Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:14, реферат
Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей создавали плодотворные коммуникации с другими государствами, многообразие культурных стилей заключало в себе богатство политической жизни с активным участием граждан в правлении. Здесь легитимность (признание) власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная борьба за власть.
Введение
1. Политические взгляды Аристотеля
1.1. Аристотель о государстве
2. Политические взгляды Платона
3. Различие взглядов Аристотеля и Платона
Заключение
Содержание
Введение
1. Политические взгляды Аристотеля
1.1. Аристотель о государстве
2. Политические взгляды Платона
3. Различие взглядов Аристотеля и Платона
Заключение
Введение
Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные
связи с заграницей создавали плодотворные
коммуникации с другими государствами,
многообразие культурных стилей заключало
в себе богатство политической жизни с
активным участием граждан в правлении.
Здесь легитимность (признание) власти
перестала быть теократической, в государствах
и между государствами велась ожесточенная
борьба за власть.
Именно в Древней Греции сложилось и получило
всестороннее развитие такое общественно-политическое
образование, как полис, который одновременно
был и городом-государством, олицетворяя
собой гражданскую жизнь. От него, по существу,
произошли все основные политические
понятия: политика, политическое искусство,
политическое знание, политическое управление
и д.р.
1. Политические взгляды
Аристотеля
Политические взгляды Аристотеля изложены
в “Политике”, примыкающей к его “Этике”.
Обе работы составляют единое целое. О
политике и политических устройствах Аристотель
говорит уже в “Этике”. В “Политике”
же он опять возвращается к вопросу о добродетелях
и рассматривает нравственные задачи
политики и государства.
Сущность политики Аристотель раскрывает
через ее цель, а она, по мнению философа,
самая высокая — воспитательная и состоит
в том, чтобы придать гражданам хорошие
качества и сделать их людьми, поступающими
прекрасно. Иначе говоря, “цель политики
— благо, притом справедливое, то есть
общее благо” Поэтому политик должен
искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего
указанной цели, политического устройства.
1.1.
Аристотель о государстве
Аристотель отмечает, что понятие государства
определяется разнообразно и что существует много
форм государства с различными политическими
устройствами. “Политика” Аристотеля
начинается словами: “Всякое государство
представляет собою некоторую форму общежития”.
Но общежитие — это род, государство лишь
один, хотя и главный вид общежития; “государство
есть форма общежития граждан, пользующихся
известным политическим устройством”.
Аристотель подчеркивает, что “государство
по природе своей множество”, “нечто сложное”,
“состоит из многих частей”, причем друг
другу неподобных. Прежде всего, это люди,
ибо из людей одинаковых государство образоваться
не может. Каждый должен быть знатоком
своего дела, ибо “один человек наилучшим
образом может исполнить только одно дело”.
Государство далее состоит из семей, которые
также отличаются друг от друга. Аристотель
выделяет также в государстве благодарных
и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных
и невоспитанных, свободных и рабов. Он
подробно описывает элементы, необходимые
для существования государства, различая
элементы качества и элементы количества:
под элементами качества он разумеет свободу,
воспитание и благородство рождения, а
под элементами количества — численное
превосходство массы.
Государство, как отмечалось, не единственная
форма общежития. Другие формы — семья
и “селение”. Они предшествуют государству,
которое по отношению к ним выступает
как конечная цель. Первая форма общежития
— семья. Несколько семей образуют селение.
Государство возникает из нескольких
селений. Власть в государстве — это продолжение
и развитие власти главы семьи. Так как
власть главы семьи монархическая, царская,
то и первая форма политического устройства
— патриархальная монархия (царство): “Подобно
тому, как всякою семьею управляет старейший
в роде в качестве царя, так и дальнейшее
расселение семьи вследствие родства
ее членов между собою находится также
под управлением царя”. Однако существуют
и другие формы политического устройства.
2. Политические взгляды Платона
В своих воззрениях на государство Платон
исходил из того, что существует идеальное
государство, идеальный образец и его
многократные повторения - искажения в
реальном мире вещей.
По мнению Платона, высказанному им в трактате
“Государство”, главной основой идеального
государства является справедливость.
Она состоит в том, чтобы каждому гражданину
было отведено особое занятие, наиболее
соответствующее его натуре, т.е. справедливость
есть соответствие реальной вещи своей
идее, ведь государство тогда является
идеальным (отвечающим идее государства),
когда каждый гражданин действует в согласии
со своей собственной сущностью.
Отрицательный тип государства выступает
в четырех формах: как тимократия, олигархия,
демократия и тирания. В сравнении с идеальным
государством, каждая из этих форм есть
последовательное ухудшение или извращение
формы идеальной. В отрицательных формах
государства вместо единомыслия налицо
раздор, вместо справедливого распределения
обязанностей — насилие и насильственное
принуждение, вместо стремления правителей
и воинов-стражей к высшим целям общежития
— стремление к власти ради низких целей,
вместо отречения от материальных интересов
— алчность.
