Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:16, реферат
Политические взгляды Аристотеля изложены в “Политике”, примыкающей к его “Этике”. Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в “Этике”. В “Политике” же он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства.
Политические взгляды Аристотеля
Аристотель
отмечает, что понятие государства определяется
разнообразно и что существует много
форм государства с различными политическими
устройствами. “Политика” Аристотеля
начинается словами: “Всякое государство
представляет собою некоторую форму общежития”.
Но общежитие — это род, государство лишь
один, хотя и главный вид общежития; “государство
есть форма общежития граждан, пользующихся
известным политическим устройством”. Аристотель подчеркивает, что “государство
по природе своей множество”,
“нечто сложное”, “состоит из многих
частей”, причем друг другу неподобных.
Прежде всего, это люди, ибо из людей одинаковых
государство образоваться не может. Каждый
должен быть знатоком своего дела, ибо
“один человек наилучшим образом может
исполнить только одно дело”. Государство
далее состоит из семей, которые также
отличаются друг от друга. Аристотель
выделяет также в государстве благодарных
и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных
и невоспитанных, свободных и рабов. Он
подробно описывает элементы, необходимые
для существования государства, различая
элементы качества и элементы
количества: под элементами качества он
разумеет свободу, воспитание и благородство
рождения, а под элементами количества
— численное превосходство массы.
Государство, как отмечалось, не единственная
форма общежития. Другие формы — семья
и “селение”. Они предшествуют государству,
которое по отношению к ним выступает
как конечная цель. Первая форма общежития
— семья. Несколько семей образуют селение.
Государство
возникает из нескольких селений. Власть
в государстве — это продолжение и развитие
власти главы семьи. Так как власть главы
семьи монархическая, царская, то и первая
форма политического
устройства — патриархальная
монархия (царство): “Подобно тому, как
всякою семьею управляет старейший в роде в
качестве царя, так и дальнейшее расселение
семьи вследствие родства ее членов между
собою находится также под управлением
царя”. Однако существуют и другие формы
политического устройства.
Политическое устройство
“Политическое
устройство есть тот порядок, который
лежит в основании распределения государственных
властей и определяет собою как верховную
власть, так и норму всякого в нем общежития”.
Политическое устройство предполагает
власть закона; ибо, где не властвуют законы,
там нет политического устройства. Аристотель
определяет закон и порядок, и “бесстрастный
разум”: “Закону страсть не причастна”.
Более развернутое определение закона
таково: “Законы… суть те основания, по
которым властвующие должны властвовать
и защищать данную форму государственного
быта против тех, которые ее нарушают”.
При этом законы управляют всем вообще,
каждое дело в отдельности обслуживается
в соответствии с законом государственной
властью. Аристотель подчеркивает, что
следует стремится к тому, чтобы законы
не менялись, ибо “закон не имеет никакой
другой силы, принуждающей к подчинению
ему, кроме обычая, а обычай образуется
не иначе как в продолжение известного
времени”. Аристотель различает в
политическом устройстве три части: законодательную
власть, административную и, наконец, судебную.
Многообразие форм политического
устройства
Многообразие форм политического устройства
объясняется тем, что государство есть
сложное целое, множество, состоящее из
многих и разных, неподобных частей. У
каждой части свои представления о счастье
и средствах его достижения; каждая часть
стремится власть в свои руки, установить
свою форму правления. Кроме того, одни
народы поддаются
только деспотической власти, другие могут
жить и при царской, “а для иных нужна
свободная политическая жизнь”. Но главная
причина в том, что во всяком государстве
происходит “столкновение прав”, ибо
на власть претендуют и благородные, и
свободные, и богатые, и “достойные”,
а также вообще большинство, которое всегда
имеет преимущества перед меньшинством.
Поэтому и возникают, сменяют друг друга
разные политические устройства. При изменении
государства люди остаются теми же самыми,
меняется лишь форма управления.
Аристотель делит политические устройства
по количественному, качественному и имущественному
признакам. Государства различаются, прежде
всего, тем, в чьих руках власть — у одного
лица, меньшинства или большинства. И одно
лицо и меньшинство, и большинство могут
править правильно и неправильно. Кроме
того, меньшинство или большинство может
быть богатым или бедным. Но так как обычно
бедные в государстве составляют большинство
населения, а
богатые — меньшинство, то деление по
имущественному признаку совпадает с
делением по признаку количественному.
В результате получается шесть форм политического
устройства: три правильные (монархия,
аристократия и полития) и три неправильные (тирания,
олигархия и демократия).
Монархия —
древнейшая, “первая и самая божественная”,
форма политического устройства. Аристотель
перечисляет виды царской власти, говорит
о патриархальной и абсолютной монархии.
Последнее допустимо, если в государство
есть человек, который превосходит абсолютно
всех других. Такие
люди бывают, и для них нет закона; такой
человек “как бог между людьми”, “попытаться
подчинить их … закону … смешно”, “они
сами закон”. Аристократия, однако, предпочтительнее
царства. При аристократии власть находится
в руках немногих, обладающих личными
достоинствами , и она возможна там, где
личные достоинства ценятся народом. Так
как личное достоинство обычно присуще
благородным, то при аристократии правят
благородные, евпатриды.
Полития — власть большинства. Но у большинства
единственное общее им всем добродетель
— воинская, поэтому “республика состоит
из людей, носящих оружие”, “республиканское
общество состоит из таких людей, которые
по природе своей воинственны, способны
к подчинению и власти, основанной на законе,
по силе которого правительственные должности
достаются и бедным, лишь бы они были достойны”. Обладает
ли большинство преимуществом перед меньшинством?
Аристотель отвечает на этот вопрос положительно.
Каждый член большинства хуже каждого
члена аристократического меньшинств
Демократия
основана на законе. Это “самая … сносная
из всех худших форм политического устройства”.
Говоря о демократии, Аристотель также
подчиняет количественный принцип, имущественному;
важно, что это власть большинства не только
свободных, но и бедных: “Там только демократия,
где представителем верховной власти
является большинство, хотя свободных,
но в то же время недостаточных”. Аристотель
— государственник. Государство для него
совершеннейшая форма жизни, такая форма,
в которой общественная жизнь достигает “высшей
степени благосостояния”, “среда счастливой
жизни”.
Государство, далее, служит общему благу,
т.е. справедливости. Аристотель признает,
что справедливость есть понятие относительное,
тем не менее, он определяет ее как общее
благо, которое возможно лишь в политической
жизни. Справедливость – цель политики. Царство, аристократия и полития – правильные
формы потому, что там одно лицо, меньшинство
или большинство. Тирания, олигархия и
демократия, — неправильные формы политического
устройства, потому что там власть — будь
то одно лицо, меньшинство или большинство
— служит лишь своим интересам.