Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:58, контрольная работа
Описание работы
Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.
Содержание работы
1.Понятие «политическая система общества», её структура и функции 3 2.Типологии политических систем 6 3.Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80-х гг. XX в.). 13-14 Список используемой литературы 15
5. Реальная свобода слова.
Демократический политический режим
всегда исходит из того, что
свобода слова, возможность открыто
высказать свое мнение по любому вопросу
— неотъемлемый атрибут свободного общества.
Именно об этом напоминает известное изречение
Вольтера: «Я могу быть не согласным с
вашим мнением, но я готов отдать свою
жизнь за то, чтобы вы имели возможность
его высказать».
6. Стремление к созданию
гражданского общества и правового
государства. Создание гражданского
общества означает постепенную
передачу властных полномочий, принадлежавших
ранее исключительно государству,
иным негосударственным, гражданским
общественным институтам. При этом
власть сама способствует развитию
форм участия общественности, граждан
в управлении делами общества.
Некоммерческие организации, благотворительные
фонды и т.д., все более развитое
самоуправление — вот показатели
развитого гражданского общества, созданию
которого способствует демократический
политический режим.
При наличии демократического
режима власть стремится не нарушать существующие
в обществе законы, которые в свою очередь
направлены на все более полную реализацию
прав и свобод членов общества, которые
эту власть наняли для защиты своих интересов.
Политическая система диктаторского
типа
Авториторизм
Тоталитаризм
традиционная монархия
гражданский
Военно-демократический
авториторизм модернизации
большевитский
фашистский
нацистский
[4, стр.115]
Авторитарный режим (авторитаризм) основан на сосредоточении
политической власти в одних руках, методах
управления обществом путем принуждения,
репрессий, неприкрытого ограничения
прав и свобод личности.
Признаки авторитарного режима:
1. Неограниченная власть
в руках одного лица — главный
признак подобного режима. И абсолютный
монарх, и вождь, авторитет которого
безгранично признается членами
общества, и диктатор, захвативший
и насильно удерживающий власть,
— все они представители, а
точнее, руководители авторитарного
режима.
Причины появления авторитаризма
могут быть различны: природные - харизма,
то есть очевидный талант и притягательность
лидера, признанные обществом; рациональные
- состояние войны, общественного кризиса,
настоятельно требующие концентрации
власти в одних руках.
Главная особенность авторитаризма
в том, что в руках правителя концентрируется
неограниченная власть, он обладает большими
возможностями и полномочиями. Это позволяет
ему произвольно, руководствуясь собственными
соображениями и видением мира, использовать
имеющиеся в обществе материальные и духовные
ресурсы. Роль и возможности великих личностей
в этих условиях неизмеримо возрастают
(Александр Македонский, Петр I, Мао Цзэдун).
В условиях авторитарной власти
правитель остается вне реального контроля
и ограничения со стороны закона и общества.
Вероятность массовых нарушений прав
и свобод человека и гражданина, попирания
правовых норм при этом многократно повышается.
2. Фиктивная многопартийная
система, отсутствие реальной оппозиции.
Для авторитаризма, как правило,
характерна однопартийная система,
полностью подконтрольная вождю.
Однако для придания демократического
имиджа в глазах населения
и международной общественности
при авторитаризме не исключается
возможность существования многопартийной
системы. В этом случае она
носит фиктивный характер, не
позволяющий реально менять расстановку
сил и всерьез угрожать, например,
перевыборам руководителя страны.
Имея в руках все основные
рычаги власти, диктатор часто
не стесняется подтасовывать
даже результаты выборов, подавляя
любые протесты силою. («Не важно,
как голосуют, важно как считают голоса!»).
Деятельность оппозиции, как только она
начинает представлять угрозу режиму,
умело и жестоко подавляется.
При авторитаризме роль государственных
институтов власти, в первую очередь представительных
(парламента), и общественных образований
резко снижается. Связь между обществом
и государством слабеет. Происходит все
большее отчуждение власти от общества.
Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным)
контролем государства над всеми сферами
жизни общества, их жесткой регламентацией
и преимущественно репрессивными методами
управления и принуждения.
Признаки тоталитаризма:
1. Жесткая регламентация
всех сторон жизни общества (как
правило, на основе какой-либо
идеологии). Тоталитарный политический
режим стремится подробнее регламентировать
все стороны жизни общества. При
этом основополагающий принцип
режима: «Все, что не разрешено, то
запрещено». (Сравните с принципом
демократического режима, гражданского
общества: «Все, что не запрещено,
— разрешено»). Обществу не просто
предлагается, а жестко предписывается
идти в определенном направлении. Хотя
идеология тоталитаризма может быть самой
различной (фашистской, националистической,
религиозной), но объединяет их насилие,
к которому прибегают для осуществления
принципов идеологии в тоталитарном обществе.
2. Тотальный (полный) контроль
властей за всеми сферами жизни
общества и деятельностью его
членов. Такая форма контроля
неизбежно вытекает из установки
жесткой регламентации поведения
людей во всех сферах жизни.
Все основные сферы жизни общества
(экономическая, духовная, социальная
и др.) находятся под неусыпным
оком государства. Даже личная
жизнь граждан интересует власти.
Шеф фашистского гестапо Мюллер
любил говорить: «Вы все у меня
под колпаком!» Именно «жизнь
под колпаком» - характерный признак тоталитаризма.
В тоталитарном обществе ничего не делается
без ведома и разрешение властей.
3. Репрессивная система правосудия
- основной инструмент реализации принципов
тоталитаризма. Стремление к максимальной
жесткости, обвинительный уклон, преобладание
уголовных норм наказания за нарушение
действующего законодательства характерны
для данного типа политического режима.
4. Однопартийная система или
отсутствие конкурентной многопартийной
системы. При тоталитарном строе всегда
господствует только одна политическая
сила и на политической арене выступает
лишь одна, правящая партия. Другие политические
силы жестоко подавляются.
5. Подавление инакомыслия —
естественный метод борьбы за сохранение
существующего тоталитарного режима.
Власти предпочитают еще в зародыше подавлять
возможные очаги будущего сопротивления
режиму, препятствовать гражданам публично
обсуждать и оценивать правящий режим.
Тоталитарный режим исключает свободу
печати, право человека на публичное выражении
и отстаивании своего мнения. [3, стр. 217-220].
Политическая система современной
России относится к демократическому
режиму с республиканской формой правления.
Демократичность российского государства
проявляется в том, что его граждане равноправны
и обладают широкими правами и свободами,
в том числе правом участвовать в управлении
делами государства. В российском государстве
установлена выборность органов законодательной
власти и представительных органов местного
самоуправления, ряда руководящих должностных
лиц - Президента Российской Федерации,
глав региональной и местной администрации
и т. д.
Перечислите и охарактеризуйте
основные параметры, по которым сегодняшняя
российская политическая система принципиально
отличается от бывшей
советской (образца
60-80-х гг. XX в.).
современная российская
политическая система
советская политическая система
60-80 гг.
демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления.
Высшей властью в РСФСР объявлялся
Всероссийский съезд Советов. Съезды Советов
(позже - Верховные Советы) РСФСР являлись
законодательными органами лишь формально,
осуществляли лишь отдельные законодательные
функции. На практике эту роль выполняла
партийно-государственная бюрократия
в лице ЦК КПСС и Совета Министров
единственным источником власти
является народ
суды были полностью подконтрольны
партийным органам и исполнительной власти.
граждане равноправны и обладают
широкими правами и свободами
законодательная власть так
и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.
разделение властей
выборность органов законодательной
власти и представительных органов местного
самоуправления
реальная власть оказалась
в руках исполнительных органов, никем
не выбираемых и никому не подотчетных
Федеративное устройство России
находит свое отражение в структуре ее
представительного и законодательного
органа - Федерального Собрания, состоящего
из двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы.
установился жестко авторитарный
режим с некоторыми элементами тоталитаризма.
административно-командная
политическая система
в организации и деятельности
государства превалируют принципы права,
а не мотивы политической целесообразности
рынок был ограничен, рыночные
механизмы не действовали
многопартийность - признается
идеологическое и политическое многообразие
государство во главе с одной
партией
Список используемой
литературы
Политология. Энциклопедический
словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянов. Москва, Московский Коммерческий Университет, 1993г.
Политология. Курс лекций: Учеб.
Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. Москва,
МГУ, 1993г.
Политология. Учебник / Под ред. В.Н.Лавриенко. Москва, ЮНИТИ, 2002г.
Введение в политическую науку.
Под ред. К.С.Гаджиев. Москва, Логос, 2000г.
Политология. Учебно-методическое
пособие / Под ред. И.В.Нигматуллина. Уфа, 2006г.