Политические взгляды Шарль Луи де Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

В современном цивилизованном обществе разделение властей в политике государства представляется столь же естественным явлением, как и демократические принципы управления. Законодательная, исполнительная и судебная власти сосуществуют и взаимодействуют уже довольно длительный исторический период времени, основоположником же теории разделения властей был великий французский философ эпохи Просвещения Шарль Луи де Монтескье.

Файлы: 1 файл

Полит. Монтеские1.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

В современном цивилизованном обществе разделение властей в политике государства  представляется столь же естественным явлением, как и демократические  принципы управления. Законодательная, исполнительная и судебная власти сосуществуют и взаимодействуют уже довольно длительный исторический период времени, основоположником же теории разделения властей был великий французский  философ эпохи Просвещения Шарль  Луи де Монтескье.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя его основными произведениями являются «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и, наконец, итог двадцатилетнего труда - «О духе законов». Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, -политическая свобода.

Развернуто и последовательно  гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена в трактате «О духе законов». Эта  книга, сделавшая Монтескье одним  из авторитетных классиков во всемирной  истории политической и правовой мысли, была встречена идеологами тогдашнего абсолютизма и церкви злобной  критикой и сразу же внесена в  черные списки «Индекса запрещенных  книг».

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых  условий обеспечения этой свободы  относятся справедливые законы и  надлежащая организация государственности.

В поисках «духа законов», т. е. закономерного  в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе  человека, природе вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически  изменчивых позитивных законов, порождающие  их факторы и причины.

Закон, по Монтескье, как раз и  выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.

Общим понятием закона охватываются все законы — как неизменные законы, действующие в мире физическом, так  и изменчивые законы, действующие  в мире разумных существ. Как, существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными  естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным  побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности  заблуждаться, подверженности влиянию  страстей и т. д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так  и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье  как законы, которые «вытекают  единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым  человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Монтескье специально отмечал неправоту  Гоббса, приписывавшего людям изначальную  агрессивность и желание властвовать  друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству  и миру с другими. Но как только люди соединяются в обществе, они  утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видов войны, — писал Монтескье, — побуждает установить законы между  людьми». Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное  право); законы, определяющие отношения  между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые  определяют отношения всех граждан  между собой (гражданское право).

Закон вообще — это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми  людьми. Поэтому «политические и  гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума». В процессе реализации такого подхода  Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности «дух законов», т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и  принцип правительства, учреждаемого в гражданском состояний. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают «основные краеугольные законы» данной формы правления.

Говоря о законах, вытекающих непосредственно  из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому  основными для демократии он считает  законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с  этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право  части народа издавать законы и следить  за их исполнением. В общем виде Монтескье  отмечает, что аристократия будет  тем лучше, чем более она приближается к демократии, что, естественно, и  должно определять, по его мнению, главное  направление аристократического законодательства в целом.

Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской  власти является сам государь, —  это законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым  движется власть», т. е. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов, и их место занимают произвол и  прихоть деспота, религия и обычаи, является установлением должности  полновластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким  образом, определяет основные, конституирующие  данный строй (и в этом смысле —  конституционные) законы.

Природе каждого вида правления  соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, — особый для данного политического  строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет  в виду не реально существующее положение, а; должный (соответствующий каждому  строю) порядок: «Из этого следует  лишь, что так должно быть, ибо  иначе эти государства не будут  совершенными».

Специальное внимание Монтескье уделяет  проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов  о политической свободе: 1) законы, устанавливающие  политическую свободу в ее отношении  к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном  и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода  остается неполной, нереальной и необеспеченной.

Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возможна вообще лишь при  умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более  в деспотии. Да и при умеренных  правлениях политическая свобода имеет  место лишь там, где исключена  возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в  государстве разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

Основная цель разделения властей  — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой  порядок вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Разделение и взаимное сдерживание  властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения  политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Составной частью учения Монтескье  о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом; божественным правом (правом религии); церковным (каноническим) правом и проч.

Специальное внимание Монтескье уделяет  способам составления законов, законодательной  технике. Основополагающим принципом  законодательства является умеренность: «дух умеренности должен быть духом  законодателя».

Он формулирует, в частности, следующие  правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель. Слог законов должен быть сжатым и  простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и  те же понятия. Законы не должны вдаваться  в тонкости, поскольку «они предназначены  для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства». Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона.

Учение Монтескье о «духе  законов» и разделении властей, оказало  существенное воздействие на всю  последующую политико-правовую мысль, на развитие теории и практики правовой государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние годы. Смерть. Последние  годы Монтескье провел, совершенствуя  текст "Духа законов" и "Персидских писем". К концу его жизни  полемика вокруг них почти угасла. В 1753 году он написал свое последнее  произведение "Опыт о вкусе", опубликованное (1757) в 7 томе "Энциклопедии". Умер от воспаления легких

10 февраля 1755 года в возрасте 66 лет и погребен в церкви  Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). Похороны были на редкость скромными: лишь Дидро(Дени Дидро 1713-1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель.    ) сопровождал его гроб.

 

Литература

  1. Азаркин Н.М. Монтескье – политический мыслитель эпохи Просвещения / Н.М. Азаркин // Историко-правовые исследования : проблемы и перспективы. – М., 1982. – С. 45-53.

 

         2. Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей / Н.М, Азаркин // Известия высших учебных заведений. – Правоведение. – 1982. - № 1. – С. 56-62.

 

         3. Баскин М.П. Великий французский мыслитель : к 200-летию со дня смерти Шарля Луи де Монтескье / М.П. Баскин // Знамя. – 1955. – Кн. 2 – С. 136-139.

 

 

4. История политических и правовых  учений. Учебник. / Под ред. О.Э.  Лейста. – М. : Юридическая литература, 1997.


Информация о работе Политические взгляды Шарль Луи де Монтескье