Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

В принципе конфликт представляет собой один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных формах несовпадения позиций чаще всего именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды политических конфликтов……………………………………4
1.1. Классификация конфликтов……………………………………………………….. 5
2.Природа и типология политических конфликтов…….……………………..6
2.1.Типология политических конфликтов…………………………………………..7
3. Причины политических конфликтов……………………………………………… 8
4. Политические конфликты современного российского
общества …………………………….……………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………. 14
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

политология ворд.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

 

4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ  КОНФЛИКТЫ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

1991 - 1993 г. - политические конфликты (государственное устройство страны, политическая программа ее развития, модель власти и т.д.), экономические  и этнонациональные. 1993-1998 г. - на первый план вышли экономические приоритеты (приватизация и передел собственности), которые соподчинили на время все возможное множество комбинаций с политическими, этнонациональными, социальными, ценностными конфликтами. С приходом В. Путина на повестку дня выдвинулись конфликты, связанные с административно-государственной и социальной сферами, которые упорядочили и выстроили все остальные множества конфликтов. Примером конфликта, который со временем преобразовался в политический, может быть конфликт по поводу реализации ФЗ №122 "О монетизации льгот". Конфликт между политическим силами, между президентом и премьер-министром на Украине - яркий пример современного политического конфликта.

В любом сложном общественном явлении, где переплетаются и сталкиваются интересы социальных групп, общественно-политических образований, отдельных личностей и т. д., неизбежно возникновение как желательных, так и нежелательных, как предусмотренных, так и неожиданных, последствий. Изучая современную Россию - страну, переживающую один из самых драматичных периодов своей более чем тысячелетней истории, нельзя обойтись без использования научных абстракций и теоретических обобщений, синтезирующих результаты многообразных исследований событий, явлений, обстоятельств и процессов, присущих ее жизни.

Политология конфликта вносит свой вклад в эти исследования, стремясь определить конфликтный потенциал конкретных форм, видов и разновидностей политических отношений, присущих современному периоду общественной жизни в нашей стране. Конфликтный потенциал России с этой точки зрения - производная от совокупности вероятных столкновений политических интересов, характеристика возможностей и остроты противоборства тех, кто стремится к удержанию, перераспределению или получению власти. Это понятие, таким образом, отражает вероятность возникновения политических конфликтов, изменение их числа, а также остроту и интенсивность возможных конфликтов.

Конфликтный потенциал современной России - это не только следствие живучести ее политической традиции, не только результат краха советской социально-политической системы, но и итог обострения сегодняшних проблем, среди которых - политическая нестабильность, рост преступности, фаворитизма и коррупции, снижение жизненного уровня большинства граждан, утрата ими уверенности в завтрашнем дне. Но наряду с очевидными угрозами будущему нашей страны он несет в себе и источник ее развития, является показателем ее внутренней готовности к переменам, в том числе и таким, которые ведут к разрядке социальной напряженности, консолидации общества, его более эффективной и стабильной организации.

Вместе с тем утверждать, что чем больше число и острота потенциальных политических конфликтов - тем лучше, было бы, по крайней мере, столь же неправомерно, как усматривать в их видимом отсутствии свидетельство совершенства общественного устройства.

Политические конфликты отражают многообразную реальность современной российской общественной жизни, прежде всего как проявление интересов сталкивающихся в борьбе за власть. При этом важно наряду с актуальными, т. е. происходящими в действительности политическими конфликтами, видеть, конфликты потенциальные, - вероятные «в принципе», существующие как полностью или частично реализуемые возможности.

Конфликтный потенциал политической жизни современной России по-прежнему включает в себя традиционное для нашей страны расхождение интересов общества и государства. Сегодня это расхождение чревато острыми столкновениями по поводу содержания, путей и методов реформирования как общества, так и государства. Российские реформы, в том числе и политические, инициированы не обществом, а государством, которое в виду неминуемого краха советской системы приступило к ее либерализации и демократизации. Но уже к середине 90-х гг. стало ясно, что невозможно в сжатые сроки, действуя сверху вниз, преобразовать всю структуру государственной организации общественной, хозяйственной и политической жизни в России на либерально-демократических принципах.

Эффективность деятельности государства как ведущего участника политических отношений в значительной мере обуславливается взаимодействием различных ветвей, институтов государственной власти. Едва ли не для всей, хотя еще и очень короткой постсоветской России характерна острая политическая борьба между Президентом и правительством с одной стороны и парламентом с другой. Даже не воспроизводя основные эпизоды в развитии этого конфликта можно констатировать: это не борьба «хорошей» и «плохой» ветвей власти, а следствие стремления к нарушению равновесия между ними, к собственному доминированию. При этом баланс взаимодействия нарушается, и поддерживается использованием неофициальных структур и нелегитимных средств принуждения. Собственность, деньги и насилие легко перетекают, конвертируются, «превращаются» во власть и обратно, обуславливая широкое распространение некомпетентности, коррупции и казнокрадства.

