Политический режим: понятие
и признаки.
Политический режим — это система методов,
способов и средств осуществления политической
власти. Всякие изменения, происходящие
в сущности государства данного типа,
прежде всего отражаются на его режиме,
а он влияет на форму правления и форму
государственного устройства.
Согласно одной точке зрения понятия
“политический режим” и “государственный
режим” можно расценивать как тождественные.
Согласно другой точке зрения понятие
“политический режим” более широкое,
чем понятие “государственный режим”,
ибо включает в себя не только методы и
приемы осуществления политической власти
со стороны государства, но и со стороны
политических партий и движений, общественных
объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая,
функциональная характеристика политической
системы. Категории “политический режим”
и “политическая система” тесно связаны
между собой. Если первая показывает весь
комплекс институтов, участвующих в политической
жизни общества и в осуществлении политической
власти, то вторая — как эта власть осуществляется,
как действуют данные институты (демократично
либо недемократично).
Понятие политического режима является
ключевым для формирования представлений
об основных системах власти. Исходя из
политического режима судят о подлинной
картине принципов организации политического
устройства общества. Политический режим
характеризует определенный политический
климат, существующий в той или иной стране
в конкретный период ее исторического
развития.
Признаки политического режима:
— степень участия народа в механизмах
формирования политической власти, а также
сами способы такого формирования;
— соотношение прав и свобод человека
и гражданина с правами государства;
— гарантированность прав и свобод личности;
— характеристика реальных механизмов
осуществления власти в обществе;
— степень реализации политической власти
непосредственно народом
— положение средств массовой информации,
степень гласности в обществе и прозрачности
государственного аппарата;
— место и роль негосударственных структур
в политической системе общества;
— соотношение между законодательной
и исполнительной ветвями власти;
— характер правового регулирования
(стимулирующий, ограничивающий) в отношении
граждан и должностных лиц;
— тип политического поведения;
— характер политического лидерства;
— учет интересов меньшинства при принятии
политических решений;
— доминирование определенных методов
(убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении
политической власти;
— степень верховенства закона во всех
сферах общественной жизни;
— принципы взаимоотношения общества
и власти;
— политическое и юридическое положение
и роль в обществе “силовых” структур
государства (армии, полиции, органов государственной
безопасности и т.д.);
— мера политического плюрализма, в том
числе многопартийности;
— существование реальных механизмов
привлечения к политической и юридической
ответственности должностных лиц, включая
самых высших.
Таковы элементы, в совокупности составляющие
содержание категории “политический
режим”.
Демократический режим.
Понятие “демократия” (от греч. demos –
народ и kratos – власть) означает народовластие,
власть народа. Однако ситуация, при которой
весь народ осуществлял бы политическое
властвование, пока нигде не реализована.
Это скорее идеал, то, к чему нужно всем
стремиться. Между тем есть ряд государств,
которые продвинулись в этом направлении
дальше других (Германия, Франция, США,
Швейцария, Англия) и на которые зачастую
ориентируются иные государства.
Многогранность термина “демократия”
обусловлена развитием человеческого
общества. Первоначально демократия рассматривалась
как прямое правление граждан, в отличие
от правления монарха или аристократов.
Однако уже в античности демократия считалась
“худшей формой” правления. В то время
полагали, что низкий уровень культуры
граждан греческих полисов-государств
позволял правителям манипулировать подобным
‘народовластием”. Потому-то режимы демократии
не существовали долго и переходили в
охлократию (власть толпы), а те, в свою
очередь, порождали тиранию. Исходя из
этого, Аристотель не проводил различий
между демократией и охлократией и отрицательно
относился к демократии. Его оценка демократии,
а также отсутствие реальных условий для
ее практического воплощения повлияли
на дальнейшую судьбу данной формы государства:
демократия воспринималась негативно
и была вытеснена из политического обихода.
Новый этап становления концепции демократии
начинается с Великой французской революции
– именно она дала толчок к развитию демократии
как направления общественно-политической
мысли, которое формулирует цели социально-политического
движения, отвергающего монархию и элитарность.
В зависимости от того, как народ участвует
в управлении, кто и как непосредственно
выполняет властные функции, демократия
делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую
(репрезентативную).
К формам прямой демократии относятся:
проведение выборов на основе всеобщего
избирательного права, референдумы, всенародные
обсуждения вопросов государственной
жизни. Члены общества непосредственно
принимают участие в разработке политических
решений, принятии законов и т.п. Эта форма
демократии дает возможность развивать
политическую активность граждан, обеспечивать
легитимность власти, осуществлять эффективный
контроль за деятельностью институтов
государства. Представительская демократия
– это когда члены сообщества остаются
источником власти и имеют право принимать
решения, но реализуют это право через
избранных ими представителей, которые
должны отстаивать их интересы. Носителями
представительской демократии являются
парламенты, другие выборные органы власти,
как в центре, так и на местах.
Ни одна из этих форм в “чистом виде”
не существует, но в условиях демократического
режима они проявляются обе.
