Политические воззрения Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Политические знания в античности существовали в философско-
этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 —347 до н. э.) - автор работ “Государство” и “Законы”, а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат “Политика”.

Содержание работы

Введение 3
2.Политические воззрения Платона 5
2.1 Отрицательные формы государства. 5
2.2 Идеальное государство. 6
3. Политические воззрения Аристотеля 11
3.1 Цель и методы политики 11
3.2 Аристотель о государстве 11
3.2 Многообразие форм политического устройства. 14
3.3 Критика идеального государства Платона. 16
3.4 Проблема рабства. 17
3.5 Вывод. 17
4. Заключение. 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

2.Политические  воззрения Платона 5

2.1 Отрицательные  формы государства. 5

2.2 Идеальное  государство. 6

3. Политические  воззрения Аристотеля 11

3.1 Цель и  методы политики 11

3.2 Аристотель  о государстве 11

3.2 Многообразие  форм политического устройства. 14

3.3 Критика  идеального государства Платона. 16

3.4 Проблема  рабства. 17

3.5 Вывод. 17

4. Заключение. 19

Список литературы 20

 

 

 

Введение

История политических учений  занимает  важное  место  не  только  в

политологии, но и в системе общественных наук в целом,  т.к.  в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы  различных классов и социальных групп. История политических учений — это колоссальный  опыт, без  которого  не  может  решаться  ни  один   важный   вопрос   современной политической  жизни.  Этот  опыт  включает  в  себя  множество  оригинальных решений, актуальных  и  для  современного  периода,  предоставляя  ученым  и практикам  уникальную  возможность  сравнивать  свои  изыскания  с   прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

Уже  в древних государствах Востока  существует  своя  политическая

идеология. Это — теория божественного  происхождения  государства  и  культа верховного правителя.

Наряду с  теорией  божественного  происхождения  власти  в  учениях

Древнего мира зарождаются и основы  политической  философии,  юриспруденции, складываются    политико-социологические    подходы    к    политологическим изысканиям. Это, в первую очередь, касается Древней Греции и Рима.

Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей создавали плодотворные коммуникации с другими  государствами,  многообразие культурных стилей  заключало в себе богатство политической жизни с  активным участием  граждан  в  правлении.  Здесь  легитимность   (признание)   власти перестала быть теократической, в государствах и между  государствами  велась ожесточенная борьба за власть.

Именно в Древней Греции сложилось и получило всестороннее  развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который  одновременно был и городом-государством, олицетворяя собой гражданскую  жизнь.  От  него, по  существу,  произошли  все  основные  политические   понятия:   политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и др.

         Развитие политической мысли  Древней Греции   характеризуется   рядом

черт:

  1. поиск  идеальной модели  государства,  способной обеспечить справедливость и порядок;
  2. рассмотрение политики как единственной  формы цивилизованного бытия  человека,  предполагавшей  нерасчлененность  государства, общества и отдельного индивида;
  3. отсутствие  четкой  границы  между философией,    этикой   и       политикой, что определило морализаторский, поучительный характер            работ по политической проблематике;
  4. ограниченный рационализм политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.

 

Политические  знания  в  античности  существовали   в   философско-

этической форме, поскольку  все философы Древней Греции в  той или  иной  мере касались вопросов власти, управления государством.

Однако наиболее существенный вклад в  развитие  политической  мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 —347 до н.  э.)  - автор работ “Государство” и  “Законы”,  а  так  же  его  ученик  Аристотель,  написавший знаменитый трактат “Политика”.

 

2.Политические воззрения Платона

Платон  (427-347  гг.  до  н.  э.)  происходил  из  семьи  афинской землевладельческой знати, получил хорошее образование, много  путешествовал, затем создал свою  философскую  школу  в  Афинах,  с  которой  были  связаны последние 20 лет его жизни. Платона считают “отцом” политической науки.  Его воззрения существенно менялись  на  протяжении  его  долгой  жизни.  Если в ранних его  работах  («Апология  Сократа»,  «Протагор»,  «Критон») доминируют взгляды и метод Сократа — рационализм, то в  более  поздних («Государство», «Политика», «Парменид», «Законы») прослеживаются  религиозно-мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение о двух  мирах - мире идей и мире явлений.  Мир идей - это  истинное  бытие,  вечно  неизменный божественный проект изменнического человеческого  мира,   мир  явлений - это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.

2.1 Отрицательные  формы государства.

Прежде чем рассмотреть  «идеальное» государство Платона, необходимо понять, какие государства  он относил к отрицательному типу.

Отрицательный тип  государства  выступает  в  четырех  формах: тимократия,  олигархия,  демократия  и  тирания.  В  сравнении  с  идеальном

государством, каждая  из  этих  форм  есть  последовательное  ухудшение  или извращение  формы  идеальной.  В  отрицательных  формах  государства  вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого  распределения  обязанностей - насилие и  насильственное  принуждение,  вместо  стремления  правителей  и воинов-стражей к высшим целям общежития - стремление к  власти  ради  низких целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность.

         Первой во времени из этих  отрицательных форм выступила,  по Платону, тимократия,  т.  е.  власть,  основанная  на   господстве   честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты  совершенного   строя;   здесь правители  пользуются  почетом,  воины   свободны   от   земледельческих   и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения  в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем  охотники  до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро  в стенах своих жилищ, и, при участии в  этом  жен,  образ  жизни  меняется  на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии - господством немногих над большинством.

