Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:04, контрольная работа
Взаимодействие противоположностей имеет объективный и универсальный характер и является причиной самодвижения и развития материальных и социальных объектов. Социальное взаимодействие выступает как одна из важнейших человеческих потребностей.
Само взаимодействие социальных субъектов опосредовано различными интересами. У отдельных индивидов и групп могут быть различные взгляды на организацию общества, на свое место в этой организации, на получаемое вознаграждение, на справедливость, на частную собственность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: _______Политология_____
по теме__ Политический конфликт ______________
Исполнитель: студент(ка)
Направление__________
Профиль
группа__________
Ф.И.О
Екатеринбург 2011
содержание
Ключевым понятием теории конфликта является категория «взаимодействие».
Взаимодействие противоположностей имеет объективный и универсальный характер и является причиной самодвижения и развития материальных и социальных объектов. Социальное взаимодействие выступает как одна из важнейших человеческих потребностей.
Само взаимодействие социальных субъектов опосредовано различными интересами. У отдельных индивидов и групп могут быть различные взгляды на организацию общества, на свое место в этой организации, на получаемое вознаграждение, на справедливость, на частную собственность. При несовпадении интересов между индивидами, социальными группами возникают противоречия, которые, обостряясь, развиваются в конфликты.
В какой бы сфере общественного развития ни протекал конфликт, он в той или иной степени взаимодействует с политической системой, ее институтами и в той или иной мере влияет на динамику социально-политической напряженности, что ведет к политическим изменениям, затрагивающим систему распределения или реализации властных полномочий на различных уровнях государственного управления.
Политический конфликт — противоборство субъектов политического процесса за государственную власть или политическое влияние.
Важными методологическими предпосылками изучения политического конфликта является освоение таких понятий, как структура конфликта, типология, функции конфликта.
Конфликт как всякий социальный объект или явление имеет структуру.
Структуру конфликта можно определить как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов конфликта.
Стороны политического конфликта — это индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др. Сторонами в политическом конфликте выступают субъекты политического процесса. Это могут быть политические лидеры, политические институты, партии, движения, социальные и национальные общности, претендующие на суверенитет, и т. д. Стороны в политическом конфликте обладают определенным конфликтным потенциалом. Это интересы сторон, включающие в себя ресурсы и ценности (сюда входит и понятие «сила», представляющее совокупность физической, технологической и военной мощи и идеологии).
Предметом политического конфликта является государственная власть, ее распределение, укрепление, реализация. Политический статус, государственное устройство, распределение национальных ресурсов, политический режим, национальные отношения, символы государственной власти, ее внешняя и внутренняя политика. Это могут быть и решения структур власти, противоречащие конституции, законам, административным нормам, ведущие к социально-политической напряженности, протестным действиям из-за ущемления интересов различных социальных групп.
Конфликтные действия (т. е. непосредственное конфликтное взаимодействие) выступают третьим элементом структуры конфликта. Их можно разделить на активно-конфликтные — «вызов», наступательные и пассивно-конфликтные — «ответ на вызов», оборонительные.
Взаимодействие конфликтных сторон — проявляются в различных видах политической борьбы. Это может быть теоретическая борьба, т. е. противоборство концепций развития общества, военных, экономических, социальных доктрин.
Важным элементом структуры являются условия политического конфликта. Это та социальная среда, в которой разворачивается конфликт, ее состояние. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной.
Последствия конфликта — также необходимый структурный элемент конфликта. Они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий.
Типологию принято рассматривать как научный метод разделения и группировки объектов по определенным параметрам. Так, А. Г. Здравомыслов в качестве одного из параметров типологизации политического конфликта предлагает использовать «уровни развертывания политического конфликта».
Первый уровень — это конфликт в масштабах всего политического пространства. Это «конфликт по поводу легитимности власти, ее признания — непризнания, частичного признания и частичного непризнания». Это конфликт принятия или непринятия властных структур.
Второй уровень — это конфликтность внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий.
Определенный интерес представляет типологизация политических конфликтов по предмету. Как правило, всю совокупность реалистичных конфликтов (т. е. конфликтов, имеющих предмет) можно разделить на конфликты ресурсные и конфликты ценностные. В ряде работ конфликты разделяют на конфликты интересов и конфликты ценностей, на конфликты интересов и когнитивные конфликты и т. д.
Другой тип политических конфликтов — статусно-ролевые. Этот тип политического конфликта связан с обладанием субъектами политического процесса различными объемами государственной власти, разной степенью участия в принятии политических решений. Заметное воздействие на политический процесс в обществе оказывают конфликты политических культур, основанные на различных базовых мифах, принципах восприятия реальности, несовместимых ценностных системах.
