Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим определяется формой государства и присущей ему формой правления.
Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Не удивительно, что, к примеру, польский политолог Е. Вятр под политическим режимом понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.

Содержание работы

Введение
1. Политический режим как категория политологии. Классификации политических режимов
2. Демократический политический режим: основные черты и типы
3. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима
4 Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

Политический  режим

Содержание

 

Введение

1. Политический  режим как категория политологии.  Классификации политических режимов

2. Демократический  политический режим: основные  черты и типы

3. Черты и разновидности  авторитарного и тоталитарного  политического режима

4 Трансформация  тоталитарных и авторитарных  режимов в демократические

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим  определяется формой государства и  присущей ему формой правления.

Понятие "политический режим" появилось в научном  обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни  и политической системы общества в целом. Это понятие имеет  синтезированный характер. Можно  сказать, что характеристика политического  режима наиболее полно показывает подлинные  возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Не удивительно, что, к примеру, польский политолог  Е. Вятр под политическим режимом  понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.

В таком подходе  политический режим совмещает конституцию  страны и политические реальности. Это очень важно. Ибо положения  конституции не всегда могут соответствовать  тому, что реально есть в политической жизни. И вот понятие "политического  режима" совмещает и первое, и  второе. В нем выражается политический климат, существующий в данном обществе.

Можно утверждать, что политический режим охватывает все общество, ибо, как уже отмечалось выше, властные отношения пронизывают  все его сферы. А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия  в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных  отношениях, индивидуальной и группой  психологии граждан, их сознании.

1. Политический  режим как категория политологии.  Классификации политических режимов

 

В науке существуют два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления  власти институтами государства, и  социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью  которых осуществляется реальная публичная  власть и которые в той или  иной мере обусловлены социо-культурными  традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватным способом отображения политического  режима является второй подход. Он позволяет  в качестве агентов власти рассматривать  не только правительство или официальные  структуры, но и все социальные силы, реально влияющие на принятие и осуществление  решений.

Некоторые политологи выделяют несколько основных признаков  политического режима.

Политический режим  недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок к  политической системе, отражая ее динамический аспект.

Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабильность, поскольку все элементы системы  приводит в упорядоченное взаимодействие.

Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему  классу выполнять возложенные на него полномочия. - Любой режим в  своей деятельности обращается к  различным методам достижения целей  и тем самым существенно отличается от других.

Режим по сравнению  с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

Не случайно американские политологи указывают на то, что  тот или иной политический режим  представляет собой специфический  период действия

политической власти в рамках определенной политической системы.

Политический режим  можно охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера  осуществления властных отношений  во всех сферах общественной жизни, которые  оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства  и общества.

Таким образом, политический режим олицетворяет собой всю  политическую систему общества, характер принятия политических решений и  протекания политических процессов, т.к отражает распространение власти на всех уровнях социальной организации общества.

Категория "политический режим", воплощает в себе реальную политическую власть в обществе и  методы ее осуществления. Она характеризует  также то, как соотносятся и  взаимодействуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп  и реальные возможности их осуществления.

На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество  факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические  полномочия государственных органов  и юридические формы их деятельности, соотношение общественно политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономика формы  классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние  на вид политического режима оказывают  исторические традиции страны, а в  более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера  в обществе, которая нe редко складывается вопреки интересам господствующего класса.

Обычно выделяют три основных типа политического  режима: тоталитарный, авторитарный и  демократический.

2. Демократический  политический режим: основные  черты и типы

 

Утверждение демократии и демократических социальных порядков в настоящее время является по сути дела универсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при  этом понимание демократии каждой партией  или движением может существенно  различаться. Это происходит в силу того, что термин "демократия" очень многозначен. Он используется для обозначения не только формы  государственного устройства или политического  режима, но и идеала политической организации  общества. Демократия характеризует  определенные процедуры и технологии реализации власти, тип политической культуры, разновидность идеологии и т.д.

Демократия как  определенная система власти представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Она открыта для любого варианта социального выбора, отвечающего  представлением большинства населения.

