Политические взгляды Ж.Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:01, доклад

Описание работы

Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) — один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Его взгляды изложены в таких трудах, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750г.), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754г.), «О политической экономии» (1755г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762г.).
Теоретические выводы и политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой Французской революции.

Файлы: 1 файл

Политические взгляды Ж.docx

— 16.53 Кб (Скачать файл)

 

Политические  взгляды Ж.Ж. Руссо

 

Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) — один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Его взгляды изложены в  таких трудах, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение  наук и искусств очищению нравов?» (1750г.), «Рассуждение о происхождении и  основаниях неравенства между людьми» (1754г.), «О политической экономии» (1755г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762г.).

Теоретические выводы и политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо  открыто выступал выразителем интересов  мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой  Французской революции.

Политические идеи Руссо  непосредственно связаны с его  философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций  — это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм.

Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и  которое он, в отличие от Гоббса, называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с  появлением частной собственности  и социального неравенства, противоречивших

естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. «Нарождающееся (догосударственное) общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных». Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». В результате такого договора «вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в результате свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое (person publique) некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

Руссо делает акцент в своих  политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому  отдельный гражданин в них  часто поглощается обществом.

Наиболее подробно Руссо  развивает идею народного суверенитета (что отражало интересы плебейско-демократических  сил Франции), из которой выводит  принцип постоянного народного  контроля за государственными организациями через демократический «трибунал». Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть государства.

 

Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал  Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора.

Теория разделения властей  находит свое дальнейшее развитие в  учении Руссо. Он подчеркивает, что  «всякое свободное действие имеет  две причины, которые сообща производят его: одна из них — моральная, другая — физическая. Первая — это воля, определяющая акт, вторая — сила, его  исполняющая». У политического организма  те же движители, в нем также различают  силу и волю: последнюю под названием  законодательной власти, первую —  под названием власти исполнительной. Законодательную власть Руссо характеризует  как «сердце государства». «Не  законами живо Государство, а законодательной  властью. Закон, принятый вчера, не имеет  обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно  подтверждает законы, если он их не отменяет».

Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности  в процессе возникновения общественного  неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения  собственности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и  о законодательной власти как  прерогативе неотчуждаемого народного  суверенитета, своей концепцией общественного  договора и принципов организации  государства, Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально- политическую практику.

 

 

 

 

 

 

Самойленко Юлии

1 мед, 8 группа


Информация о работе Политические взгляды Ж.Ж. Руссо