В олигархическом государстве властвуют  богатые,  а  бедные  не  имеют участия в правлении.  В олигархическом государстве не  выполняется  основной закон жизни общества. По Платону, закон  этот  в  том,   чтобы  каждый  член общества “делал свое” и притом “только свое”.  Напротив,  в  олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми  различными делами  — и  земледелием,  и  ремеслами,  и  войной.  Во-вторых,  в  олигархии   право человека, на полную распродажу накопленного им самим  имущества  приводит  к тому, что  такой  человек  превращается   в  совершенно  бесполезного  члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

         Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства - в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных  против  богатых  приводит  к  восстанию.  Если  восстание заканчивается  победой бедняков, то они  часть  богачей  уничтожают,  другую часть изгоняют, а государственную  власть  и  функции  управления  разделяют между всеми оставшимися членами общества

         Наихудшей  формой  отклонения  от  идеального  государства   Платон

признал тиранию. Это власть одного  над всеми в обществе.  Возникает эта власть,  подобно  предыдущим  формам,  как   выражение   предшествующей   ей демократической формы правления. В первые дни и в первое  время  тиран “улыбается и обнимает всех, с кем  встречается,  не  называет  себя  тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли  и притворяется  милостивым  и  кротким  в  отношении  ко всем”. Тирану необходимо непрерывно  затевать  войну,  чтобы  простой  народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная  война  возбуждает  против тирана ненависть и  так  как  граждане,  способствовавшие   его  возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то  тиран,  если захочет  удержать  власть,  вынужден  будет   исподволь   уничтожать   своих осудителей, “пока не останется у него  ни  друзей,  ни  врагов,  от  которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.

         2.2 Идеальное государство.

         Всем отрицательным формам государства Платон противопоставляет утопию, или проект наилучшего государства и правления.  Раскрывая смысл идеального государства, (идеальное - в смысле соответствия идеям Платона) Платон выделяет следующие его черты:

  • Подобно космосу и человеческой душе, у  которых  есть  три начала,  в государстве  должно  быть   три   сословия:   разумному   началу   души соответствуют  философы  -  правители,  яростному   началу   -   воины - охранители, деловому - земледельцы и ремесленники. Самовольный  переход из низшего сословия в высший недопустим  и является тягчайшим преступлением. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела - это и есть  справедливость”.  Платоновское  определение  справедливости  было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших  и  низших от рождения;
  • в  идеальном  государстве  функционирует  хорошо  отлаженная  система обучения и воспитания, которая  должна  способствовать  воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе  играет  не  только  изучение математики и философии, но и распространение “благородного  вымысла”  о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов  полюса  - жить в мире, согласии и братстве;
  • аристократическая   форма   правления,   обеспечивающая   руководство государством лучшими и благородными его представителями.

 

Основным принципом идеального  государственного  устройства  Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства   справедливость отводит  особое  занятие  и  особое  положение.  Господство   справедливости сплачивает разнообразные,  и даже разнородные  части  государства  в  целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая  государственная  система должна,  по  Платону,  обладать  рядом  черт  нравственной  и   политической организации, которые были бы способны обеспечить государству  решение  самых важных  задач.  Такое  государство,   во-первых,   должно   обладать   силой собственной  организации  и   средствами   ее   защиты,   достаточными   для сдерживания  и  отражения  враждебного   окружения;  во-вторых,  оно  должно осуществлять систематическое снабжение  всех  членов  общества  необходимыми для  них  материальными  благами;  в-третьих,  оно   должно   руководить   и направлять высокое развитие  духовной  деятельности  творчества.  Выполнение всех этих задач означало бы осуществление  идеи  блага  как  высшей  “идеи”, правящей миром.

В государстве Платона  необходимые для общества в  целом  функции  и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но  в  целом образуют гармоническое сочетание. За  основу  распределения  граждан  Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда.  В  разделении труда  Платон  видит  фундамент  всего  современного  ему  общественного   и государственного  строя.  Он  исследует  и  происхождение   существующей в обществе  специализации  и  состав  отраслей   получившегося  таким  образом разделения труда.

         Основная мысль Платона  в   утверждении,  что  потребности   граждан,

составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного  лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам  для  себя бывает  недостаточен  и имеет нужду во  многих”.   Отсюда   необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает  других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея  нужду  со  многом,  мы располагаем к сожитию  многих сообщников и  помощников:  тогда  это  сожитие получает у нас название города”.

         Значение разделения труда для  общества Платон  рассматривает   не  с

точки зрения работника,  производящего  продукт,  а  исключительно  с  точки зрения  интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону,  производится легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь  одно, делает сообразно со своей  природой,  в  благоприятное  время,  оставив  все другие занятия”. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в  разделении труда основной принцип строения государства.

         Торговля, обмен товарами и   продуктами  необходимы  государству не

только для внешних  сношений, но и вследствие того же разделения труда  между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и  чеканки монеты как единицы обмена.

         При переходе от класса работников  производительного труда к   классу

воинов-стражей бросается  в глаза то, что Платон нарушает принцип деления.  А именно:  нравственные  черты  работников  хозяйства   Платон   ставит   ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности  ниже   —  правителей государства.

         Впрочем,   нравственная    дискриминация    трудящихся    несколько

складывается у Платона  оговоркой, согласно которой все  три  разряда  граждан государства в равной мере  необходимы  государству  и,  взятые  все  вместе, являют великое и прекрасное.

Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля