Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:26, реферат

Описание работы

Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.).

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО  РЕЖИМА

Политический  режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Как мы уже говорили, долгое время политический режим  не отделяли от формы правления и  классифицировали их в зависимости  от источника власти (либо один –  монархия, либо небольшая группа –  олигархия и др., либо большинство  – демократия). В ХХ веке уже говорят  о режиме. Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

1)      роль и функции главы государства в системе политического руководства;

2)      порядок формирования представительных учреждений;

3)      положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

4)      правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

5)      взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

6)      роль органов подавления в государстве;

7)      наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

Для определения  политического режима необходимо сопоставить  официальные правовые нормы с  реальной политической жизнью, провозглашенные  цели – с реальной политикой, проводимой в государстве. И при этом больше внимания уделяют не документам и  декларациям, а реальному механизму  функционирования власти.

Какова же классификация  политических режимов? Марксизм классифицирует их по тем же классовым критериям, что и политические системы. Но большинство  политологов условно делят их на демократический и недемократический  режим, а последний – на авторитарный и тоталитарный. В чистом виде они  встречаются редко, чаще – сочетания, смешанные режимы. Максимально общий  критерий – степень автономии  подсистем политической системы (чем  больше автономии, тем больше демократии). Все сходятся на том, что главные  критерии – степень развитости демократии и реальный правовой статус личности.

Каковы факторы, влияющие на формирование политического  режима? Выделяют несколько факторов:

·        организация власти (все режимы имеют традиционный набор государственных структур и ветвей власти; важно, как именно они взаимодействуют);

·        легитимация режима, организация поддержки (здесь важно, на чем основана легитимность режима – на традиции, харизме или легальности; какова поддержка обществом – эмоциональная или инструментальная, т.е. что поддерживают – государство как таковое? ценности? режим как таковой? сложившиеся правила? или это конкретная поддержка – партии, личности и т.д.);

·        оформление интересов (здесь анализируют наличие и роль групп интересов. Группы могут функционировать как самостоятельные субъекты политики, а могут влиться в аппарат власти [например, партия]);

·        организация прав. Выделяют ряд уровней правового статуса личности: 1) естественные права, 2) гражданские права, 3) политические права, 4) социальные права. Здесь важен приоритет опред. прав: в демократическом режиме – приоритет естественных и гражданских прав, в тоталитарном коммунистическом режиме – социальных прав, в древнегреческом полисе – политических прав;

·        цели и задачи правящих социальных групп. Политический курс – это цель, а политический режим – средство достижения цели;

·        идеологическая направленность правящих групп и представляющих их партий;

·        острота борьбы в обществе различных сил;

·        международное положение страны, характер ее внешней политики (агрессивный или миролюбивый);

·        экономическое положение в стране и уровень ее развития;

·        уровень политического сознания, политической культуры граждан, традиций данного общества.

Большое влияние  на режим оказывает форма правления. Но на практике часто встречается  противоречие между ними. Например, Куба, КНДР, Ирак, являясь республиками по форме правления, с выборными  органами власти, по политическому  режиму – авторитарные и тоталитарные. А Швеция, Дания, Голландия – монархии по форме и образцы демократии по режиму.


Понятие «демократия» переводится как «власть народа». Демократия – это форма общественного  устройства, основанная на участии  всех членов обществава в деятельности государствава и принятие решений по большинству голосов. Демократия – основной ценностный идеал обществ. устройства. Она рассматривается как соц. и полит-ое движение за народовластие, поэтому современ-ое демок-ое движение разнообразно.

Как особая форма  государственного устройства, основанная на признании народа источником власти и его права участвовать в решении государственных дел, она зародилась примерно в V в. до н.э. Важнейшие признаки демократического правления, такие как выборность и признание права за большинством, уходят корнями в древнейшую историю человеческого общества, в родоплеменные отношения. Многообразные современные демократические государства глубоко различаются, и все же они имеют ряд общих, объединяющих черт.

Признаки демократического политического режима:

1.  Признание народа источником верховной государственной власти. Народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве,  что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

2.  Проведение свободных выборов.

