Политический (государственный) режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие и сущность политического (государственного) режима.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие политического режима;
- рассмотреть основные признаки политического режима и его виды;
- выделить современные подходы к определению понятия политического режима.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Сущность политического (государственного)
режима……………………………………………………………………..............4
2. Современные подходы к определению понятия политического режима…………………………………………………………………………..…7
3. Виды политических режимов………………………………….……………....8
3.1. Демократический режим……………………………………………...8
3.2. Тоталитарный режим……………………………………………….....9
3.3. Авторитарный режим………………………………………………...10
3.4. Деспотический режим……………………………………………..…12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………...

Файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 33.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……….3

1. Сущность политического (государственного)

режима……………………………………………………………………..............4

2. Современные подходы к определению понятия политического режима…………………………………………………………………………..…7

3. Виды политических режимов………………………………….……………....8

3.1. Демократический режим……………………………………………...8

3.2. Тоталитарный режим……………………………………………….....9

3.3. Авторитарный режим………………………………………………...10

3.4. Деспотический режим……………………………………………..…12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………...………………………14

 

Введение

Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим (от лат. regimen — управление). В политическом режиме проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы.

Тема контрольной работы: «Политический (государственный) режим».

Цель работы: раскрыть понятие и сущность политического (государственного) режима.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

-     дать понятие политического режима;

-     рассмотреть основные признаки политического режима и его виды;

- выделить  современные подходы к определению понятия политического режима.

Структура контрольной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три основных раздела, заключение, список использованных источников.

 

1. Сущность политического (государственного) режима

Понятие «политический режим» служит важной характеристикой всей системы власти и является способом функционирования политической системы общества, который определяет характер политической жизни в государстве.

Политический режим — это система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества. Политический режим включает в себя совокупность приемов и методов государственного властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном государстве.

Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществляться в форме нескольких политических режимов. Например, в СССР система советской власти, установившаяся при В.И. Ленине, трансформировалась сначала в сталинский режим, потом в так называемую “хрущевскую оттепель”, и, в конце концов, в режим коллективного руководства при Л.И. Брежневе. Именно политические режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целенаправленно реализуют конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней политике. Как показывает история, наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Она способствует минимизации конфликтов, помогает более конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимно уважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Это такой тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров. Политический режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направленность и природу политического процесса. При этом каждый тип политического режима предполагает определенные способы организации государственного управления, форм и степени вовлеченности в политический процесс народных масс.

Признаками политического режима являются:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти;

– соотношение прав и свобод человека с правами и поведением государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность деятельности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе;

– тип политического поведения больших групп людей;

– доминирование определенных методов при реализации власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

– существование реальных механизмов привлечения к политической и правовой ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Исходя из этого, основными элементами политического режима являются следующие: политические структуры власти, методы осуществления власти, права и свободы человека, методы выработки политических решений, способы урегулирования конфликтов, партийная система, идеология, формы политического участия, легитимность и структурированность правящей элиты.

Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

В основе политического режима в любом конкретном общественном образовании лежат свойственные ему тип легитимации власти, структура политических институтов, система и место партий, форма и роль государства, определенное сочетание системы партий, способа голосования, методов принятия решений, структуры и роли групп давления.

 

2. Современные подходы  к определению понятия политического  режима

В современной политологии при определении политического режима конкурируют два подхода: институциональный и социологический.

Институциональный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя.

В рамках социологического подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества.

Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения сущности и содержания политического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве субъектов власти не только правительства или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие официальным статусом группировки, которые также реально влияют на принятие политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды политических режимов

3.1. Демократический режим

Самое простое определение демократии — это власть народа. Данный режим характеризуется следующими чертами:

– источником власти является народ;

– политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;

– разделение властей;

– право народа влиять на выработку политических решений путем поддержки или критики в СМИ, проведения демонстраций, участия в предвыборных кампаниях;

–возможность образования многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на народ, а также существование на законных основаниях политической;

– высокая степень реализации прав человека.

Выделяют несколько форм демократии:

– прямая демократия — форма народовластия, основанная на принятии политических решений всеми без исключения гражданами;

– плебисцитарная демократия — форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями. Лидер использует одобрение масс как средство легитимации своих политических решений;

– представительная демократия — форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними;

– цензовая демократия — разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право принадлежит ограниченному кругу граждан.

Таким образом, демократия как система народовластия является универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху.

3.2. Тоталитарный режим

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Основные признаки тоталитарного режима:

–   общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;

– монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой вождем;

– система террористического контроля, который осуществляется не только над “врагами народа”, но и над всем обществом;

–   партийный контроль над СМИ;

– централизованная система регулирования экономической деятельности.

Формированию тоталитаризма способствуют массовые движения, которые, разрушая прежние политические институты, создают “поле” для становления неограниченной власти. Духовными истоками тоталитаризма являются идеи “общей воли”, которая воплотится в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию. Рычагами власти выступают пропаганда и насилие. Принято выделять две разновидности тоталитаризма: “левый” и “правый”. “Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах — в СССР, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат.

“Правый” тоталитаризм сформировался в фашистских Италии и Германии. “Правый” тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.

3.3. Авторитарный режим

Термин “авторитаризм” (лат. auctoritas — власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Авторитарный политический режим можно рассматривать как  компромисс между тоталитарным и демократическим режимами. Он, с одной стороны, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, чем демократический.

Существенными чертами авторитаризма являются:

– монополия на власть одной группы, партии, которая ни перед кем не подотчетна;

– полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

– права и свободы личности провозглашаются, но реально не обеспечиваются;

– игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

– неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов.

Авторитаризм может существовать в различных формах. В прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и аристократических режимов. Сегодня в зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

Информация о работе Политический (государственный) режим