Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:12, контрольная работа
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая Конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным.
Введение……………………………………………………………………3
1.Источники и формы политических конфликтов………..........……….4
2.Структура политического конфликта…………………………........…..7
3.Способы и методы разрешения конфликтов……..........……………...8
4.Особенности политического конфликта в России……..........………10
Заключение………………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………………15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Источники и формы
политических конфликтов………....
2.Структура политического
конфликта…………………………........…..
3.Способы и методы разрешения
конфликтов……..........……………...
4.Особенности политического конфликта в России……..........………10
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………15
Введение
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая Конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.
Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.
Политический конфликт -
острое столкновение противоположных
сторон, обусловленное взаимным проявлением
различных политических интересов,
взглядов, целей в процессе приобретения,
перераспределения и
1. Источники и формы политических конфликтов
Политический конфликт –
это столкновение, противоборство политических
субъектов, обусловленное
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликт интересов.
Конфликты такого рода
2. Конфликты ценностей
характерны для развивающихся
государств с неустойчивым
3. Конфликты идентификации:
характерны для обществ, в
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция представляет собой
преобразование общества в целом
и замену господствующих классов
и групп. Эти преобразования осуществляются
на основе нового проекта общественного
развития, в свою очередь, порождающего
новые учреждения и ценности. Эти
процессы, как правило, являются насильственными
и предполагают открытое столкновение
борющихся за господство групп. Имеется
целый ряд экономических, политических
и др. факторов, создающих условия
для начала революционного процесса.
Это глубокое социально-экономическое
неравенство, неспособность правящего
слоя прислушаться к некоторым существенным
требованиям масс, неспособность
«верхов» управлять по-старому, наличие
«субъективного фактора», то есть осознание
массами несправедливости существующих
порядков, их способность на организованные,
массовые действия. Когда в обществе
проявляются перечисленные
В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.
На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». Поэтому часто говорят, что «революция пожирает собственных детей». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.
Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка.
Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.
Революции и реформы протекают
в обществе, находящемся на переломном
этапе своего существования. Для
стабильных демократических общественных
систем наиболее характерным является
избирательный процесс — выборы
в законодательные и
2. Структура политического конфликта
Как уже отмечалось выше,
конфликт выступает как один из видов
социального взаимодействия и соответственно
имеет определенную структуру. Структуру
конфликта можно определить, как
совокупность элементов, выступающих
в качестве необходимых сущностных
параметров этого явления, без которых
конфликт не может существовать как
динамически взаимосвязанная
-Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников – нет конфликта.
-Предмет конфликта (само
противоречие, точка пересечения
интересов конфликтующих
-Конфликтные действия (т.е.
непосредственное конфликтное
-Условия конфликта (
-Последствия конфликта
(они сказываются не только
на участниках, но и на состоянии
социума, на перспективах
3. Способы и методы разрешения конфликтов
Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).
Под регулированием конфликта понимается разработка, и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.
Политической практикой
и теорией выработаны некоторые
всеобщие формы и способы
Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки о политические коалиции.
Консенсус – это соглашение
значительного большинства
Консенсус – универсальный
принцип демократии, позволяющий
разрешать и предупреждать
Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие, оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.)
- разрешение конфликтов,
предполагающее устранение
С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая – на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2. соглашение в соответствии
с законодательной или
3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.