Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, реферат
Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве. Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере.
№1 Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве. Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере. Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия различных социально–политических субъектов – участников политического процесса. Содержание политического процесса включает в себя: а) социально – политические условия его возникновения и функционирования; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект; в) политические интересы, мотивы и цели поведения; г) взаимодействие социально – политических субъектов в форме борьбы и сотрудничества. По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью способов его выражения: революция, реформа, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие (забастовки, митинги и т. п.), конфликты и сотрудничество, избирательные кампании. Политический процесс осуществляется через борьбу людей (социальных групп) за свои интересы. Именно эти интересы играют роль генератора политического процесса. Политический процесс данного общества и государства всегда состоит из множества отдельных взаимосвязанных и сложно переплетающихся процессов. Их можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения социальных слоёв и групп в отношения с властью, государством, типичные приёмы формирования политических элит, стратегию управленческих решений и другие стратегические действия. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и др.), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на формы и способы функционирования власти. Как базовые, так и периферийные процессы различаются по времени и характеру осуществления, могут протекать в открытой и скрытой формах. Скрытый, теневой политический процесс в отличие от открытого базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в официальной форме. Каждый политический процесс является циклическим и обладает внутренним ритмом, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов (например, электоральный процесс характеризуется избирательными циклами, циклы государственного управления часто связаны со стратегическими решениями правящей партии или правительства и т. п.). Частные политические процессы объединяются в единый процесс на основе потребности их субъектов превратить свои интересы во властные политические решения путём воздействия на власть. Институты государственной власти являются поэтому своеобразными аккумуляторами требований социальных групп и выработки на их основе коллективных решений, политической воли общества.
№2 В социальном управлении принимают
участие различные субъекты: государство
(специально предназначенное для этой
цели), партии, политические движения,
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая вл
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структ
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное,
упорядоченное множество элементов, взаимодействие
которых порождает новое качество, не
присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть
в политические интересы классов, социальных
и этнических групп, разобраться во взаимосвязи
и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует
производство и распределение благ между
социальными общностями на основе использования
государственной власти, участия в ней,
борьбы за нее.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация об
2) политическое сознание, характеризующее
психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизн
4) политические отношения, складывающиеся
между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыт
Системообразующей категорией, интегрирующей
данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть". Каждая организация,
входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое
место, имеет специальное назначение,
свои функции, в соответствии с которыми участвует
в решении общих задач общества.В зависимости от природы выделяют
следующие виды политических систем: демократические, командно-административные,
теократические, переходные и т.п. Сущность политической системы
общества наиболее ярко проявляется
в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической
системы: обеспечение политической власт
выявление и представительство интересов
различных субъектов политических отношен
политическая социализация (посредством
нее формируется политическое созна
№3 Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества. В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе. Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др. Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны. Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже. Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной. В отечественной политологии существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:
1. Функция артикуляции
и агрегации интересов разных
групп граждан государства.
2. Управленческая
функция, связанная с
3. Функция выработки
политической стратегии и
4. Функция политической
социализации граждан и
5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.
6. Мобилизационная
и консолидирующая функция,
Выделяются
также и некоторые иные функции
политической системы общества. В
разных странах соотношение
1. Территория
как очерченное границами
2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.
3. Публичная
власть, выступающая от имени
всего населения и
4. Суверенитет
над территорией,
5. Национальная система законодательства.
6. Национальная налоговая система.
Существуют
и некоторые другие признаки государства,
которые дополняют