Политические взгляды русских революционных демократов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Политические воззрения революционных демократов, последовательных и решительных противников крепостничества и самодержавия, были изложены прежде всего в работах А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Все они были единодушны в том, что главную движущую силу развития общества со¬ставляют народные массы. Сам исторический процесс они понимали как борьбу угнетенных классов со своими угне¬тателями. Поэтому они активно отстаивали право народных масс на борьбу, восстание, революцию. Много внимания революционеры-демократы уделяли вопросам будущего со¬циально-политического устройства страны.

Файлы: 1 файл

Политические взгляды русских революционных демократов.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Политические взгляды русских  революционных демократов .

 

Политические  воззрения революционных демократов, последовательных и решительных  противников крепостничества и  самодержавия, были изложены прежде всего  в работах А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Все они были единодушны в том, что главную движущую силу развития общества составляют народные массы. Сам исторический процесс они понимали как борьбу угнетенных классов со своими угнетателями. Поэтому они активно отстаивали право народных масс на борьбу, восстание, революцию. Много внимания революционеры-демократы уделяли вопросам будущего социально-политического устройства страны. Они полагали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это, по их мнению, могла бы республика, в которой власть принадлежит народу.

Герцен считал сельскую общину главным опорным  элементом в здании будущего русского социализма. В ноябре 1861 г. он выдвинул лозунг “В народ!”, ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к участию в освободительном движении.Его вера в крестьянскую общину основывается на том, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное началос общинным. Перспективными формами организации человеческого общежития Герцен считал монархию и республику.

В.Г. Белинский. Понимая  историческую неизбежность капитализма в России. Глубина его понимания исторических судеб страны способствовала всё более острой постановке вопроса об улучшении участи народа. В письме к Гоголю он ставит как первоначальные три требования: 1) «уничтожение крепостного права», 2) «отменение телесного наказания», 3) «введение, по возможности, строгого выполнения, тех законов, которые уже есть…». Из этих трёх задач уничтожение крепостного права, как совершенно справедливо считал Белинский, было для России основной и центральной задачей.

Белинский не оставлял надежд на возможность реформ «сверху» и  внимательно следил за деятельностью  назначенной Николаем I комиссии по «обеспечению положения крестьян». Но Белинский предвидел и возможность крестьянской революции. В письме к Анненкову от начала декабря 1847 года Белинский отмечал, что если вопрос о крепостном праве не будет разрешён сверху, то «тогда он решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены, спят и видят освобождение…»

    Что касается Н.П. Огарева, то он еще в 1857 г. считал возможным отменить крепостное право и демократизировать общественное устройство России путем реформы сверху.

     Н.Г. Чернышевский также считал, что в общинном владении присутствует “высшая форма отношений человека к земле”. Внутриобщинное регулирование без “вмешательства всякой центральной и посторонней администрации” он считал более разумным законодательством, чем правительственное регулирование с помощью законов. Разочаровавшись в попытках правительства осуществить крестьянскую реформу, он стал ориентироваться на крестьянскую революцию.

В отличие от Герцена  Чернышевский – убежденный демократ. Он полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии.

Политическая идеология  революционных демократов исходила из решительного отрицания не только феодально-абсолютистских, но и других эксплуататорских, в том числе капиталистических, порядков. Они открыто и последовательно делали ставку в достижении своих демократических социально-политических идеалов на народную, крестьянскую революцию, остро критикуя либерализм и реформизм. Чернышевский, например, выступал в принципе за демократическую республику с выборностью, подконтрольностью и подотчетностью должностных лиц. Отмечая такие достоинства буржуазной демократии, как парламентаризм, избирательная система, гражданское равноправие, политические свободы, он в то же время указывал на ее слабые стороны, отмечая ее формальный характер.


Информация о работе Политические взгляды русских революционных демократов