Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа
Описание работы
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Цель поведения – заполучить общественное благо и стремление переложить издержки получения желаемого результата на окружающих. Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений неоинституционализма, связанное с применением экономических методов анализа для изучения политических процессов
Содержание работы
Введение. 1. Возникновение и развитие теории общественного выбора. 2. Основные стадии общественного выбора. 2.1. Договорные основы теории общественного выбора. 2.2. Конституционный выбор. 2.3. Постконституционный выбор. 3. Политический процесс. 3.1. Основные участники политического процесса. 3.2. Политико-экономический кругооборот. Заключение. Список литературы.
Объектом изучения
теории общественного выбора является
собственно общественный выбор в условиях
как прямой, так и представительной демократии.
Поэтому основными сферами анализа считаются
избирательный процесс, деятельность
депутатов, теория бюрократии, политика
регулирования и конституционная экономика.
В их разработке важную роль сыграли Дж.
Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон,
Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие
ученые. По аналогии с рынком совершенной
конкуренции они начинают свой анализ
с прямой демократии, переходя затем к
представительной демократии как ограничивающему
фактору.
Все представители
классического либерализма строят свои
концепции на основе единого представления
о природе человека, об обществе, о правительстве
и т.д. Согласно этой парадигме, человек
имеет собственные интересы, он сам способен
эффективно отстаивать их в активной автономной
деятельности. Общество при таком подходе
рассматривается как совокупность индивидов,
общественные интересы - как производные
от личных. Лучшим считается то общество,
которое в наибольшей степени позволяет
индивидам свободно реализовать их частные
интересы. Правительство, по мнению классических
либералов, создается свободными людьми
для защиты установленных конституцией
прав, именно этой функцией государство
и должно ограничиваться. Поскольку не
существует объективных методов, позволяющих
за индивидов определять их предпочтения,
то именно индивиды должны сами решать,
что правильно и что ложно, максимизируя
свою функцию полезности.
Свобода - ключевая категория
либеральной доктрины - трактуется как
отсутствие принуждения, как синоним автономности
и независимости. Публичная власть возникает
только в результате соглашения индивидов,
и только индивиды могут определить разумные
границы этой власти. Равенство понимается
как создание равных возможностей (а не
как равенство результатов); при этом акцентируется
внимание на равной защите прав, установленных
конституцией. Суд должен осуществлять
защиту прав в соответствии с конституцией
и наказывать тех, кто нарушает права других.
Экономическая эффективность достигается
тогда, когда ресурсы достаются тем, кто
может их наилучшим образом использовать
(уплатив соответственно наибольшую плату).
Результатом является Парето-эффективность
- ситуация, в которой ни один человек не
может улучшить свое благосостояние, не
ухудшая тем самым положение других людей.
Бьюкенен является последовательным классическим
либералом, конкретизирующим эти принципы
применительно к экономической теории
вообще и теории общественного выбора
в частности.
Заслугой Дж.
Бьюкенена является новая трактовка предмета
экономической теории в рамках контрактной
(договорной) парадигмы. Уже в начале 1960-х
гг., в период господства кейнсианства,
он в своем президентском обращении к
членам Экономической ассоциации Юга
назвал экономику наукой о рынках и институтах
общества, которая начинается с четкого
определения структуры или набора прав
индивидов и предполагает совокупность
утверждений, объясняющих и предсказывающих
характеристики результатов экономической
деятельности, а также условные предположения
о влиянии структурных изменений на эти
результаты.
Четкое определение
прав индивидов создает предпосылки для
эффективного функционирования рыночной
экономики, выявляет ее коренные преимущества
в сравнении с другими экономическими
системами. «Рыночная экономика, — пишет
он, — сравнительно более эффективна по
трем причинам: она делает стимулы деятельности
экономических субъектов совместимыми
с производством материальных ценностей;
полностью использует локализованную
информацию, доступную субъектам только
в условиях отдаленности и децентрализации;
представляет максимальный простор творческим
и изобретательским способностям всех
субъектов, действующих подобно потенциальным
предпринимателям».
Трактовка происхождения
государства и права как результата свободного
договора свободных индивидов ведет отсчет
от популярной в Новое время теории «общественного
договора» (социального контракта). Эта
концепция изначально была иллюзией особого
рода - современностью, опрокинутой в прошлое.
Она родилась в эпоху религиозных войн,
когда освященная традициями феодальная
регламентация стала постепенно уступать
место сознательному регулированию гражданского
общества. Это было время обостренного
понимания справедливости; честность
и бизнес казались многим несовместимыми.
