Политические взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:11, реферат

Описание работы

Платон родился в 427 г. до н.э. в аристократической семье. Годы его детства, юности пришлись на трагический период Пелопонесской войны. Платон - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии.

Файлы: 1 файл

Политические взгляды Платона..doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Политические взгляды Платона

"... Платон - один из  учителей человечества. Не будь  его книг, мы не только хуже  понимали бы, кем были древние  греки,

что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что  такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений" – В.Ф. Асмус.

Личность Платона

Платон родился в 427 г. до н.э. в  аристократической семье. Годы его  детства, юности пришлись на трагический  период Пелопонесской войны. Платон - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И, конечно же, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии

. В Афинах Платон интенсивно  работает в области философии.  Во время своих странствий  он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма.

 Политические взгляды Платона

Платон изложил свои взгляды  на государство, демократию, политические режимы и формы правления в  своем известном произведении “Государство”, где исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей. Главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость - есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов - правителей, воинов - стражей и ремесленников - производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому, наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников - серебра, а в души земледельцев и ремесленников - железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает  любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному  целому, не представляет собой еще  личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном, целостном, нерасчлененном понятии.

Целью государства, которое Платон считал идеальным, как раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни.

Платон выделяет следующие формы  правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, самым правильным и разумным он считает царский  строй и аристократию. Остальные  формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в тимократию.

Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия («тиме» - честь), господство сильнейших воинов.

Следующий вид государственного устройства – олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных  лиц. Этот строй основан на имущественном  цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически  вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

В диалоге «Политика» дается более  подробная и более типичная типология форм правления. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства. Но каждый вид наблюдается в двух вариантах - правильном и неправильном в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов.

Итого получается шесть форм:

- монархия, построенная на основе законов, - царская власть,

- монархия при несоблюдении законов - тирания;

- законная власть немногих - аристократия;

- незаконная власть немногих - олигархия;

- демократия на основе законов;

- демократия, не соблюдающая законы.

Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т. е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия - лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Платон. – М.:Мысль, 1993.
  2. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1996.
  3. Хорошилов А.Н. История политико-правовых учений. - М.: Юнити, 2001

 

 


Информация о работе Политические взгляды Платона