Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве. Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

№1 Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве. Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере. Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия различных социально–политических субъектов – участников политического процесса. Содержание политического процесса включает в себя: а) социально – политические условия его возникновения и функционирования; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект; в) политические интересы, мотивы и цели поведения; г) взаимодействие социально – политических субъектов в форме борьбы и сотрудничества. По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью способов его выражения: революция, реформа, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие (забастовки, митинги и т. п.), конфликты и сотрудничество, избирательные кампании. Политический процесс осуществляется через борьбу людей (социальных групп) за свои интересы. Именно эти интересы играют роль генератора политического процесса. Политический процесс данного общества и государства всегда состоит из множества отдельных взаимосвязанных и сложно переплетающихся процессов. Их можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения социальных слоёв и групп в отношения с властью, государством, типичные приёмы формирования политических элит, стратегию управленческих решений и другие стратегические действия. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и др.), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на формы и способы функционирования власти. Как базовые, так и периферийные процессы различаются по времени и характеру осуществления, могут протекать в открытой и скрытой формах. Скрытый, теневой политический процесс в отличие от открытого базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в официальной форме. Каждый политический процесс является циклическим и обладает внутренним ритмом, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов (например, электоральный процесс характеризуется избирательными циклами, циклы государственного управления часто связаны со стратегическими решениями правящей партии или правительства и т. п.). Частные политические процессы объединяются в единый процесс на основе потребности их субъектов превратить свои интересы во властные политические решения путём воздействия на власть. Институты государственной власти являются поэтому своеобразными аккумуляторами требований социальных групп и выработки на их основе коллективных решений, политической воли общества.

№2 В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Политическая система имеет ряд характерных черт: 
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть; 
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества; 
3) она обладает относительной самостоятельностью. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. 
Выделяют следующие компоненты политической системы: 
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. 
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть". Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. 
Выделяют следующие функции политической системы: обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); 
выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); 
политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др. Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политическиеотношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

№3 Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества. В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе. Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др. Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны. Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже. Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной. В отечественной  политологии существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции  и агрегации интересов разных  групп граждан государства. Политическая  система является ареной представительства  и реализации этих интересов  средствами политической власти.

2. Управленческая  функция, связанная с политическим  управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки  политической стратегии и тактики  социально-экономического развития  общества.

4. Функция политической  социализации граждан и общества  в целом.

5. Функция легитимации  политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная  и консолидирующая функция, выражающаяся  в поддержании единства и сплоченности  гражданского общества на основе  общенациональных идей, приоритетов и целей.

Выделяются  также и некоторые иные функции  политической системы общества. В  разных странах соотношение вышеназванных  функций складывается по-разному. В  зависимости от этого формируются  различные типы политической системы. В политологии существуют разные подходы к вопросу о типологии политической системы. Так, в рамках марксистской политической традиции принято тип политической системы связывать с господствующей общественно-экономической формацией. При капитализме выделяется буржуазная политическая система. В условиях коммунистической формации складывается социалистическая политическая система. Среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория  как очерченное границами место  расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная  власть, выступающая от имени  всего населения и преследующая  всеобщие интересы.

4. Суверенитет  над территорией, предусматривающий  верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная  система законодательства.

6. Национальная  налоговая система.

Существуют  и некоторые другие признаки государства, которые дополняют перечисленные. Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.




Информация о работе Политический процесс