Развитие контрактной этики, культуры
соблюдения договоров стало настоятельно
необходимым. Происходит коренное переосмысление
прав и свобод, дарованных каждому индивиду
«от рождения». Одним из основоположников
контрактной (договорной) теории общества
был английский философ и экономист Джон
Локк (1632—1704), на которого Бьюкенен часто
ссылается как на своего идейного предшественника.
Именно в его трудах мы находим обоснование
понятия частной собственности как необходимой
предпосылки гражданского общества и
договорную интерпретацию полномочий
государственной власти.
Контрактная
теория рассматривает свободу как «естественное
состояние», основу которого составляют
права на жизнь, свободу и собственность.
Именно эти три права образуют конституционный
базис гражданского общества. Каждое из
этих прав строит предпосылки для другого,
переходит в другое, строит себя как другое.
Право на жизнь реализуется в деятельности,
подчиненной счастью и выгоде. Право на
свободу отрицает политическое рабство,
деспотизм. Право на собственность выступает
как предпосылка и гарантия этих прав.
Свободная деятельность основывается
на независимом суждении, индивидуальном
выборе и сознательном целеполагании.
Свободы совести, слова, печати, собраний
выступают как важнейшие предпосылки
независимой деятельности, выбора профессий,
свободы передвижений.
Конечно, концепция
«естественных прав» и «общественного
договора» отражала не реальный процесс
политогенеза, а программные требования
«третьего сословия» в его борьбе с абсолютистским
государством. Эта концепция является
абстракцией, идеальным образом рыночного
хозяйства, где все люди - простые товаропроизводители,
действующие в условиях совершенной конкуренции.
Обращение Бьюкенена к контрактной теории
общества позволяет ему показать позитивные
возможности именно такого идеального
рыночного механизма, действующего в сфере
политических отношений.
2.2. Конституционный
выбор
Еще в 1954 г. в
статье «Индивидуальный выбор при голосовании
и рынок» Джеймс Бьюкенен выделил два
уровня общественного выбора: 1) начальный,
конституционный выбор (который совершается
еще до принятия конституции) и 2) постконституционный
выбор. На начальном этапе определяются
права индивидов, устанавливаются правила
взаимоотношений между ними. На постконституционном
этапе формируется стратегия поведения
индивидов в рамках установленных правил.
Дж. Бьюкенен
проводит наглядную аналогию с игрой:
сначала определяются правила игры, а
потом, в рамках этих правил, осуществляется
сама игра. Конституция, с точки зрения
Джеймса Бьюкенена, и является таким набором
правил для ведения политической игры.
Текущая политика - это результат игры
в рамках конституционных правил. Поэтому
результативность и эффективность политики
в значительной мере зависят от того, насколько
глубоко и всесторонне была составлена
первоначальная конституция; ведь, по
Бьюкенену, конституция - это, прежде всего
основной закон не государства, а гражданского
общества.
Однако здесь
возникает проблема «бесконечности»:
чтобы принять конституцию, необходимо
выработать предконституционные правила,
по которым она принимается, и т.д. Чтобы
выйти из этой «безнадежной методологической
дилеммы», Бьюкенен и Таллок предлагают
кажущееся самоочевидным в демократическом
обществе правило единогласия для принятия
первоначальной конституции. Конечно,
это не решает проблему, так как содержательный
вопрос подменяется процедурным. Однако
подобный прецедент был создан: США в 1787
г. показали классический (и во многом
уникальный) пример осознанного выбора
правил политической игры. В условиях
отсутствия всеобщего избирательного
права Конституция США была принята на
конституционном совещании.
Правовая система
выступает как своеобразный общественный
капитал. Характеристика закона как капитального
блага получила всестороннее обоснование
в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы».
«Система законов, формализованы ли они
на практике или нет, - писал Дж. Бьюкенен,
- представляет собой общественный капитал,
отдача от которого повышается с течением
времени».
Подход к правовой
системе не просто как к общественному
благу, а как к общественному капиталу
составляет несомненную заслугу Дж. Бьюкенена.
В отличие от обыкновенного капитала,
отдача которого может быть получена сразу,
выгоды от надежной правовой системы,
заключающиеся в росте стабильности межиндивидуальных
взаимоотношений, очевидны отнюдь не сразу.
Более того, постепенное расшатывание
правовой системы, «размывание» правовых
устоев может привести к тому, что общественный
капитал будет потерян раз и навсегда.
2.3. Постконституционный
выбор
Постконституционный
выбор означает выбор прежде всего правил
игры - правовых доктрин и рабочих правил
(working rules), на базе которых определяется
конкретная экономическая политика, направленная
на производство и распределение общественных
благ.
При наличии
провалов рынка перед государственным
аппаратом стоят две взаимосвязанные
задачи: обеспечить нормальную работу
рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые
социально-экономические проблемы. На
это направлена антимонопольная политика,
социальное страхование, ограничение
производства с отрицательными и расширение
производства с положительными внешними
эффектами.