Демократия обладает рядом универсальных способов и  механизмов организации политического  порядка. Такая политическая система  предполагает:

обеспечение равного  права всех граждан на участие  в управление делами общества и государства;

систематическую выборность основных органов власти;

наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

абсолютный прирост  правовых механизмов отправления и  смены власти (конституционализм);

профессиональный  характер правления элит;

контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

идейный плюрализм  и конкуренция мнений.

В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании  возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение  граждан в процесс принятия решений  через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Эти  механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.

Универсальные свойства современной демократии связаны  и с идейными основаниями власти. Опыт политического развития последних  десятилетий убедительно показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или  иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида.

Такое идейное основание  функционирование государственных  институтов не только цементирует все  здания демократии, но и отличает демократический  политический режим от всех иных политических режимов.

Разделение властей  является одном из основных принципов  демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребление и возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной с правом. В демократически устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов. Они объединены в рамках трех основных "ветвей":

законодательная;

исполнительная;

судебная.

Эти власти распределены между собой, что позволяет удерживать государственную власть от возможных  злоупотреблений.

Демократический политический режим функционирует на важнейшем  в политическом отношении принципе: решения принимаются большинством с

учетом интересов  меньшинства.

Основные признаки демократического режима сформулированы в основных функциях его парламента:

представительная  функция, которая служит политическому  выражению дифференциации общества по интересам – этнического представительство  интересов, корпоративное, территориальное, партийное и т.д. Парламент призван  обнажать (вскрывать) конфликты интересов  и находить пути их разрешения;

функция власти, т.е. парламент – это орган, принимающей  решения. Он определяет направление  развития общества в целом и его  основных подсистемах, их структуру, политическое содержание;

правотворческая, законодательная  функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию  регуляции поведения людей и  организацией;

функция политического  контроля и привлечения к ответственности, т.е. парламент наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями;

функция легитимности – парламент осуществления эту  деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого  функционирования

 

3. Черты  и разновидности авторитарного  и тоталитарного политического  режима

 

Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный  оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог К. Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся  симпозиум, рассмотревший феномен  тоталитарного государства. В 40-е  и 50-е годы ХХ века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического  режима.

Тоталитаризм - это  такой политический режим, который  характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной  власти над отдельным человеком  и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.

Термин "тоталитаризм" (от лат. totalitas - целостность) появился в 20-х годах прошлого столетия в  Италии и приобрел политическую окраску  после того, как Б. Муссолини использовал  его для характеристики установленных  им политических порядков на основе теории "органистского государства" олицетворявшего  мощь официальной - власти призванного  обеспечить высокую степень сплочения  государства и общества.

К числу главнейших предпосылок возникновения такого режима относится становление индустриального  развитого общества. Одним из существенных следствий этого стало условием становления общественной структуры, что привело к разрушению привычных  связей между традиционными социальными  слоями и группами общества, а также  к появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее  демографических сдвигов отдельный  человек терял социальную устойчивость и стремился отыскать точку опоры  в "понятной" и устремленной в  будущее идеологии.

Тоталитарные тенденции  подстегивались интенсивным развитием  науки и техники, что порождало  иллюзию полной познаваемости законов  природы и общества. В общественном сознании утверждалось представление  о возможности тотального планирования общественного развития в целях  достижения всеобщего процветания  в исторически обозримые сроки. Ставка в практической реализации этого  рода иллюзий делалась на государственный  аппарат с его возможностями  всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни.

В качестве предпосылки  для возникновения тоталитарного  политического режима исследователи  отмечают появление массовых коммуникаций, позволявших не только установление прямых отношений государства с  различными социальными слоями и  группами общества, но и с отдельными гражданами. Утверждению тоталитарных политических режимов, способствовало и улучшение материального состояния  основной массы населения, что еще  больше укрепляло убежденность общества в пользе дальнейшей централизации  власти и всемерного контроля государства  над всеми сферами жизнедеятельности  людей.

Значительную роль в становлении тоталитарного  политического режима играют социально-экономические  предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного  строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию  экономических бедствий большей  части населения. В результате кризиса  значительная часть общества оказывается  на обочине общественного развития, лишается привычной общественной среды, образуя слой маргиналов. А это, в  свою очередь, порождает среди части  общества агрессивность, стремление радикально преобразовать общественную структуру.

Информация о работе Политический режим