Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:14, доклад
Фундаментальным основанием политики является власть. Поэтому столь важным становится ответ на вопрос о том, кто выступает реальным носителем властных полномочий. И хотя конституции многих государств закрепляют положение о том, что источником власти является народ, на самом деле все не так просто. Политическая практика убеждает нас в том, что процесс распределения власти не означает равномерного участия в нем всех граждан. В любом обществе к власти причастен узкий круг людей - политическая элита. А в ее составе особое место занимают отдельные представители, которые отличаются явным приоритетом во влиянии на общество - политические лидеры. Именно эти люди на протяжении многих веков служили живым воплощением власти.
Введение
1. Понятие политического лидерства
2. Современные теории политического лидерства
3. Типология политических лидеров
4. Функции политических лидеров
5. Лидерство в XXI веке
Заключение
Список использованной литературы
Синтетическая теория лидерства. Попыткой преодолеть ограниченность рассмотренный подходов и представить компромиссный вариант решения проблемы можно считать синтетическую теорию лидерства. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строится на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание, в том числе:
- изучение личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения;
- анализа окружения лидера, его последователей и оппонентов;
- рассмотрения отношений между лидером и сторонниками;
- анализа результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных ситуациях.
Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую роль может сыграть тот или иной фактор.
3. Типология политических лидеров
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Различные попытки их типологизации на основе тех или иных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.
Типологизация М.Вебера. Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее, он до сих пор сохранятся в ряде стран Азии и Африки.
Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных политических демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).
Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, - вере в его харизму (от греч. - дар божий). Для Вебера харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.
В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющего более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, т.е. трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный.
Некоторые из современных аналитиков утверждают, что эффективность лидерства опирается не только на харизму, но и на специфический политтранс, в который способен погружать толпу именно лидер харизматического типа. «Эффективная харизма политического лидерства должна навеивать «страх и трепет». Именно страх - предпосылка транса - утверждает А. Сосланд в статье «Путин: разгадка секрета». - Политтранс - это специфическое состояние, которое заставляет людей чувствовать интенсивное волнение при взгляде на лидера, воспринимать его иррационально, на волне бурных эмоций.»
Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И. Сталин, Мао Цзедун, Ш. де Голль.
Типология Р. Такера. В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.
Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип консерваторы встречаются достаточно редко, чаще проявляя эту направленность в какой-либо из сфер своей деятельности. Приверженность консерватизму во внешней политике проявлял У. Черчилль, отказавшись от искушения заключить союз с нацистской Германией в 1936 г., объяснив это тем, что «на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте».
Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование прежде всего властных структур. К этому типу лидером можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.
В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение - фундаментальное переустройство общественной системы.
Примером этого типа лидеров может быть Фидель Кастро.
Типология М. Дж. Херманн. Другой весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. Она выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:
- характера лидера;
- свойств его сторонников;
- способов взаимосвязи лидера и его последователей;
- конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый собирательный образ лидера - знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Его приверженцы не оказывают на него серьезного влияния. К этому типу можно отнести В. Ленина.
Второй образ - служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники. Примерами такого типа лидера могут быть Г. Коль и Л. Брежнев, выражавший интересы советской бюрократии.
Третий образ - торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать. Именно благодаря этой способности лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Примером подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.
Четвертый образ - пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.
Выделение этих собирательных образов в достаточной степени условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего лидер на различных этапах своей политической карьеры сочетает те или иные свойства каждого из перечисленных типов.
Типология по отношению к власти. Еще одна возможная типология политических лидеров строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство в частности связаны с феноменом власти: Кто занимается политикой, тот стремится к власти, - напоминал М. Вебер, - либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическими), либо к власти «ради нее самой».
По отношению к власти выделяют оппозиционных и властвующих лидеров.
Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационной и конструктивной. Конфронтационно-оппозицинный лидер - непримиримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.
Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга. Такую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. Оценки здесь расставляет История. Например, биография Ш. де Голля убедительно доказывает, что вопреки его репутации политика, стремившегося прежде всего к личной власти, она была для него лишь средством осуществления определенной политической программы. Ш. де Голль расстался с властью, уйдя в 1969 г. в отставку, когда убедился, что предлагаемые им политические реформы отвергает большинство французов.
политическое лидерство авторитет
4. Функции политических лидеров
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами. Среди наиболее значимых функций можно выделить следующие.
Аналитическая функция - глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.
Организаторская функция - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.
Интегративная функция - объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф. Рузвельта, который умело управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для конструктивного решения различных социальных и политических проблем.
Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование обновления. При этом политическому лидеру не стоит пускаться в масштабные и малоподготовленные перестроечные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения». Примерами крупных инновационных концепций и программ могут служить «Новый курс» Ф.Рузвельта, идея «общеевропейского дома» Ш. де Голля, концепция «народного капитализма» М. Тэтчер.
Коммуникативная функция - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной Украины, где в последние годы прослеживается неуклонное снижение доверия граждан к власти. Классическим образцом реализации коммуникативной функции может служить пример введения в практику Ф.Д.Рузвельтом в 30-х годах еженедельных радиообращений к гражданам - его знаменитых «бесед у камина», в которых он разъяснял проводимый им «Новый курс» по преодолению кризиса. При этом он сумел не только наладить контакт с американцами, вселить в них надежду, сохранить доверие избирателей, но и заручиться поддержкой самых широких слоев населения и вторично стать президентом.
Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1958 г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнить именно эту миссию принесла генералу де Голлю поддержку разнородных политических сил и широких слоев населения.
5. Лидерство в XXI веке
Самое современное суждение о политическом лидерстве соотносится по-прежнему не только с понятиями власти и влияния, но также с представлениями об управлении и администрировании. Однако соотношение категорий «лидерство» и «администрирование» рассматривается на примере организации (главным образом в бизнесе), т.е. обсуждение лидерства связывается с понятием менеджмента. К концу ХХ в. общее представление о природе лидерства претерпело некоторые изменения. Принято считать, что лидерство как деятельность, подобно процессу коммуникации, пронизывает всю систему управления организацией. Дело не только в том, что назначенный администратор может быть признан организационным лидером, т.е. формальный статус сегодня желательно подкрепить лидерской ролью. В чем же сущность лидерства в организации? Веберовский бюрократ принимал решения вне ценностного контекста, а вот современный лидер-администратор не игнорирует ценностный компонент. Значит, процесс принятия решений включает в себя и мотивацию подчиненных. Из мотивов главным является высший мотив самореализации, когда подчиненные вносят в производственный процесс свой собственный вклад. Основным ресурсом современной организации считается информация, но ею сегодня обладает не только начальник, но обладают также и компетентные служащие. Поэтому родился новый постулат теории лидерства, что не только босс, но и служащие могут быть руководителями. Возникает вопрос: как это может происходить, ведь у них нет высшего статуса? Но дело в том, что изменились основания лидерства, оно теперь рассредоточивается в организации (как в иерархии, так и в горизонтальных связях). Причина лидерства теперь не в должности, а в знании. Если человек обладает знанием того, как изменить направление развития организации, то он способен стать лидером. В результате сегодня принято считать, что лидерство имеет направление не только «верх - низ», но и может возникать снизу.
Информация о работе Политическое лидерство. Функции политического лидера