Эти направления
деятельности государства составляют
как бы нижнюю границу вмешательства государства
в рыночную экономику. Однако в современном
мире экономические функции государства
гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры,
дотации на школьное обучение, пособия
по безработице, различные виды пенсий
и пособий малообеспеченным членам общества
и др. Лишь небольшое число этих услуг
обладает свойствами чисто общественных
благ. Большинство из них потребляется
не коллективно, а индивидуально. Тем не
менее, доля государственных расходов
в валовом национальном продукте во всех
развитых странах в XX в. имеет тенденцию
к росту. К тому же обычно государство
проводит антиинфляционную и антимонопольную
политику, стремится сократить безработицу.
В последние десятилетия все более активно
оно участвует в регулировании структурных
изменений, стимулирует научно-технический
прогресс, стремится поддерживать высокие
темпы развития национальной экономики.
Между тем стремительное
увеличение государственного сектора
и государственного регулирования в условиях
рыночной экономики не может быть беспредельным.
Рыночная экономика накладывает на функции
государства определенные ограничения.
Прежде всего,
недопустимы такие методы вмешательства
государства, которые разрушают рыночный
механизм, подменяют его прямым администрированием.
Гораздо эффективнее действуют косвенные
регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно
те из них, которые органично встроены
в рыночную экономику. Поэтому государственное
регулирование должно не заменять рынок,
а скорее ослаблять или усиливать действие
рыночных механизмов. Важно помнить, что
все экономические регуляторы противоречивы.
Краткосрочные выгоды могут обернуться
долгосрочными потерями. Более того, применяя
набор экономических мер, не надо забывать,
что многие из них действуют в разные,
нередко прямо противоположные стороны.
Поэтому необходимо своевременно выявлять
их негативные эффекты и заблаговременно
принимать меры по их ликвидации. Вообще
сфера действия прямых и косвенных административных
методов должна быть строго определена.
Тенденция к огосударствлению экономики
не должна быть единственной и доминирующей.
Время от времени следует предпринимать
энергичные шаги по разгосударствлению
экономики.
Способы разгосударствления
могут быть различны. Это прежде всего
поощрение конкуренции и либерализация
рынков, снижение барьеров для вступления
в отрасль, активная антимонопольная политика.
Эффективной мерой может стать и стимулирование
смешанного предпринимательства. Наконец,
сильной мерой является денационализация
государственной собственности, приватизация.
Опыт показывает,
что приватизация может быть успешной
лишь при определенных условиях. К ним
относятся:
1. наличие
надежной правовой базы проведения
денационализации;
2. создание
развитой рыночной инфраструктуры
(и фондового рынка прежде всего);
3. хорошо продуманная
процедура продажи государственных
предприятий;
4. предварительная
оценка величины спроса на
денационализируемый сектор (или отрасль)
экономики.
Следует помнить,
однако, что эффективность денационализации
экономики во многом зависит от самого
государства. Между тем разрастание бюрократического
аппарата усложняет сам процесс принятия
решений. Поэтому провалы рынка могут
дополняться, а иногда и усиливаться провалами
государства.
3. Политический
процесс
3.1. Основные
участники политического процесса
Основными действующими
лицами в теории общественного выбора
являются избиратели, политики (законодатели)
и государственные служащие (администраторы,
чиновники, бюрократия). Люди как производители
и потребители частных благ имеют отношение,
в первую очередь, к институтам рынка;
а как производители и потребители общественных
благ - к институтам государства. Если
в первом случае доминируют свободные
отношения, то во втором - принудительные.
Люди становятся
участниками политического процесса в
той мере, в какой они пользуются, владеют
и распоряжаются принудительной силой
государства. Конечно, право принуждения
следует минимизировать, ограничив его
лишь для тех, кому законом это принуждение
разрешено (кто выбран народом для осуществления
этого принуждения). Впрочем, разные участники
политического процесса пользуются этим
правом в различной мере.
Избиратели
В отличие от
частного, общественный выбор осуществляется
через определенные промежутки времени,
ограничен кругом претендентов, каждый
из которых предлагает свой пакет программ.
Последнее означает, что избиратель лишен
возможности выбирать нескольких депутатов:
одного - по проблемам занятости, другого
- по борьбе с инфляцией, третьего - по внешней
политике и т.д. Он вынужден избрать одного
депутата, позиция которого далеко не
полностью совпадает с его предпочтениями.
В сфере бизнеса это означало бы покупку
товара «с нагрузкой», поэтому избиратель
вынужден из многих зол выбирать меньшее.