Первой во времени из этих отрицательных
форм выступила, по Платону, тимократия,
т. е. власть, основанная на господстве
честолюбцев. Уже с первыми признаками
упадка возникает страсть к обогащению
и стремление к стяжанию. В тимократии
первоначально сохранялись черты совершенного
строя: здесь правители пользуются почетом,
воины свободны от земледельческих и ремесленных
работ и от всех забот материальных, трапезы
общие, упражнения в военном искусстве
и в гимнастике процветают. Однако со временем
охотники до драгоценных металлов начинают
втайне собирать и хранить золото и серебро
в стенах своих жилищ, и, при участии в
этом жен, образ жизни меняется на роскошный.
Так начинается переход от тимократии
к олигархии — господству немногих над
большинством.
В олигархическом государстве не. выполняется
основной закон жизни общества. По Платону,
закон этот в том, чтобы каждый член общества
«делал свое» и притом столько свое». Напротив,
в олигархии, во-первых, часть членов общества
занимаются каждый самыми .различными
делами — и земледелием, и ремеслами, и
войной. Во-вторых, в олигархии право человека
на полную распродажу накопленного им
самим имущества приводит к тому, что такой
человек превращается в совершенно бесполезного
члена общества: не составляя части государства,
он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит,
по Платону, к последовательному развитию
ее в еще худшую форму государственного
устройства — в демократию. Это власть
и правление большинства, но правление
в обществе, в котором противоположность
между богатыми и бедными обостряется
еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения
бедных против богатых приводит к восстанию.
Если восстание заканчивается победой
бедняков, то они часть богачей уничтожают,
другую часть изгоняют, а государственную
власть и функции управления разделяют
между всеми оставшимися членами общества.
Наихудшей формой отклонения от идеального
государственного строя Платон признал
тиранию. Это власть одного над всеми в
обществе. Возникает эта власть, подобно
предыдущим формам, как вырождение предшествующей
ей демократической формы правления. Та
же болезнь, которая заразила и погубила
олигархию от своеволия, еще больше и еще
сильнее заражает и порабощает демократию.
По Платону, все, что делается слишком,
вознаграждается великой переменой в
противоположную сторону: так бывает со
сменой времен года, в растениях, всех
телах и ничуть не меньше в правлениях:
избыток свободы должен приводить отдельного
человека, так же как и полис (город-государство),
не к чему иному, как к рабству. Поэтому
и тирания происходит именно из демократии,
как жесточайшее рабство — из высочайшей
свободы.
В отличие от Платона Аристотель различает
идеальную, “абсолютно наилучшую”, форму
государственного устройства и “ту, которая
возможна в действительности, которая
более удобна и более общая для всех государств”.
Принципиальные же возражения сводились
к трем:
1. Платон переступил пределы должного
единства, стремясь упразднить всякое
многообразие. Но для государства требуется
не единство как таковое, но единство многообразий,
причем “единство менее сжатое предпочтительнее
единства более сжатого”.
2. У Платона благо целого не предполагает
благо частей, а напротив, в целях блага
государства он отнимает у своих воинов
счастье, но “если воины лишены счастья,
то кто же будет счастлив? Это, конечно,
не ремесленники и не вся это масса рабов”.
Между тем отношение счастливого целого
к частям своим не то же, что отношение
четного к своим частям. Четное может принадлежать
целому, не заключаясь ни в одной его части,
а счастливое не может быть в таком отношении
к своим частям.
3. В отличие от Платона, который был в данном
случае прозорливее, ибо видел в частной
собственности источник общественного
зла, Аристотель — апологет частной собственности,
он критикует Платона за то, что тот думал
достичь совершенного государства посредством
отмены последней.
Заключение
Политическая мысль Древней Греции была
своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась
на первых этапах под влиянием разложения
общины и генезиса рабства, а затем в условиях
усиления его противоречий в период расцвета
и кризиса. На политическую мысль большое
влияние оказывало развитие городов и
связанных с этим рост ремесла и торговли.
Мыслители Древней Греции понимали значение
разделения труда. В период расцвета экономической
мысли ее представители пытались анализировать
товарно-денежные отношения, условия обмена,
деньги. Политические исследования мыслителей
Древней Греции еще не выделились в самостоятельную
дисциплину и были неразрывно переплетены
с философскими и этическими идеями. В
последствии политическая мысль постепенно
освобождается от религиозного влияния
и философско-этической формы.
Список литературы.
1. Асмус В.Ф. “Античная философия”.
Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп.— М., “Высш.
школа”, 1976,— 543 с.
2. Чанышев А.Н. “Аристотель”.—
М.: Мысль, 1981.— 156 с.
3. “Платон”. Собрание сочинений
в 4 т.:т.I / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт.
вступ. Статьи А.Ф. Лосев; Примечания А.А.
Тахо-Годи; Пер. с древнегреч.— М.: Мысль,
1990.— 860с.
4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. “Платон”.
Жизнеописание. М.,”Дет. лит.”,1977,—320с.
5. Мухаев Р.Т. “Основы политологии”.
Учебник для средней школы.—М.: Новая школа,
1996.—192с.
6. Мальцев В.А. “Основы политологии”.
Учебник для вузов. —М.: ИТРК РСПП, 1997.—
480с.
Информация о работе Политические взгляды Платона и Арестотеля