3.  Постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

4.  Существование легальной оппозиции. В условиях демократического режима главная и естественная обязанность большинства —уважение меньшинства и его права на создание оппозиции.

5.  Наличие реально функционирующей многопартийной системы.

6.  Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная).

7.  Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получить полное представление о существе рассматриваемого вопроса; право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

8. Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества, формирование правового  государства. Основным лозунгом  данного политического режима  является лозунг "Разрешено все, что не запрещено законом". 

9 права и свободы  гарантированы законом;

10.СМИ относительно  свободны , но они отражают мнения и настроение общ-ва;

Выделяют след. формы демократии:

- прямая – исходит из того, что народ сам должен принимать решения;

- представительная – воля народа может выражаться не только им самим во время голосования, но и его представителями в органах власти.  

- Либеральные - демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства

- Плюралистические - исходят из того, что главными субьектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей.

- Коллективистские - исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимымнеотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства.

 

Тоталитаризм (от лат. Totalis – весь, целый, полный) – политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю всех сторон общественной жизни. Тоталитаризм – разновидность диктатуры. Термин «тоталитаризм» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения и режима. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма».

    1. Плюсы тоталитарного строя

Несмотря на все очевидные  отрицательные аспекты тоталитаризма, он имеет и свои положительные  стороны.

Тоталитарная система  обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения определенных целей. Некоторые исследователи даже рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистическая форма  тоталитаризма приобрела значительную популярность в мире, поскольку коммунизм  связан с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, социально-эмансипаторские и эгалитаристские идеи.

Привлекательности тоталитаризма  способствует и страх еще не отделившегося  от общинно-коллективистского строя индивидуума перед отчуждением, конкуренцией, ответственностью, свойственных так называемому рыночному обществу.

Живучесть тоталитарной системы  объясняется также наличием огромного  аппарата социального контроля и  принуждения, жестоким подавлением  всякой оппозиции.

Итак, как мы видим, у тоталитаризма, безусловно, есть и свои плюсы. Более  того, в мире и по сей день существуют ярые приверженцы этого политического  режима, например, в России уже ни один год успешно реализует себя коммунистическая партия.

 

Минусы тоталитарного  строя и его обреченность

И все же тоталитаризм –  исторически обреченный строй. Это  общество-самоед, не способное к  эффективному созиданию, инициативному  хозяйствованию и существующее главным  образом за счет богатых природных  ресурсов, эксплуатации, ограничения  потребления большинства населения.

 Условная стабильность  тоталитаризма постепенно разрушается  из-за низкой степени адаптации  на новые требования, неразвитости  процессов артикуляции, агрегирования  интересов и  претензии государства  на монопольное обладание якобы  единственно верной истиной.

 Тоталитаризм – закрытое  общество, не приспособленное к  своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно  изменяющегося внешнего мира. Адаптивные  возможности тоталитаризма ограничены  идеологическими догмами. А сами  тоталитарные руководители являются  пленниками утопической по своей  сути идеологии и пропаганды.

 

1. Сущность и особенности  авторитарного политического режима

1.1. Понятие и сущность  авторитаризма.

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

В настоящее время во многих современных  странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.

Исторически авторитаризм существовал  в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и  восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые  разработана ультраконсервативными  и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С развитием индустриального общества идея авторитаризма стала принимать оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).

Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г.Трайчке). Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.

В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого  французского идеолога и политика Ш.Морраса, для которого индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма до крайних тоталитарных форм.

В послевоенный период появились новые  представления об элитарном и  технократическом авторитаризме, в  котором роль авторитарного правления  отводится высшей администрации  государства, обладающей превосходящей  другие уровни политической системы  высокой профессиональной компетенцией. Авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силами власти, и оказался в этом смысле весьма уязвимым и зависимым  от отношения общества к действиям  авторитарной власти, перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа, либо ужесточить политику и перейти к принуждению  и диктату. Более распространенный вариант авторитаризма - режим замедленного развития, устоявшихся иерархических отношений, репрессивного контроля, экономической стагнации.

Информация о работе Политический режим