Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:55, контрольная работа
А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных отношениях, индивидуальной и группой психологии граждан, их сознании.
Задачи:
1. Дать понятие «политическому режиму»;
2. Указать основные подходы к классификации политических режимов:
2.1. Типология политических режимов;
Введение
Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Не удивительно, что, к примеру, польский политолог Е. Вятр под политическим режимом понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.
В таком подходе политический режим совмещает конституцию страны и политические реальности. Это очень важно. Ибо положения конституции не всегда могут соответствовать тому, что реально есть в политической жизни. И вот понятие "политического режима" совмещает и первое, и второе. В нем выражается политический климат, существующий в данном обществе.
Можно утверждать, что политический режим охватывает все общество, ибо, как уже отмечалось выше, властные отношения пронизывают все его сферы. А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных отношениях, индивидуальной и группой психологии граждан, их сознании.
Задачи:
Цель: рассмотреть понятие и классификацию политических режимов.
В современном обществе есть много мнений о понятии «политический режим», но наиболее широко в своей теории это понятие рассмотрел Андрей Юрьевич Мельвиль[1].
Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели:
Другими словами, речь о том что между управителями и управляемыми , заключается своего рода «общественный договор» о правилах их отношений, а динамика осуществления государственного управления постоянно отражает состояние дел при поддержании властного порядка и сам характер регулирования отношений между государством и человеком.
2. Основные подходы к классификации политических режимов.
2.1. Типология политических режимов
Политический режим по сравнению с системой обладает собственными временными характеристиками. Выделяются следующие типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Тоталитаризм - тип общества, политической системы, политического режима, в котором политическая власть осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом в целом и каждой личностью, в частности, с помощью систематического применения насилия и угрозы насилием, навязывания целей официальной идеологии, а также формирования соответствующих экономических и социальных структур, культуры и менталитета.
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Что касается самого слова и тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин "тоталитаризм" происходит от поздне-латинских слов "totalitas" - полнота, цельность - и "totalis" - весь, целый, полный. В этимологическом неполитическом значении этот термин давно использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини для характеристики своего движения. В конце 20-х годов английская "Таймс" писала о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. В 30-годы понятие тоталитаризма широко использовал немецкий философ и политолог К. Шмидт.
Сущность данного типа политического режима можно определить как систему полного контроля государства за всеми сторонами жизни как общества в целом, так и отдельно взятой личности. Наиболее полно основные признаки тоталитарного режима были сформулированы в работе американских политологов З. Бжезинского и К. Фридриха. Назовем их.
1. Наличие в государстве
2. Наличие в государстве единственной официально разрешенной идеологии;
3. Монополия государства на средства массовой информации (СМИ);
4. монополия государства на производство вооружений;
5. Массовый террор, проводимый силовыми структурами;
6. Жесткий контроль государства над экономикой;
Данные шесть признаков достаточно полно раскрывают сущность тоталитарного режима, однако нуждаются в существенном дополнении.
Во первых, важнейшую роль в системе тоталитарного государства играет фигура харизматического лидера - вождя, обладающего практически неограниченной личной властью. Особенностью власти лидера в тоталитарном государстве является то, что эта власть распространяется не только на политическую сферу, но также на экономику, культуру, науку, спорт и т.д., то есть практически на все сферы жизни общества. То есть, власть эта носит глобальный характер.
Другой важной особенностью власти лидера тоталитарного государства является ее иррациональный, мистический характер. Власть лидера в тоталитарном государстве основана не на каких либо логических обоснованиях, но почти исключительно на слепом подчинении.
Во вторых, важнейшую роль в формировании системы тоталитарного государства играет идеология. В отличии от диктатур более раннего периода, тоталитарные государства, возникшие в XX веке, претендовали на изменение природы человека - полное подчинение государству характера человека, его мыслей, привычек, желаний и т.д. Решалась эта задача именно с помощью идеологии, путем внушения человеку идеи примата интересов государства над интересами отдельной личности.
В XX столетии тоталитаризм был достаточно широко представлен на политической карте мира. Своего расцвета тоталитарные режимы достигают в середине столетия - в период 30-х - 40-х годов. Наиболее совершенных. законченных форм тоталитаризм в данный период достигает в СССР и в Германии. По окончании второй Мировой войны, после поражения одной из форм тоталитарной идеологии - германского фашизма, тоталитаризм постепенно сходит с политической арены и в конце XX столетия, после краха коммунизма в СССР и распада мировой коммунистической системы, терпит окончательное поражение.
Одним из альтернативных тоталитаризму типов политической системы выступает авторитаризм. Он является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества [2].
2.2. Демократический политический режим: основные черты и типы
Утверждение демократии и демократических социальных порядков в настоящее время является по сути дела универсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при этом понимание демократии каждой партией или движением может существенно различаться. Это происходит в силу того, что термин "демократия" очень многозначен. Он используется для обозначения не только формы государственного устройства или политического режима, но и идеала политической организации общества. Демократия характеризует определенные процедуры и технологии реализации власти, тип политической культуры, разновидность идеологии и т.д.
Демократия как определенная система власти представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Она открыта для любого варианта социального выбора, отвечающего представлением большинства населения.
Демократия обладает рядом универсальных способов и механизмов организации политического порядка. Такая политическая система предполагает:
обеспечение равного права всех граждан на участие в управление делами общества и государства;
систематическую выборность основных органов власти;
наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
абсолютный прирост правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);
профессиональный характер правления элит;
контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
идейный плюрализм и конкуренция мнений.
В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.
Универсальные свойства современной демократии связаны и с идейными основаниями власти. Опыт политического развития последних десятилетий убедительно показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида.
Такое идейное основание функционирование государственных институтов не только цементирует все здания демократии, но и отличает демократический политический режим от всех иных политических режимов.
Разделение властей является одном из основных принципов демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребление и возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной с правом. В демократически устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов. Они объединены в рамках трех основных "ветвей":
законодательная;
исполнительная;
судебная.
Эти власти распределены между собой, что позволяет удерживать государственную власть от возможных злоупотреблений.
Демократический политический режим функционирует на важнейшем в политическом отношении принципе: решения принимаются большинством с
учетом интересов меньшинства.
Основные признаки демократического режима сформулированы в основных функциях его парламента:
представительная функция, которая служит политическому выражению дифференциации общества по интересам – этнического представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и т.д. Парламент призван обнажать (вскрывать) конфликты интересов и находить пути их разрешения;
функция власти, т.е. парламент – это орган, принимающей решения. Он определяет направление развития общества в целом и его основных подсистемах, их структуру, политическое содержание;
правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организацией;
функция политического контроля и привлечения к ответственности, т.е. парламент наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями;
функция легитимности – парламент осуществления эту деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования
2.3. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима
Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог К. Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства. В 40-е и 50-е годы ХХ века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического режима.
Тоталитаризм - это такой политический режим, который характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной власти над отдельным человеком и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.
Информация о работе Политический режим: понятие и классификация