Политический режим: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 07:49, контрольная работа

Описание работы

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 25.24 Кб (Скачать файл)

Политический режим: понятие и признаки.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

Согласно  другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.

Демократический режим.

Понятие “демократия” (от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.

Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).

К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства. Представительская демократия – это когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.

Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.

Основные признаки демократического режима:

1. Признание народа источником  власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается  в том, что именно народу принадлежит  учредительная, конституционная власть  в государстве. Народ выбирает  своих представителей и может  периодически сменять их; в ряде  стран имеет также право непосредственно  участвовать в разработке и  принятии законов путем народных  инициатив и референдумов.

2. Свободное волеизъявление воли  народа на выборах, выборность  органов государственной власти. Этот принцип рассматривается  как ключевое условие демократического  режима. Он предполагает возможность  свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение  и насилие. Все лица, контролирующие  властные структуры, должны быть  избраны на основе установленных  законом процедур и периодически, через строго установленные сроки  переизбираться. Избиратели должны  иметь право и возможность  для отзыва своих представителей.

3. Приоритет прав и свобод  человека и гражданина над  правами государства. Органы государственной  власти призваны защищать права  и свободы человека, которые индивид  приобретает в силу рождения. А также гражданские права  и политические свободы, в том  числе право на жизнь, свободу  и безопасность личности, на равенство  перед законом, на гражданство  и участие в управлении своей  страной, на невмешательство в  личную и семейную жизнь и  т.д.

4. Граждане обладают большим  объемом прав и свобод, которые  не только провозглашаются, но  и юридически закреплены за  ними. В демократических государствах  действует правовой принцип “  все, что не запрещено – разрешено”.

 

5. Четкое разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить решения как законодательной, так и исполнительной власти.

6. Полиция, спецслужбы и армия  – выполняют функции обеспечения  внутренней и внешней безопасности  государства и общества. Их действия  регулируются и ограничиваются  действием закона. Основные функции  по поддержанию правопорядка  принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует  многопартийная система, при которой  одна партия может сменить  у власти другую на законных  основаниях в результате выборов. Все политические партии должны  быть поставлены в равные правовые  условия в их борьбе за голоса  избирателей и за свое представительство  в органах государственной власти. В соответствии с результатами  выборов политические партии, набравшие  большинство голосов избирателей, получают право формировать органы  власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.

8. Власть в государстве в большей  мере основана на убеждении, чем  на принуждении. При принятии  политических решений преобладают  процедуры по поиску компромисса  и консенсуса.

 

Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.

Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, происходит засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей корыстных, с низкой культурой и нравственностью, но с изощренным умом и популистскими приемами.

Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

Гуттенберг Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.

Даль Р. Введение в теорию демократии. - М., 1992.

Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. - М., 1997.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(Текстильный институт ИВГПУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

«Политический режим: понятие и признаки. Демократический режим»

 

 

 

 

 

 

 

                      Выполнила: Каретина С.А.

                Специальность:100800

                                   Номер зачетной книжки:032093

                           Факультет: Индустрии моды

                                                           Курс: 3

                                                Проверил: Кулешова Инна Николаевна

 

 

    

 

 

 

                                                    Иваново 2015


Информация о работе Политический режим: понятие и признаки