Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:14, реферат
Любой форме государственной власти присущи определенные методы, с помощью которых осуществляется внутренняя и внешняя политика. Совокупность этих методов создает и определенный политический режим, который определяется наличием отношений, применяемых властями средств и методов сложившимися отношениями государственной власти и общества, господствующими формами идеологии, социальными и классовыми взаимоотношениями, политической культурой. Одной из таких форм политического режима является тоталитаризм
Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………3
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.……………………………………….. …...…7
Сравнение основных типов политических режимов (таблица).……… …10
Список использованной литературы…………………………..………...…12
В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация" [6].
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу, активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации:
- оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
- вторичная модернизация
- был характерен для стран, отставших
в своем развитии и пытавшихся
догнать передовые более
Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации [3]:
- идентичности (связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта),
- легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти),
- участия (возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти),
- проникновения (проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни),
- распределения (неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ).
Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократизации стереотипов традиционалистской политической культуры, а главное – повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеологическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких социальных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствующее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тенденций в развитии нашей страны [3].
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Государство стремится |
Государство устанавливает
жесткий контроль за политической сферой,
но при этом не вмешивается |
Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство в свою очередь регулирует соблюдение прав и свобод граждан |
Характер партийной системы |
Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил |
При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, но лишь при условии их подконтрольности властям |
Многопартийная политическая система |
Развитость гражданского общества |
При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно этатизируется (т.е. происходит огосударствление) |
Государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. |
Развитое гражданское общество, признание народа в качестве субъекта власти |
Соблюдение прав и свобод человека |
Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор |
Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. |
Государство гарантирует основные права и свободы человека |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
Командно-административная система управления экономикой, практически полное огосударствление экономики |
Ограниченное вмешательство в экономику, хотя имеется
возможность влиять и на стратегию экономического
развития, |
Рыночная экономика, ограничение
вмешательства государства |
Идеологическая ситуация |
Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни |
Политический лидер определяет идеологию |
Диалог народа с властью, политический плюрализм (от лат. разные мнения) |
Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: МГОПУ, 2005.
Политология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, А. С. Гречин, В. Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
Политология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: Учебное пособие. – М.: «Интерпракс», 1995.
http://www.gumer.info/