Ключ к повышению эффективности государственного управления, проводимой государством политики лежит не в полной и окончательной «победе» одной из ветвей власти над другой, а в повышении ответственности государства перед обществом, усилении контроля общества над делами государства. Отечественная политическая наука связывает уменьшение остроты возникающих здесь конфликтов и их функциональное использование с необходимостью таких конкретных шагов, как ограничение влияния на государство не представляющих интересы общества и часто криминализированных групп давления; жесткий контроль за политиками и чиновниками, ограничивающий возможности коррупции; усиление внимания государства к слабоорганизованным социальным группам, обладающим малыми ресурсами политического влияния (пенсионеры, инвалиды, некоторые другие возрастные и профессиональные группы). Использование имеющегося в современной России конфликтного потенциала в интересах общества требует совершенствования механизма представительства общественных интересов не только на государственном, но и на политическом уровне в целом, активизации, взаимодействия представителей этих интересов в сфере политических отношений. При этом в повседневной, обыденной политической деятельности эта активность отнюдь не обязательно должна сопровождаться кризисами, скандалами и убийствами политических противников.

Одним из важнейших итогов политического движения нашей страны в этом направлении явилось возрождение многопартийности, множества разнообразных, хотя, как правило, малочисленных и недостаточно влиятельных партий, воплощающих в своей деятельности политические интересы различных групп граждан. Излишне говорить, насколько велико их значение при формировании и актуализации потенциала политических конфликтов в России. Сегодня ни у одной из российских политических партий нет монополии на «единственно правильный» способ разрешения, предотвращения или «окончательного искоренения» политических конфликтов. Однопорядковость, равноправие и автономия политических партий позволяют только более или менее полно выражать плюрализм общественных интересов, но искать и (что куда важнее!) находить пути разрешения конфликтов между ними, использования этих конфликтов в интересах страны и общества. Какую бы форму не принимала партийная оппозиция существующей власти - парламентскую, «непримиримую», «демократическую», «национально-патриотическую» или какую-либо еще, сам факт легитимного оппонирования, обсуждения и оценки власти способствует оптимизации ее деятельности, предотвращению возникновения монополии на власть. Открытая полемика с правящими и управляющими уменьшает вероятность волюнтаристских политических решений, способствует обнаружению пороков как власти, так и общества, а значит, создает предпосылки, для борьбы с ними. Межпартийное противоборство, конечно, добавляет свою долю в конфликтный потенциал России, но в то же время позволяет, «выпустив пар», снизить социальное напряжение, предотвращает его взрывное, революционное воплощение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы. Причинами конфликтов также являются: вопросы власти; нехватка средств к существованию, следствие непродуманной политики; несовпадение индивидуальных и общественных интересов; различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий; зависть; ненависть; расовая, национальная и религиозная неприязнь и др. Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий: осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т. д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий; выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля; предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не детонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 2004.

Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. - М., 2000.

Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. - Спб.: Феникс, 2006.

Пугачев В.П. Введение в политологию. М.: Аспект-пресс, 2005.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, . 2006

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии; Учебник для студентов вузов. – М; Аспект Пресс, 2005

Фельдман Д.М. Политология конфликта. М.: Стратегия, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тесты

1. Используя литературу, проанализируйте  факторы, повлиявшие на возникновение  и развитие политических конфликтов  мировой и российской истории:

 

Факторы

Политические конфликты

в истории человеческого общества

1. Биологические

Развал СССР 1991г.  

2. Психологические

Конфликт США и Иран, 2006 г. Японская рыболовная шхуна задержана российскими пограничниками

3. Демографические

Развал СССР 1991г. (низкая рождаемость, высокая смертность)   

4. Географические

1956 г. Нападение Англии на Египет, Крымская война с Японией   

5. Социально-политические

Чечня 1980-1990гг., Арабо-Израильский конфликт 


 

2. Выберите правильное утверждение:

а) политические конфликты являются разновидностью внутриличностных конфликтов;

б) политические конфликты могут возникать на религиозной почве;

в) насилие в ходе конфликтного противостояния характерно лишь для политических конфликтов;

г) различие социальных статусов не может служить объектом политических конфликтов.

Ответ: а); б); в).

3. Субъектами этнополитических  конфликтов являются:

а) международные организации;

б) этнические общности, этносоциальные организации;

в) государство;

г) социальные группы.

Ответ: б); г).

4. Укажите, какие понятия и определения  соответствуют друг другу:

а) конфликт;

1) соглашение значительного большинства  людей любого                                сообщества относительно наиболее  важных аспектов его социального  порядка, выраженное в действиях;   

б) консенсус;

2) столкновение двух или более  разнонаправленных сил в целях  реализации их интересов в  условиях противодействия;   

в) компромисс;

3) противоборство, столкновение;   

г) конфронтация;

4) упрочение, укрепление, сплочение  чего-либо;   

д) консолидация. 

5) соглашение на основе взаимных  уступок.


 

Ответ: а-2; б-1; в-5; г-3; д-4.

 

5. Позиционные политические конфликты  – это:

а) частичные конфликты;

б) радикальные конфликты;

в) конфликты интересов;

г) конфликты идентификации.

Ответ: а).

 

 

 

 


Информация о работе Политический конфликт