Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа
Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцине можно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий.
Введение………………………………………………………………… 3стр.
Соотношение политической системы и политического режима в современной России ……………………………………………… 5 стр.
Осуществление власти в современной России …………………… 8 стр.
Недемократические тенденции в политическом режиме современной России ……………………………………………………………… 11 стр.
Демократические тенденции в политическом режиме современной России ……………………………………………………………… 14 стр.
Заключение ……………………………………………………………… 17 стр.
Список литературы ……………………………………………………… 18 стр.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.
Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2004 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при разнице в доходах в 7 раз в социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о необратимости перемен.
Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии. Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.
Чувство
неудовлетворенности в обществе
объясняется не только неадекватным
решением проблемы социальной справедливости,
но и унижением чувства
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
- распространение терроризма;
- перманентный рост преступности;
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;
- военные действия в Чечне.
Надо
отметить, что тенденции к авторитаризму
усиливаются, когда перед обществом
стоят качественно новые
Озабоченность по поводу российского авторитаризма А.Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны»
4. Демократические тенденции в
политическом режиме
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.
Для усиления
в России демократических тенденций
необходимо проведение реформ, имеющих
положительный результат для
большинства людей: реформы административно-
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Для России
является актуальным предупреждение,
прозвучавшее от аргентинского политолога
Гильермо О`Доннелла, относительно гибели
демократии. Исследователь выделяет
два вида такой гибели: внезапная
и медленная. Внезапная смерть происходит
вследствие гражданской войны, государственного
переворота или какого-либо еще заметного
события, которое сразу же привлекает
внимание и указывает на точную дату
гибели демократии. Но враги демократии
действуют и более тонкими
и безопасными методами, позволяющими
покончить с ней медленно. Постепенно
и незаметно происходит эрозия демократических
свобод, гарантий и процессов. При
этом нельзя указать точную дату, когда
демократию следует объявить усопшей.
Можно лишь заметить задним числом
период постепенного удушения, когда
при каждом затягивании петли
демократические деятели как
внутри страны, так и за рубежом
раз за разом упускали шанс дать
отпор, поскольку каждый шаг сам
по себе не казался достаточно серьезным
для полной мобилизации сил. Медленная
смерть коварна: насилие и репрессии,
сопровождающие ее, могут быть столь
же крупными, как и в случае внезапной
смерти, но при этом умирающая демократия
способна прикрыться претензиями на
сохраняющуюся внутреннюю и международную
легитимность, из-за чего оказывается
затруднительным предпринять
Заключение
Сложившийся
в последние годы в России политический
режим вряд ли можно в чистом виде
отнести к какой-то одной его
модели. Выйдя из недр тоталитаризма,
политическая система России пытается
обрести черты развитой демократии.
Однако пока политический строй в
нашей стране отягощен признаками и
иных политических режимов. С одной
стороны, налицо черты демократии: строятся
основы правовой государственности
и создаются устои гражданского
общества; власть на федеральном и
местном уровнях выбираема и
сменяема; действуют механизмы
Литература
1 Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004. с. 128
2 Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С. 49
3 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 105
4 Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004. С. 150
5 Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С. 284