Не обходятся без конфликтов избирательные кампании по выборам в парламент, на должности главы государства, глав субъектов федерации. Избирательный конфликт органично вписался в процессы политического взаимодействия. Особенностью избирательного процесса является то, что он всегда имеет конфликтный характер, который протекает в рамках правового поля.
Трансформация конфликтов — довольно распространенное явление. Так, любой конфликт, в какой бы сфере он ни разворачивался, может перейти в разряд юридических, поскольку права субъектов конфликта регламентированы различными нормативными документами начиная с Конституции РФ.
К политическим конфликтам правомерно отнести и коррупционные конфликты. Это конфликт политический, поскольку наносится вред порядку государственного управления. Современный политический процесс постоянно демонстрирует коррупцию на государственном уровне. Политологи рассматривают ее как разложение государственной власти.
Коррупционный конфликт можно определить
как преступление против порядка государственного управления,
совершенное по сговору представителем
государственной (муниципальной) власти,
структур государственно-
Сторонами (участниками) в коррупционном
конфликте выступают: с одной
стороны коррупционер (представитель государственной,
муниципальной власти или структур государственно-
Конфликты, оказывающие деформирующее воздействие на процессы функционирования и структуру политической системы, относятся к разряду политических структурных конфликтов системы.
К политическим конфликтам относятся международные конфликты. Это конфликты политических систем. Поскольку система международных отношений также представляет из себя политическую систему, компонентами которой выступают носители политической власти - государства. Поэтому независимо от того, что является предметом конфликта, международный конфликт всегда является политическим.
Международный конфликт можно определить как противоборство субъектов межгосударственных отношений, преследующих свои геополитические, национальные интересы.
К типам политических конфликтов относятся войны и военные конфликты. В отличие от войн военные конфликты имеют масштабную локализованность ограниченность целей, которые преследуются в конфликте, и военных средств. Как правило, их определяют как острую форму развития противоречий с ограниченным использованием военных средств при отсутствии войны между конфликтующими государствами.
Функции конфликта — также одно из существенных методологических понятий конфликтологии.
Под функциями в данном контексте понимается та роль, которую играет конфликт в стимулировании социально-политических процессов, изменении, переструктурировании общественных отношений.
Л. Козер выделил и описал ряд конструктивных социально-политических функций конфликта. Функцию стимулирования социальных процессов; функцию группообразования и структурирования внутренней организации социальных систем; информационно-коммуникативную функцию; функцию образования социальных институтов, функцию социального контроля; функцию разрядки напряженности в структурных элементах социального организма. К конструктивным функциям конфликта относят его интегративный характер. Конфликт сплачивает группу через усиление группового самосознания. Война с внешним противником является спасением для раздираемого конфликтами государства. Борющиеся группы (партии) могут «создавать» врагов, чтобы поддерживать и усиливать сплоченность внутри группы. Множество конфликтных групп укрепляют систему. Вольтер считал, что одна религия в стране ведет к деспотизму, две — к гражданской войне, а сосуществование многих религий означает мир и свободу. Каждое новое столкновение в обществе способствует уменьшению масштаба всех других пересекающихся с ним конфликтов. Конфликты предотвращают стагнацию.
Рассмотрим процесс развития политического конфликта, представляющий собой последовательность составляющих конфликт событий, и выделим его стадии. Как минимум конфликтный процесс состоит из трех-четырех стадий, но их число может быть увеличено.
Сам конфликтный процесс можно изобразить в виде цепочки понятий, отражающих развивающиеся противоречия:
Анализируя приведенную последовательность составляющих конфликтный процесс событий, совершенно необязательно считать, что все приведенные здесь компоненты будут обязательно включены в реальный конфликтный процесс. Конфликт, еще, собственно, не начавшись, может закончиться на стадии осмысления интересов или на стадии предъявления претензий: претензии могут быть удовлетворены сразу по их предъявлении; конфликтный кризис может закончиться ликвидацией соперника, и не будет необходимости вступать в переговоры и т. д. Важно понимать, что рассмотрение конфликта в виде представленной здесь последовательности событий позволяет проследить логику и относительную последовательность развития противоборства сторон.
Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздействие на основные параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генерирующую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводящее к изменению уровня конфликтности или его разрешению.
Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значительное снижение его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются частично.
Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обоюдным удовлетворением претензий.
После урегулирования или разрешения конфликта наступает постконфликтная ситуация. Постконфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирования конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения.
Важную роль в управлении конфликтом, в эффективности управленческого воздействия на конфликт и конфликтную ситуацию играет управленческая стратегия. Среди типов управленческих стратегий выделяют: