельность. Суверенный риск, в свою очередь, связан с кредитами, предоставленными правительствам, и определяется как вероятность неуплаты по международному кредиту, возникшая при определенных событиях, происходящих в стране-должнике, когда эти события полностью или частично находятся под государственным контролем и абсолютно неподвластны воле частных субъектов.
Политический риск сопровождает внешнеэкономическую деятельность всегда, даже при осуществлении операций между странами Организации экономического сотрудничества и развития, где политические и экономические условия наиболее стабильны. В некотором смысле он является показателем воздействия политики на экономику, отражая возможность государственного вмешательства в хозяйственные процессы. И, несмотря на возрастающую степень интеграции экономик, государства продолжают защищать национальные интересы, поэтому всегда существует вероятность применения политических или экономических мер к иностранным субъектам.
Глобализация и политические риски
Усилившиеся с конца прошлого века процессы глобализации во многом повлияли на характер международной экономической деятельности, в том числе изменениям подверглись и политические риски. Среди таких изменений можно выделить:
Таким образом, под воздействием процессов глобализации политические риски не уменьшились, но видоизменились. Осознание этого факта очень важно при выработке политики управления риском и, прежде всего, при его оценке.
Классификации политических рисков
При
организации работы по оценке рисков
первоначально проводят их разделение
на две категории – риски
Другое разделение политических рисков основано на критерии выборочности: риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов; риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими; риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.
По
видам субъектов, генерирующих риск,
выделяют риски, вызванные действиями
правительства, парламентской оппозиции,
групп непарламентской
В
зависимости от организаций, влияющих
на осуществление коммерческих или
инвестиционных операций, политические
риски можно разделить на: риски,
возникшие в результате действия
правительства принимающей
На основе структурных и функциональных элементов политический риск разделяется на пять категорий:
Наиболее
общая классификация