Политический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Политический маркетинг в современной России появился в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, что было связано с началом осуществления рыночных реформ, проведением глубоких политико-властных трансформаций и становлением института демократических выборов. Одновременно шло интенсивное формирование политического рынка, свидетельством чему явилось появление большого числа субъектов рынка в лице политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений и их лидеров, а также независимых кандидатов в представительные органы власти всех уровней, которые в ходе практически ежегодно проводившихся выборов состязались между собой в острой конкурентной борьбе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Понятие «политический маркетинг»…………………………………………….5
2. Политический маркетинг
Проблемы формирования политического маркетинга в России………………….6
3. Предвыборные технологии…………………………………………………….....9
4. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга…………….............15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………....23

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования  
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет социально политических систем

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Политический маркетинг»

 

 

 

Выполнил: студент  группы ОРМ-10

Проверил: ассистент

Тумуров Жаргал Тумурович

                                                                              

 

 

 

 

 

Чита, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Понятие «политический  маркетинг»…………………………………………….5

2. Политический маркетинг

Проблемы формирования политического маркетинга в России………………….6

3. Предвыборные технологии…………………………………………………….....9

4. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга…………….............15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Политический  маркетинг в современной России появился в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, что было связано с началом осуществления рыночных реформ, проведением глубоких политико-властных трансформаций и становлением института демократических выборов. Одновременно шло интенсивное формирование политического рынка, свидетельством чему явилось появление большого числа субъектов рынка в лице политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений и их лидеров, а также независимых кандидатов в представительные органы власти всех уровней, которые в ходе практически ежегодно проводившихся выборов состязались между собой в острой конкурентной борьбе.

В последние  годы в России наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит систематического целенаправленного характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.

Воспринимая политику как рынок быстро понимаешь, что никакие заклинания о гражданах правильных и неправильных, хороших и плохих, глупых и умных, патриотичных и непатриотичных не имеют смысла. Если твоя партия не имеет поддержки, то или ты плохо продаёшь свой политический продукт, или твой продукт (идеи, люди) - товар плохой, бракованный.

Теория и  практика технологий политического  влияния в новой России подтверждает установление рыночных правил в сфере  политики путем провозглашения ее демократическим  государством с республиканской  формой правления заложило фундамент нового общественного устройства. Новый, рыночный тип общества выявил низкий уровень эффективности постсоветских политических технологий. Предрассудки старого общества лишь отчасти продолжают оказывать влияние на современное развитие государства и его институтов. Особое значение в этом контексте приобретает манипулятивная составляющая российской власти как культурное, технологическое, образовательное наследие советского общества, его политической подсистемы, определявшей модели социально-экономического развития государства. Политический рынок требует больших денежных средств, они необходимы для осуществления процесса, получившего название «политический маркетинг».

В последнее  время в российской политической науке начинает появляться интерес к не только к практическим аспектам политического маркетинга, но и к его теоретическому осмыслению, хотя комплексного исследования особенностей функционирования политического маркетинга в современной России в избирательной компании и государственном политическом управлении не проводилось. Это обстоятельство повышает актуальность, научно – познавательную и политико-практическую значимость политологического исследования, специфики функционирования политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении.

Актуальность  проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная  разработанность определили тему данного реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ  «ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ»

В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

Очевидно, столь  высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение  практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

Политический  маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.

Понятие «политический  маркетинг» используется и в более  широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.

 

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Развитие российской политической парадигмы, формирует  необходимость в применение инновационных  методов созидания и управления массовым сознанием гражданского общества.

Что в свою очередь  является новым этапом в развитие демократического общества и требует единого системного подхода от государственных институтов всех ветвей власти. Для экстенсивного вектора развития государства в рамках декларированных национальных проектов, выстроенная система государственного управления является обязательным, но далеко не определяющим фактором успеха.

На срезе  государственного управления дает о  себе знать имманентная социальному  государству слабость, состоящая  в бюрократизации управления. Задачи, которые призваны, решить национальные проекты, носят преимущественно локальный характер, а применяемые инструменты слишком громоздки для индивидуального пользования. Бюрократический аппарат является непреложным инструментарием социального государства, но как раз он-то и не способен разглядеть индивидуальные запросы, для удовлетворения которых был создан. В данных обстоятельствах для создания благоприятного фона и успешной реализации, поставленных целей кремлевские идеологи решили обратиться к опыту «неискоренимых» друзей родом с североамериканского континента.

Проблем очень  много, политический маркетинг как  явление рынка зависит во многом от действий и правильной стратегии, путей и методов реализации идей, а главное правильная постановка цели которая должна направлена быть на борьбу за власть и ее удержание.