Основные признаки демократического
режима:
1. Признание народа источником
власти, сувереном в государстве.
Народный суверенитет выражается
в том, что именно народу принадлежит
учредительная, конституционная власть
в государстве. Народ выбирает
своих представителей и может
периодически сменять их; в ряде
стран имеет также право непосредственно
участвовать в разработке и
принятии законов путем народных
инициатив и референдумов.
2. Свободное волеизъявление воли
народа на выборах, выборность
органов государственной власти.
Этот принцип рассматривается
как ключевое условие демократического
режима. Он предполагает возможность
свободных и честных выборов,
исключающих всякое принуждение
и насилие. Все лица, контролирующие
властные структуры, должны быть
избраны на основе установленных
законом процедур и периодически,
через строго установленные сроки
переизбираться. Избиратели должны
иметь право и возможность
для отзыва своих представителей.
3. Приоритет прав и свобод
человека и гражданина над
правами государства. Органы государственной
власти призваны защищать права
и свободы человека, которые индивид
приобретает в силу рождения.
А также гражданские права
и политические свободы, в том
числе право на жизнь, свободу
и безопасность личности, на равенство
перед законом, на гражданство
и участие в управлении своей
страной, на невмешательство в
личную и семейную жизнь и
т.д.
4. Граждане обладают большим
объемом прав и свобод, которые
не только провозглашаются, но
и юридически закреплены за
ними. В демократических государствах
действует правовой принцип “
все, что не запрещено – разрешено”.
5. Четкое разделение властей
на законодательную, исполнительную
и судебную. Высший законодательный орган
страны – парламент наделен исключительным
правом издавать законы. В известном смысле
этот орган власти имеет верховенствующую
роль и, следовательно, существует потенциальная
опасность чрезмерной концентрации в
нем политической власти. Поэтому в условиях
демократического политического режима
три ветви политической власти уравновешивают
друг друга. В частности, высшая исполнительная
власть (президент, правительство) имеет
право законодательной, бюджетной, кадровой
инициативы. Президент имеет право вето
на решения, принимаемые законодательными
органами. Судебная власть имеет полномочия
отменить решения как законодательной,
так и исполнительной власти.
6. Полиция, спецслужбы и армия
– выполняют функции обеспечения
внутренней и внешней безопасности
государства и общества. Их действия
регулируются и ограничиваются
действием закона. Основные функции
по поддержанию правопорядка
принадлежат не армии и спецслужбам,
а полиции и судам.
7. Политический плюрализм, многопартийность.
При демократическом режиме функционирует
многопартийная система, при которой
одна партия может сменить
у власти другую на законных
основаниях в результате выборов.
Все политические партии должны
быть поставлены в равные правовые
условия в их борьбе за голоса
избирателей и за свое представительство
в органах государственной власти.
В соответствии с результатами
выборов политические партии, набравшие
большинство голосов избирателей,
получают право формировать органы
власти и статус правящей партии.
Проигравшие на выборах получают статус
оппозиционной партии. Осуществляя свою
миссию, оппозиция выступает с критикой
органов власти. Она выдвигает альтернативную
программу. Оппозиция контролирует власть
через деятельность своих фракций и блоков
в парламентах, в своих средствах информации
и печати.
8. Власть в государстве в большей
мере основана на убеждении, чем
на принуждении. При принятии
политических решений преобладают
процедуры по поиску компромисса
и консенсуса.
Перечисленные принципы демократического
режима могут создать идеализированный
образ демократии. Конечно, достоинства
демократии, а следовательно, демократического
политического режима очевидны и неоспоримы.
Однако у демократии имеются и уязвимые
стороны и недостатки.
Демократию иногда иронически определяют
как “господство большей части общества
над лучшей”, при которой процветает политический
дилетантизм, происходит засилье посредственности.
Демократия не гарантирует от прихода
к власти людей корыстных, с низкой культурой
и нравственностью, но с изощренным умом
и популистскими приемами.
Разумеется, демократия – явление не
идеальное, но, несмотря на все недостатки,
она лучшая и самая справедливая форма
правления из всех до сих пор известных.
Список литературы
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.,
1993.
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное
пособие. – М., 1995.
Гуттенберг Б. Теория демократии // Полис.
1991. № 4.
Даль Р. Введение в теорию демократии.
- М., 1992.
Курс политологии: Учебник. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М., 2002.
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных
обществах. Сравнительное исследование.
- М., 1997.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для
студентов юридических и гуманитарных
факультетов. – М., 2000.
Основы политической науки. Учебное пособие
для высших учебных заведений. Ч.2. – М.,
1995.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный
политехнический университет»
ТЕКСТИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
(Текстильный институт ИВГПУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ
«Политический режим: понятие
и признаки. Демократический режим»
Выполнила: Каретина С.А.
Специальность:100800
Номер зачетной книжки:032093
Факультет: Индустрии моды
Курс: 3
Проверил: Кулешова Инна Николаевна
Иваново 2015