Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:09, лекция

Описание работы

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Файлы: 1 файл

полит практика 6.docx

— 24.20 Кб (Скачать файл)

Политические  режимы.

  1. Понятие политического режима. Типы политических режимов.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В широком смысле слова  политический режим характеризует  реальное распределение политической власти и влияние в государстве  и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который  позволяет отличать одно государство  от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов  политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).

     В более  узком значении слова политический  режим характеризуется как совокупность  способов и методов осуществления  государственной власти (демократические  и недемократические политические  режимы). В связи с широким (способ  функционирования политической  системы) и более узким толкованием  категории «политический режим»  в политической науке нередко  делается различие между понятиями  «государственный режим» и «политический  режим.

    В современной  политологии выделяют различные  типы политических режимов. В  качестве критериев классификации  политических режимов чаще всего  используются такие признаки, как:  наличие или отсутствие свободы  политического выбора, степень и  реальное выражение плюрализма  интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства  и гражданского общества, уровень  политических свобод, наличие оппозиции,  тип политической культуры и другие.

    Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
  • авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
  • тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

     Безусловно, в  реальной политической жизни  указанные типы политических  режимов в чистом виде встречаются  редко. Их классификация необходима  для сравнительной характеристики  методов и способов осуществления  власти. Каждый из них имеет  свои разновидности.

    Кроме того, возможны  режимы смешанного и переходного  типов, в частности: авторитарно-демократический,  демократически-авторитарный, анархо-демократический,  жестко-авторитарный, автократический,  смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический.

  1. Тоталитаризм как политический феномен. Авторитаризм.

Тоталитаризм – это  политический режим, при котором  государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима.

Тоталитаризм – это  феномен XX в. В его становлении  и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как  правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма  совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в  становлении тоталитаризма сыграли  технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это  реакция общества на кризисы периода  индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и  национальной идентичности порождают  стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий  порядок и гарантирующей быстрое  решение самых острых и неотложных социальных проблем. Тоталитаризм возникает  в результате распада традиционных социальных структур и деморализации  общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт).

Другой причиной, обусловливающей  возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики  и провозглашение такой организации  общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Духовными истоками тоталитаризма  являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться  в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Формированию тоталитаризма  в немалой степени способствует выход на политическую авансцену  массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают  «поле» становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается  в том, что его «творцом» (в  отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Существенными чертами авторитаризма  являются:

♦ монополия на власть одной  группы, партии или коалиции, которая  никому не подотчетна;

♦ полный или частичный  запрет на деятельность оппозиции;

♦ сильно централизованная монистическая структура власти;

♦ сохранение ограниченного  плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и  государством;

♦ отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация  как главные способы рекрутации правящей элиты;

♦ отсутствие возможности  ненасильственной смены власти;

♦ активное использование  силовых структур для удержания  власти.

Главным отличием авторитаризма  от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и  государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия  государства распространяется исключительно  на политическую сферу, в которой  либо полностью исключается, либо сохраняется  в ограниченном виде конкуренция.

Различают несколько типов  авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм «развития».

 

  1. Понятие демократии. Проблема развития демократии на современном этапе как одной из важнейших проблем в политологии.

Демократия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  • Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов.
  • Народ является единственно легитимным источником власти.
  • Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Народное правление требует  обеспечения ряда прав для каждого  члена общества. С демократией  связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

 

Цели и требования демократизации власти и социальных порядков являются в настоящее время едва ли ни универсальными лозунгами политических движений любого типа. Но при этом каждая из провозглашающих  данные цели партий понимает демократию по-своему. На разнородность политических требований накладывается и семантическая  многозначность термина «демократия», позволяющая использовать его для  обозначения не только формы государственного устройства или типа политической системы, но и идеала политического устройства общества, совокупности определенных процедур и технологий организации  власти, разновидности идеологии, типа политической культуры и т.д. Что  же на самом деле представляет собой демократия?

Однако, несмотря на различия в подходах к демократии или оценках  первоочередных задач, любая создаваемая  модель ее должна непременно учитывать  наличие у нее внутренних противоречий. Игнорирование внутренних противоречий или неготовность к ним при  практических преобразованиях способны поставить под сомнение проектируемые  цели, вызвать истощение государственных  ресурсов, спровоцировать разочарование  масс или элит в идеалах демократического строя и даже создать условия  для преобразования демократических  режимов в тоталитарные и авторитарные.

 

Данные противоречия вызваны  не только несовпадением формальных и реальных оснований демократии, но и теми внутренними конфликтами, которые заложены в самой природе  публичной власти и которые не способна окончательно разрешить даже эта форма политического устройства (реальное неравенство людей и  их способностей, преимущества статусов институтов власти перед статусом личности и т.д.). Итальянский теоретик Н. Боббио образно называл эти противоречия «невыполняемыми обещаниями» демократии, к наличию которых надо относиться как к неизбежным политическим трудностям.

Существенные сложности  для приверженцев демократических  порядков создают и противоречия в духовной сфере общества. Так, необходимость проведения единой государственной политики неизбежно должна опираться на известную систему ценностей, совокупность идеалов и принципов, определяющих приоритеты государства в области экономических или иных общественных преобразований. В то же время такая явная или неявная опора на единство духовных ориентации населения противоречит принципам идейного плюрализма, являющегося базовым элементом всего здания демократии. Иными словами, если, как предупреждал еще А. Хайек, духовная свобода неизбежно предполагает расширение информационного поля власти, то это неизбежно уменьшает возможности целенаправленного информационного регулирования поведением людей. Поэтому, постоянно порождая многомыслие, диверсифицируя (делая разнообразным) духовное пространство общества, демократия подрывает свои возможности к выстраиванию единой линии политического развития социума.

Серьезные трудности испытывает демократия и в области международных  отношений, ставящих сегодня вопрос о выживаемости ее принципов в  этой области политических отношений. В данном смысле даже те колоссальные успехи, которых добились многие развитые страны в плане установления данных политических порядков, не способны решить данные проблемы. В частности, возникновение и обострение на рубеже II и III тысячелетий глобальных кризисов (экологического, а также угрозы перенаселения планеты, голода, распространения оружия массового поражения и т.д.), необходимость упорядочивания и регулирования мировых финансовых (в том числе криминальных) потоков в рамках складывающегося нового мирового разделения труда и ряд других аналогичных явлений настоятельно ставят вопрос о пересмотре государствами границ своего демократического контроля за внутренними и внешними политическими процессами. Как справедливо указывает известный американский исследователь Д. Хелд, «глобальные зависимости изменяют демократию».


Информация о работе Политический режим