Формирование  политического маркетинга как комплексной  технологии управления демократическим  обществом, пришлось на 1970-е гг. Основополагающими идеологами нового течения стали практики маркетинга и политтехнологи страны процветающего капитализма. Обращение к маркетингу как эффективной технологии управления способствовало и обострение глобальных угроз, нависших как над человечеством в целом, так и над отдельными политическими сообществами.

А поскольку  маркетинг успешно заявил о себе именно как технология влияния на мнения и поведение людей, обеспечения экономической эффективности в неблагоприятных ситуациях, возникла вполне закономерная идея о применимости маркетинга для целей государственного политического управления. Приходя, на службу правительству, администрации, государственным учреждениям, маркетинг дает основу для выбора не только способов управления, но и его целей. Таким образом, областью применения политического маркетинга становятся не только избирательные кампании, но и все пространство взаимодействия государства и общества1.

До последнего времени российские политтехнологи использовали узко сегментированный инструментарий политического маркетинга, который  в полной мере удовлетворял тактические  цели развития того или иного игрока на политическом поле.

В нынешних условиях успешность развития как государства  в целом, так и отдельных политических институтов невыполнима без применения комплексной системы управления обществом. Общество диктует власти направления институционального развития, которое не возможно без выстроенной системы маркетинговых коммуникаций.

Российское  политическое поле в последние годы претерпевает значительные перемены в  сфере обновления политического  кадроподвижного состава и коммуникационного  менеджмента. Зубры политической арены уже не могут реагировать с положительной динамикой на изменчивость электоральных преференций. Время и сформированное демократическое общество навязывает государству базовую маркетинговую стратегию, новый продукт – новый рынок.

Практическую  реализацию этих постулатов мы можем наблюдать на примере гражданского становления преемника. Несмотря на видимую дифференциацию Президента РФ и исполнительной власти, фигура преемника не воспринимается негативно, благодаря использованию технологии «меппинга референтных групп», которая позволяет моделировать динамическое восприятие электоральных масс и оперативно корректировать образ кандидата. При данном подходе формирование образа происходит перманентно в зависимости от потребностей, как отдельных электоральных сегментов, так и общества в целом.

Подобный образ  в течение всего жизненного цикла  не является законченным и позволяет  наиболее полно моделировать позитивное восприятие политических и общественных масс. Подобные механизмы манипулирования  общественным восприятием являются скорее благом для развития гражданского общества, нежели злом, поскольку первично направлены именно на удовлетворение потребностей это самого общества его информативности и благополучия. Но все же это порождает сильные противоречия общества и оппозиции, что мы можем наблюдать на прошедших выборах Государственной думы и Президента РФ, а так же выборах мэра Астрахани.

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕДВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Накануне общефедеральных  выборов многократно увеличивается  рынок политических технологий. По оценкам специалистов объем рынка в прошлые выборы составил около двух миллиардов долларов, а размер предстоящих - не будет меньше.

Рынок политического  консалтинга стал формироваться  в России с развитием демократических  институтов к 1994 году. До становления рынка политические технологи работали с кандидатами бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В лучшем случае клиент оплачивал аренду помещения для проведения собрания или размножение листовок на ротаторе. Затем произошел прорыв, спровоцированный Большими Выборами (выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации). Спрос стремительно рос, но квалифицированное предложение за ним не успевало. Несколько десятков профессиональных команд при всем желании не могут удовлетворить миллиардные потребности заказчиков. Разве могут они обеспечить губернаторские выборы, когда избираются 88 губернаторов, причем баллотируется, в среднем, пять-шесть кандидатов. На выборы в Государственную Думу идут одновременно более 10 кандидатов в 225 одномандатных округах, выбираются партии федерального масштаба, проводятся выборы в местные органы законодательной власти, муниципальные органы2. А если учесть, что клиент часто вообще плохо представлял себе, что такое политические технологии, становится понятным появление на рынке огромного количества неквалифицированных игроков, желающих заработать легкие деньги.

Заинтересованность  крупных, преимущественно московских, фирм в рекламе собственной деятельности привела к тому, что в печати появились сообщения о том, какие именно фирмы задействованы в организации крупных (в основном, губернаторских) кампаний, и в чем состоит специфика их деятельности. Сейчас уже много организаций, продуктом которых являются политические технологии или их составляющие части.    Проведя анализ этих организаций, можно выделить четыре основных направления их деятельности: организация предвыборных кампаний; создание определенных акций, отдельных заказов клиентов; научные направления; и группы политического давления.

Информация о работе Политический маркетинг