Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:26, реферат
Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.).
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА |
Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач. Как мы уже говорили, долгое время политический режим не отделяли от формы правления и классифицировали их в зависимости от источника власти (либо один – монархия, либо небольшая группа – олигархия и др., либо большинство – демократия). В ХХ веке уже говорят о режиме. Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии: 1) роль и функции главы государства в системе политического руководства; 2) порядок формирования представительных учреждений; 3) положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции; 4) правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан; 5) взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром; 6) роль органов подавления в государстве; 7) наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности. Для определения политического режима необходимо сопоставить официальные правовые нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели – с реальной политикой, проводимой в государстве. И при этом больше внимания уделяют не документам и декларациям, а реальному механизму функционирования власти. Какова же классификация
политических режимов? Марксизм классифицирует
их по тем же классовым критериям,
что и политические системы. Но большинство
политологов условно делят их
на демократический и Каковы факторы, влияющие на формирование политического режима? Выделяют несколько факторов: · организация власти (все режимы имеют традиционный набор государственных структур и ветвей власти; важно, как именно они взаимодействуют); · легитимация режима, организация поддержки (здесь важно, на чем основана легитимность режима – на традиции, харизме или легальности; какова поддержка обществом – эмоциональная или инструментальная, т.е. что поддерживают – государство как таковое? ценности? режим как таковой? сложившиеся правила? или это конкретная поддержка – партии, личности и т.д.); · оформление интересов (здесь анализируют наличие и роль групп интересов. Группы могут функционировать как самостоятельные субъекты политики, а могут влиться в аппарат власти [например, партия]); · организация прав. Выделяют ряд уровней правового статуса личности: 1) естественные права, 2) гражданские права, 3) политические права, 4) социальные права. Здесь важен приоритет опред. прав: в демократическом режиме – приоритет естественных и гражданских прав, в тоталитарном коммунистическом режиме – социальных прав, в древнегреческом полисе – политических прав; · цели и задачи правящих социальных групп. Политический курс – это цель, а политический режим – средство достижения цели; · идеологическая направленность правящих групп и представляющих их партий; · острота борьбы в обществе различных сил; · международное положение страны, характер ее внешней политики (агрессивный или миролюбивый); · экономическое положение в стране и уровень ее развития; · уровень политического сознания, политической культуры граждан, традиций данного общества. Большое влияние
на режим оказывает форма |
Понятие «демократия»
переводится как «власть
Как особая форма государственного устройства, основанная на признании народа источником власти и его права участвовать в решении государственных дел, она зародилась примерно в V в. до н.э. Важнейшие признаки демократического правления, такие как выборность и признание права за большинством, уходят корнями в древнейшую историю человеческого общества, в родоплеменные отношения. Многообразные современные демократические государства глубоко различаются, и все же они имеют ряд общих, объединяющих черт.
Признаки демократического политического режима:
1. Признание народа источником верховной государственной власти. Народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
2. Проведение свободных выборов.
3. Постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).
4. Существование легальной оппозиции. В условиях демократического режима главная и естественная обязанность большинства —уважение меньшинства и его права на создание оппозиции.
5. Наличие реально функционирующей многопартийной системы.
6. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная).
7. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получить полное представление о существе рассматриваемого вопроса; право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.
8. Верховенство
закона во всех сферах жизни
общества, формирование правового
государства. Основным
9 права и свободы гарантированы законом;
10.СМИ относительно свободны , но они отражают мнения и настроение общ-ва;
Выделяют след. формы демократи
- прямая – исходит из того, что народ сам должен принимать решения;
- представительная – воля народа может выражаться не только им самим во время голосования, но и его представителями в органах власти.
- Либеральные - демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства
- Плюралистические - исходят из того, что главными субьектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей.
- Коллективистские - исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимымнеотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства.
Тоталитаризм (от лат. Totalis – весь, целый, полный) – политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю всех сторон общественной жизни. Тоталитаризм – разновидность диктатуры. Термин «тоталитаризм» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения и режима. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма».
Несмотря на все очевидные
отрицательные аспекты
Тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения определенных целей. Некоторые исследователи даже рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Коммунистическая форма
тоталитаризма приобрела
Привлекательности тоталитаризма способствует и страх еще не отделившегося от общинно-коллективистского строя индивидуума перед отчуждением, конкуренцией, ответственностью, свойственных так называемому рыночному обществу.
Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.
Итак, как мы видим, у тоталитаризма,
безусловно, есть и свои плюсы. Более
того, в мире и по сей день существуют
ярые приверженцы этого
Минусы тоталитарного строя и его обреченность
И все же тоталитаризм –
исторически обреченный строй. Это
общество-самоед, не способное к
эффективному созиданию, инициативному
хозяйствованию и существующее главным
образом за счет богатых природных
ресурсов, эксплуатации, ограничения
потребления большинства
Условная стабильность
тоталитаризма постепенно
Тоталитаризм – закрытое
общество, не приспособленное к
своевременному качественному
1. Сущность и особенности
авторитарного политического
1.1. Понятие и сущность авторитаризма.
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.
Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.
Авторитарный режим —
В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.
Исторически авторитаризм существовал
в разных формах в самые разные
эпохи и в различных странах
(например, античные греческие и
восточные деспотии и тирании - Персия,
Спарта, многие другие феодальные абсолютистские
режимы и т.д.). Его теория была впервые
разработана
Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г.Трайчке). Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.
В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого французского идеолога и политика Ш.Морраса, для которого индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма до крайних тоталитарных форм.
В послевоенный период появились новые
представления об элитарном и
технократическом авторитаризме, в
котором роль авторитарного правления
отводится высшей администрации
государства, обладающей превосходящей
другие уровни политической системы
высокой профессиональной компетенцией.
Авторитаризм стал, в конечном счете,
формой решения политических проблем
(реформ, преобразований, перестроек) сверху,
силами власти, и оказался в этом
смысле весьма уязвимым и зависимым
от отношения общества к действиям
авторитарной власти, перед выбором:
демократизировать режим и