Политический режим и его типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть с различных позиций и аспектов понятие политического режима. В задачи работы входит: Изучить научную литературу, рассматривающую понятие политический режим, его основные типы;
Рассмотреть политический режим в современной России;
Провести анализ и структурирование полученных знаний.
На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение 2
1. Политический режим : теоретический аспект 4
1.1. Понятие политического режима 4
1.2. Типология политических режимов 5
1.2.1. Тоталитарный государственно-политический режим 6
1.2.2. Авторитарный государственно-политический режим 9
1.2.3. Демократический государственно-политический режим 11
2. Политический режим в современной России 15
Заключение 18
Список используемой литературы и интернет ресурсов 19

Файлы: 1 файл

Реферат политология.docx

— 44.53 Кб (Скачать файл)
      1. Демократический государственно-политический режим

 

Демократический политический режим – это такой режим, при  котором источником власти является народ

При всем многообразии современных  демократических режимов можно  выделить их наиболее общие признаки.

1. Суверенитет народа, признание  его источником высшей государственной  власти. Это означает, что только  народ имеет право выбирать  своих представителей власти  и может периодически сменять  их. А в некоторых странах имеет  также право непосредственно  участвовать в подготовке и  принятии законов с помощью  референдумов и народных инициатив.

2. Проведение свободных  альтернативных выборов, предполагающих  соблюдение некоторых важнейших  условий:

а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения  пропаганды во время избирательной  кампании;

б) соблюдение всеобщего  и равного избирательного права;

в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении  достоверной информации.

3. Периодическая выборность  основных органов государственной  власти. Для развития демократии  недостаточно регулярно проводить  выборы, а необходимо, чтобы лица, осуществляющие верховную власть (парламент, президент), избирались  народом на ограниченный срок.

4. Отсутствие монополии  на власть любой политической  структуры, наличие легальной  оппозиции. Решения принимаются  большинством, но при условии  уважения меньшинства и его  права критиковать курс действующего  правительства, отстаивать необходимость  альтернативной политики. Что делает  само большинство неустойчивым  и препятствует его превращению  в тиранию, диктат.

5. Политический и идеологический  плюрализм, наличие реально существующей  многопартийной системы. Различные  партии, общественно-политические организации  и объединения, действуя в рамках  конституции, соответствующего законодательства, выражают волю и интересы всех  социальных слоев и групп, конкурируют  друг с другом в борьбе за  влияние на народные массы,  тем самым исключают монополию  на власть какой-либо одной  политической силы.

Исторически в представлениях о демократии преобладали две  базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём  голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия.

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам  принимать непосредственное участие  в управлении государством и гарантирует  им гражданские права. Избирательное  право подвергается имущественным  ограничениям. Родственной моделью  является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно  в интересах крупного капитала.

Эгалитарная демократия имеет  своей целью осуществление политики в интересах всей нации и ставит их выше интересов меньшинства или  отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию  в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей.

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована  на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин «социалистическая демократия» был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года. В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин — «народная демократия» — как разновидность социалистической демократии.

Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов:

  • Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства
  • Мирная смена власти путём периодических выборов
  • Общественный компромисс и поиск консенсуса
  • Информационная открытость процесса принятия политических решений
  • Влияние граждан на принятие решений
  • Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства
  • Верховенство права
  • Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека
  • Гарантии прав оппозиции

Имитационная демократия имеет ряд внешних атрибутов  народовластия, однако фактически влияние  граждан на процесс принятия решений  крайне мало. Это может быть связано  с тем, что часть граждан лишена избирательного права, либо избранные  представители не определяют всю  политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную  и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью этой модели является система с доминирующей партией.

 

  1. Политический  режим в современной России

 

 

Сложившийся в последние  годы в России политический режим  вряд ли можно в чистом виде отнести  к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Усилению авторитарных тенденций  способствуют так же такие факторы, как:

- распространение терроризма;

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- военные действия в  Чечне.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

С другой стороны, в современной  России все отчетливее проявляются  характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

С формально-правовой точки  зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления. Человек, его права  и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается  государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация  — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

 

Заключение

 

Подводя итог работы можно сделать следующие  выводы:

1. Политический режим  представляет собой  способ  функционирования  политической  системы общества, определяющий  характер политической  жизни  в государстве.

2. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические  режимы.

3. Демократический  государственный режим является  наиболее прогрессивной ступенью  в развитии государственно-правового  режима. Во всех развитых странах  мира при различных формах  государственного устройства, формы  правления сложилась демократия.

4 Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

 

 

Список используемой литературы и интернет ресурсов

 

 

1) Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Русич, 1993 – С. 369.

2) Большая Советская Энциклопедия

3) Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.-С.51

4 ) Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

5) Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М.: Интерпракс, 1995. — 296 с. ISBN 5-85235-212-8

6) АР С788 Сташ, З. К. (Зарема Кималовна).Политический режим современного российского государства :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве /З. К. Сташ ; Науч. рук. С. Н. Медведев. -Краснодар,2009. -26 с.-Библиогр. : с. 25 - 26

7) Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/ Статья “Политические режимы”

8) Сайт http://dialogs.org.ua/ Статья “Модель современной демократии: типы и классификации”

 

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/

2 Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.-С.51

3 Немецкий энциклопедический словарь

4 Большая Советская энциклопедия

 


Информация о работе Политический режим и его типология